kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока:  Познакомиться  с понятием «вид» - морфологическим признаком глагола - и способом определения совершенного, несовершенного вида.      

Задачи:

- обучающие

Повторить  изученное о  глаголе как части речи.

Познакомить  со  способом   определения совершенного, несовершенного вида.

Формировать умение правильно определять вид глагола.

- развивающие

Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении упражнений.

Развивать  познавательную деятельность учащихся, орфографическую  и  пунктуационную зоркости.

-воспитательные

Воспитывать внимание к слову.

Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер ИКТ (презентация), карточки.

   Технологии: Технология игровых методов (Игра «Найди лишнее»); компьютерная      технология; Проблемное обучение  (работа с текстом); Здоровьесберегающая технология (зарядка)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды глагола»

Тема урока: Виды глагола


Цель урока: Познакомиться с понятием «вид» - морфологическим признаком глагола - и способом определения совершенного, несовершенного вида.


Задачи:

- обучающие

Повторить изученное о глаголе как части речи.

Познакомить со способом определения совершенного, несовершенного вида.

Формировать умение правильно определять вид глагола.

- развивающие

Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении упражнений.

Развивать познавательную деятельность учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркости.

-воспитательные

Воспитывать внимание к слову.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер ИКТ (презентация), карточки.

Технологии: Технология игровых методов (Игра «Найди лишнее»); компьютерная технология; Проблемное обучение (работа с текстом); Здоровьесберегающая технология (зарядка)


Ход урока:

  1. Организационный момент (1,5 мин.).

(Тема записывается позже).

2. Опрос (фронтальный) (3 мин.) (Слайд №3)

1. Какой частью речи является глагол?

2. Что обозначает глагол?

3. На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

4. Как изменяются глаголы?

5. Какую синтаксическую роль глагол выполняет в предложении?

6. Как пишется НЕ с глаголами?

3. Проверка домашнего задания. ( упр. 643) (3 мин.)

Текст упражнения (Слайды№ 4,5)


На доброе слово Со словом обидным

Не надо скупится. Нельзя торопится,

Сказать это слово - Чтоб завтра

Что дать напиться. Себя самого нестыдится.


Учитель:

Ребята, проверим домашнее задание. Посмотрите на доску и скажите, правильно ли справился с упражнением один мальчик. Какие орфографические ошибки он допустил?

Ответ учащихся. В тексте допущено 4 ошибки.

(скупиться, торопиться, не стыдиться). Проверьте свою запись.


На доброе слово Со словом обидным

Не надо скупиться. Нельзя торопиться,

Сказать это слово - Чтоб завтра

Что дать напиться. Себя самого не стыдиться.


Учитель: Хорошо, нашли все ошибки. Это стихотворение вы писали по памяти. А все ли правильно написали? Может быть, кто-то учил, но не выучил? Чем отличаются эти два глагола?

Ответ:

«Учил» - глагол, обозначающий действие, которое человек выполнял,

а «не выучил» - глагол, обозначающий действие, которое человек не выполнил.

Учитель: Итак, мы подошли в наших рассуждениях к новой теме.


4. Новый материал. Слово учителя. (6-7 мин.) (Слайд №6)


На доске слова:

Решаю пример решил пример

Пишу письмо написал письмо

Читаю книгу прочитал книгу

Учитель:

Посмотрите на словосочетания, скажите, чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго?

Ответы учащихся. (Морфемным составом, вопросом, в глаголах первого столбика действие до конца не совершено, во втором доведено до результата).

Учитель: На какой вопрос отвечают глаголы первого столбика, второго столбика? Какой можно сделать вывод?

Ответ. Что делаю? Что сделал?

Вывод: По этим вопросам мы узнаём вид глагола.


Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. (Слайд№ 7)


Запись темы в тетрадь. Виды глагола.


(Показ слайда.) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы:


Что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?


Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы:


Что сделать? Что сделал? Что сделаю?


Вопрос: У глаголов какого вида есть только два времени?

Ответ: У глаголов совершенного вида (прошедшее и будущее время).


Способ определения вида глагола - вопрос, на который он отвечает и указывает на завершённость или незавершённость действия.


5. Физ.минутка (1-1,5мин.)

6. Закрепление материала. (25 мин.)


Учитель: Откройте параграф 112., стр. 253. Посмотрите на иллюстрации.

Под какой из них мы подписали бы «Дети решали задачу». А под какой - «Дети решили задачу». Почему?

Ответ: Под первой - «Дети решали задачу», под второй - «Дети решили задачу», так как мы видим, что на первой картинке дети думают, пишут, действие в процессе, а на второй - они рады, потому что решили задачу. Действие завершено.


Устная тренировка в определении вида глагола.

Упражнение № 648. По цепочке называем глаголы, определяем их вид, подбираем видовую пару.


Выборочное списывание (слайд № 8)


Задание по вариантам (Взаимопроверка.) (слайд №9)


1 вариант. Выписать глаголы совершенного вида.

2 вариант. Выписать глаголы несовершенного вида.


Объединить, объединять, объединяешь, объединяет, объединим, объединишь, объединял, объединил, объединят, будешь объединять, будут объединять.


ОТВЕТЫ

1 вар. 1, 5, 6, 8, 9. (Учащиеся меняются тетрадями, проверяют запись соседа по парте.)


2 вар. 2, 3, 4, 7, 10, 11.

Игра «Найди лишнее» (Слайд № 10)

Определите, все ли записанные глаголы являются глаголами совершенного вида. (Устно).

Спели, прочитали, придумал, толкнул, смотрит, принесли, вычистил,

Взял, купается, рассказал.

Выборочное списывание. (1 ученик у доски)

Выпишите из упр. 645 в два столбика глаголы несовершенного и совершенного вида, укажите время. В каких словах есть орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова»?

Ответ

Совершенный Несовершенный

Вид вид

Застучали печёт

Грянет стоит

Бережёт

Шёл

Орфограмма №1. Печёт, стоит, бережет.

Карточка

Подбери видовую пару к глаголу, определи, с помощью какой морфемы она образовалась. (2ученика на листочке).

Сеять, лететь, мести, рисовать, посеять, подмести, нарисовать, прилететь.

Ответ: С помощью приставки.


Решение грамматических задач: (Устно.)

1. Укажите «лишнее» слово

Застегнуть, прибрать, мечтать.

2. Написал, принял, выучит.

Ответ: 1. мечтать (несовершенный вид)

2. выучит (вид один, будущее время)


7. Итог урока, выводы. (2 мин.)

Что нового мы узнали на уроке?

Что повторили? С какими трудностями вы столкнулись?

Ответы учащихся.

8. Домашнее задание. (На выбор) 1) упр. 651

2) Сочинить лингвистическую сказку о видах глагола.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Виды глагола

Автор: Девяткова Елена Николаевна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока " Виды глаголов" "
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-vidy-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "191030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264108"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "izuchieniie-ghrammatichieskoi-katieghorii-vida-ghlaghola-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "178170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424785392"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Виды глагола.  Видовые пары.  (открытый урок)"
    ["seo_title"] => string(37) "vidyghlagholavidovyieparyotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "261387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449129562"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глагола. Видовые пары."
    ["seo_title"] => string(25) "vidyghlagholavidovyiepary"
    ["file_id"] => string(6) "284520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453992717"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глаголов.Видовые пары"
    ["seo_title"] => string(29) "vidy_ghlagholov_vidovyie_pary"
    ["file_id"] => string(6) "437050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509950264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства