Цель урока: Познакомиться с понятием «вид» - морфологическим признаком глагола - и способом определения совершенного, несовершенного вида.
Задачи:
- обучающие
Повторить изученное о глаголе как части речи.
Познакомить со способом определения совершенного, несовершенного вида.
Формировать умение правильно определять вид глагола.
- развивающие
Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении упражнений.
Развивать познавательную деятельность учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркости.
-воспитательные
Воспитывать внимание к слову.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер ИКТ (презентация), карточки.
Технологии: Технология игровых методов (Игра «Найди лишнее»); компьютерная технология; Проблемное обучение (работа с текстом); Здоровьесберегающая технология (зарядка)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Познакомиться с понятием «вид» - морфологическим признаком глагола - и способом определения совершенного, несовершенного вида.
Задачи:
- обучающие
Повторить изученное о глаголе как части речи.
Познакомить со способом определения совершенного, несовершенного вида.
Формировать умение правильноопределять вид глагола.
- развивающие
Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении упражнений.
Развивать познавательную деятельность учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркости.
-воспитательные
Воспитывать внимание к слову.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная,индивидуальная.
Оборудование: компьютер ИКТ (презентация), карточки.
Технологии: Технология игровых методов (Игра «Найди лишнее»); компьютерная технология; Проблемное обучение (работа с текстом); Здоровьесберегающая технология (зарядка)
Ход урока:
Организационный момент(1,5 мин.).
(Тема записывается позже).
2. Опрос (фронтальный)(3 мин.) (Слайд №3)
1. Какой частью речи является глагол?
2. Что обозначает глагол?
3. На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?
4. Как изменяются глаголы?
5. Какую синтаксическую роль глагол выполняет в предложении?
Ребята, проверим домашнее задание. Посмотрите на доску и скажите, правильно ли справился с упражнением один мальчик. Какие орфографические ошибки он допустил?
Ответ учащихся. В тексте допущено 4 ошибки.
(скупиться, торопиться, не стыдиться). Проверьте свою запись.
На доброе слово Со словом обидным
Не надо скупиться. Нельзя торопиться,
Сказать это слово - Чтоб завтра
Что дать напиться. Себя самого не стыдиться.
Учитель: Хорошо, нашли все ошибки. Это стихотворение вы писали по памяти. А все ли правильно написали? Может быть, кто-то учил, но не выучил? Чем отличаются эти два глагола?
Ответ:
«Учил» - глагол, обозначающий действие, которое человек выполнял,
а «не выучил» - глагол, обозначающий действие, которое человек не выполнил.
Учитель: Итак, мы подошли в наших рассуждениях к новой теме.
4. Новый материал.Слово учителя.(6-7 мин.)(Слайд№6)
На доске слова:
Решаю пример решил пример
Пишу письмо написал письмо
Читаю книгу прочитал книгу
Учитель:
Посмотрите на словосочетания, скажите, чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго?
Ответы учащихся. (Морфемным составом, вопросом, в глаголах первого столбика действие до конца не совершено, во втором доведено до результата).
Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика, второго столбика? Какой можно сделать вывод?
Ответ. Что делаю? Что сделал?
Вывод: По этим вопросам мы узнаём вид глагола.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. (Слайд№ 7)
Запись темы в тетрадь. Виды глагола.
(Показ слайда.) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы:
Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:
Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
Вопрос: У глаголов какого вида есть только два времени?
Ответ: У глаголов совершенного вида (прошедшее и будущее время).
Способ определения вида глагола - вопрос, на который он отвечает и указывает на завершённость или незавершённость действия.
5. Физ.минутка (1-1,5мин.)
6. Закрепление материала. (25 мин.)
Учитель: Откройте параграф 112., стр. 253. Посмотрите на иллюстрации.
Под какой из них мы подписали бы «Дети решали задачу». А под какой - «Дети решили задачу». Почему?
Ответ: Под первой - «Дети решали задачу», под второй - «Дети решили задачу», так как мы видим, что на первой картинке дети думают, пишут, действие в процессе, а на второй - они рады, потому что решили задачу. Действие завершено.
Устная тренировка в определении вида глагола.
Упражнение № 648. По цепочке называем глаголы, определяем их вид, подбираем видовую пару.
Выпишите из упр. 645 в два столбика глаголы несовершенного и совершенного вида, укажите время. В каких словах есть орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова»?
Ответ
Совершенный Несовершенный
Вид вид
Застучали печёт
Грянет стоит
Бережёт
Шёл
Орфограмма №1. Печёт, стоит, бережет.
Карточка
Подбери видовую пару к глаголу, определи, с помощью какой морфемы она образовалась. (2ученика на листочке).