Просмотр содержимого документа
«Виды простых предложений. 5 класс»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
на тему
«Невосклицательные и восклицательные предложения»
5 класс
Выполнила
Никитина Наталья Александровна,
слушатель программы ДПО повышения квалификации
по проблеме «Проектирование современного урока и литературы
в аспекте требований ФГОС: цели, содержание, критерии оценки»,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»
Московского района г.Казани
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы ____________Г.Х.Ахбарова,
профессор ИРО РТ, доктор педагогических наук
Тема урока: «Невосклицательные и восклицательные предложения»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
5 класс
УМК: Е.А.Быстрова. Русский язык: учебник для 5 класса ОУ: в 2 х частях; изд. «Русское слово», 2012г.
Г.Х. Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русский язык. 5 класс. Учебное пособие. Региональный компонент. ФГОС; изд. «Русское слово», 2014г.
Содержательная цель:
формирование знаний о видах предложений по эмоциональной окраске: предложениях невосклицательных и восклицательных.
Деятельностная цель:
формировать способности обучающихся к новому способу действия с учётом работы с учебником, с иллюстративным материалом, с наблюдением, сравнением и введением новых понятий.
Планируемые результаты
Личностные:
обучающиеся научатся формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
получат возможность выражать собственное отношение к своей и чужой деятельности;
Предметные:
обучающиеся научатся определять виды предложений по интонации, самостоятельно анализировать их;
получат возможность соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания;
правильно пунктуационно их оформлять.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: обучающийся научится организовывать свою деятельность: ставить цели, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы;
обучающийся получит возможность научиться прилагать усилия и преодолевать трудности на пути достижения поставленных целей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится проводить наблюдения под руководством учителя, преобразовывать информацию в знания; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для логических операций;
обучающийся получит возможность ставить проблему, аргументировать её актуальность; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится аргументировать свою точку зрения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
обучающийся получит возможность вступать в диалог; организовывать, совместную деятельность в группах.
Необходимое оборудование для урока: учебник, ИКТ-оборудование,
Учитель. Добрый день, ребята. Наш урок сегодня мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно,
И мешают в тетрадке ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам с вами радость общения друг с другом, удачи и хороших отметок! Вы готовы получать новые знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, надеюсь, что на уроке оно будет только улучшаться.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. И так, проверим домашнее задание… Те, кто решил, что сможет найти побудительные предложения в тексте, определить, что они выражают, и выполнил упр. 111 и 113, можете проверить свои задания по эталону на экране.
(Эталон к упр.111)
Побудительные предложения: Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры. При неполадках немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю. Садитесь свободно, без напряжения. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте. Каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали. (Данные предложения выражают совет).
(Эталон к упр.113)
Не берите блюдо первым. Если жидкое блюдо горячее, не дуйте на него так, чтобы брызги летели на гостей. Ешьте тихо, спокойно. Не забирайте с общего блюда всё угощение, оставьте другим людям. Не вытирайте рот рукой, пользуйтесь салфеткой. Учись пользоваться ножом, вилкой, не стучи ими по тарелкам. Не тянись за блюдом через весь стол. Когда ешь, не разговаривай.
Учитель. Те, кто решил проанализировать задания к упражнениям учебника и определить, какими предложениями пользовались авторы при их составлении, подойдите ко мне.
Я хочу предоставить слово Артуру и Олегу
Ученик. Я проанализировал набор предложенных в упр. 112 готовых предложений и сделал вывод, что здесь три предложения вопросительных и 4 предложения побудительных. Авторы заданий или побуждают к действиям, которые нужно сделать в каком-либо упражнении, или спрашивают, для того чтобы мы приготовили ответ для урока.
Ученик Я проанализировал задания авторов учебника двух последних параграфов и сделал такой вывод: чаще всего были использованы, действительно, побудительные и вопросительные предложения. Я считаю, это потому, что побудительные предложения всегда побуждают к какому-либо действию, вот нас и просили или рекомендовали выполнить то или другое действие для закрепления изученного материала.
И, конечно же, ставили перед нами вопросы, как, например, в сегодняшних домашних упражнениях 111 и 113
Учитель. Умницы! Достойный ответ.
Кто выполнил упражнения 111 без ошибок? Поднимите руку.
Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Ученик. Из упр.111 не просто было не потерять ни одного побудительного предложения. Я из второго абзаца потерял два, не узнал их.
Учитель. Кто выполнил упражнения 111 без ошибок? Поднимите руку.
Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого упражнения?
Ученик. Я в упр.113 не сумел составить правило, употребив побудительное предложение «Когда ешь, не разговаривай». Но зато записал: «Соблюдай чистоту за столом»
Учитель. В течение урока вы можете оценивать свою познавательную деятельность. У вас на столе «Карточка самооценки» (Слайд)
Ф.И. …
Виды работы на уроке
Твоя оценка
Оценка твоего одноклассника
Проверка домашнего задания
Построение алгоритма
Работа в группе с иллюстрацией, запись предложений
Работа в парах со стихами
Самостоятельное выполнение задания
Работа с текстом Каюма Насыри
Выполнение теста
Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?);
можете пользоваться своим собственным обозначением.
Сейчас оцените свою познавательную деятельность на данном этапе урока,
выполнение домашнего задания.
Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Виды предложений по цели высказывания»?
Ученик. Я думаю, что материал усвоен достаточно хорошо
Ученик. Мы можем распознавать предложения по цели высказывания.
III. Выявления места и причины затруднения.
Учитель. Я предлагаю вам сейчас три предложения. Прочитайте их и скажите, что может быть проблемой для вас на сегодняшнем уроке?
(Слайд)
Перестань сейчас же!
От твоей музыки уши болят!
Ты уйдёшь отсюда со своей противной трубой?!
Учитель. Варианты есть?
Ученик. Мы знаем с четвёртого класса, что предложения бывают восклицательными, узнали на прошлом уроке, как отличать предложения по цели высказывания. Для меня здесь нет проблем
Ученик. Я думаю, что нам нужно разобраться в том, какие же по цели высказывания могут быть восклицательные и невосклицательные предложения.
IV. Построение выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель. Какова же будет наша цель?
Ученик. Научиться различать предложения, узнавать предложения не только по цели высказывания, но и по интонации.
Учитель. Как же мы сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Предложения невосклицательные и восклицательные.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда не могли объяснить чего-либо?
Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения.
Учитель. Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?
Ученик. Упражнения и материал учебника с условным обозначением «ключ».
V. Реализация построенного проекта.
Учитель. Откройте стр. учебника 92 и прочитайте материалом под условным обозначением «ключ».
Какие наблюдения вы провели?
Ученик. Мы опять подтвердили свои знания в том, что предложения по цели высказывания могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.
Ученик. Но все они по интонации могут быть и восклицательными, и невосклицательными, смотря на то, какие чувства выражают: радость, восторг, гнев, т.е. эмоции.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы утвердились в знании того, что предложения делятся по цели высказывания и по интонации
Учитель.
Правильно. Я предлагаю сейчас поработать в группах и составить алгоритм. Что у нас с вами главный предмет обсуждения?
Предложение
Прошу представить свой алгоритм первой группе.
Ученик.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В зависимости от того, с какими эмоциями говорящий их произносит, они будут делиться на восклицательные и невосклицательные. Мы сделали выводы и построили вот такой алгоритм. (Слайд)
Учитель. Прошу представить свой алгоритм второй группе.
Ученик. Мы исходили из темы урока, сделали выводы и построили такой алгоритм. (Слайд)
Предложения
Восклицательные Невосклицательные
Повест. Вопрос. Побуд. Повест. Вопрос. Побуд.
Учитель. Какой алгоритм, на ваш взгляд, наиболее удачный?
Ученик. У первой группы всё правильно. Но если говорить про тему нашего сегодняшнего урока, то наиболее удачный алгоритм у второй группы.
Учитель. Молодцы! Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание материала и умение пользоваться им на практике.
Учитель. Я совершенно с вами согласна.
Задание 1. И предлагаю вам поработать сначала устно с упр. 114:
прочитайте предложения, согласно интонации.
Ученик. 1).Мороз и солнце: день чудесный! 2). Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 3).Звени, звени, златая русь! 4).Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые? 5).Посмотри! Блеснуло солнце… 6).Не привыкайте к чудесам - дивитесь им, дивитесь!
Учитель. А вы знаете, что однокоренные слова к слову «дивитесь», такое как «удивительный», имеют прямое отношение к выражению чувств. В грамматике 17-18 в.в. восклицательный знак назывался «удивным».
В связи с этим давайте ещё раз уточним, что же будет следующим шагом нашей познавательной деятельности?
Ученик. Понять, что же такое восклицательные предложения.
Ученик.
Разобраться, в чём особенность восклицательных предложений.
Ученик. Посмотреть, где и как они употребляются.
Учитель. Задание 2. Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе иллюстрации, эта же иллюстрация и на экране. Составьте по ней и запишите в тетрадь три предложения разных по цели высказывания, одно- два из которых пусть будет восклицательными.
(Слайд)
Учитель.
Кто не испытывал никаких затруднений и уже составил три предложения?
Ученик 1 группы.
Как много белых колокольчиков украшают поляну в лесу! (Повест., воскл.)
Вы видели когда-нибудь столько подснежников?! (Вопросит., воскл. )
Расскажите всем об этих весенних цветах. (Побуд.)
Ученик 1 группы.
Какое огромное количество подснежников на этой поляне!
(Повест., воскл.)
А вы знаете, подснежники занесены в Красную книгу?!
(Вопросит., воскл. )
Мы однажды с другом ездили за подснежниками . (Побуд.)
Учитель. Кому трудным показалось задание и вы испытывали сложности при его выполнении? Поднимите руки. В чём были сложности?
Ученик. Сложно было составлять предложения вопросительные по цели высказывания и восклицательные по интонации.
Учитель. Тогда давайте продолжим нашу работу. У кого какие идеи по составлению таких предложений?
Ученик. Можно составить такое предложение: Вы когда-нибудь были в таком лесу?! или Вы знаете, что за цветок этот удивительный подснежник?! И т.д.
Учитель. Молодец! Оцените свою познавательную деятельность на этом этапе урока
Давайте ещё поработаем в парах.
Задание 3. Прочитайте на экране два стихотворения. Какое, на ваш взгляд, из стихотворений соответствует данной иллюстрации?
(Слайд)
Поглядите! Поглядите! Все кругом белым-бело. И не думайте, что снова Много снега намело. И не думайте, что снова К нам краса зима пришла. Это просто очень много Я подснежников нашла. Это просто лес весенний Дарит первые цветы. Я, конечно, очень рада. Рад, наверное, и ты?!
Татьяна Казырина
Выглянул подснежник В полутьме лесной - Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет!
Серова Елена
Ученик. На наш взгляд, конечно, первое стихотворение соответствует иллюстрации: перед нами поляна, где «все кругом белым-бело».
Ученик. А на наш взгляд, второе стихотворение тоже соответствует иллюстрации:
«Выглянул подснежник в полутьме лесной», а ведь перед нами лес.
Ученик. Мы не согласны. В стихотворении есть строчки: «.. лес весенний дарит первые цветы», а на картине, действительно, подснежники, и их много, а не один. И потом на иллюстрации солнце, зелень, а не снег и «неподвижный лёд», как сказано в строчках второго стихотворения.
Учитель. Где же и как, на ваш взгляд, могут встречаться восклицательные предложения?
Ученик. Они встречаются в поэзии, т.к. их можно использовать для выражения сильных эмоций, например, восторга, удивления, гнева и других.
Ученик. Восклицательные предложения встречаются не только в стихах, но и любой художественной литературе. В учебнике по математике найти их невозможно. Их не найдёшь даже в учебнике по биологии, где рассказывается о цветах. В них примеры восклицательных предложений не встречаются.
Учитель. Молодцы. Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
Учитель. Вы уже, немного устали, я предлагаю физкультминутку на внимание и на закрепление изученного материала:
Физкультминутка.
Учитель. Задание. Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.
Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены теперь в своих знаниях? Сможете ли вы сами выполнить задания и оценить их, сверяя с образцом.
Задание 1. (Слайд)
Прочитайте и напишите предложения по обозначенным схемам. Поставьте нужный знак препинания. Дайте предложениям характеристику по цели высказывания и интонации.
Птицы щебечут среди деревьев (.!?) Тихо шелестят молодые берёзки (.!?) Как хороша свежая листва в лучах весеннего солнца (.!?) Вы давно ходили в лес (.!?)
Учитель. Кто справился с заданием? Можете проверить свой вариант, сверив с образцом.
Эталон для проверки на экране, проверьте свою работу
(Слайд)
Вы давно ходили в лес?
(Вопрос., невоскл.) Птицы щебечут среди деревьев. (Повест., невоскл.) Тихо шелестят молодые берёзки. (Повест., невоскл.) Как хороша свежая листва в лучах весеннего солнца! (Повест., воскл.)
Вы давно ходили в лес?
(Вопрос., невоскл.) Тихо шелестят молодые берёзки. (Повест., невоскл.)
Птицы щебечут среди деревьев. (Повест., невоскл.) Как хороша свежая листва в лучах весеннего солнца! ! (Повест., воскл.)
Учитель. Какие-то трудности вы испытывали при составлении предложений? Нет? Молодцы! Не забудьте оценить свои знания на данном этапе урока.
Учитель. А сейчас, я хочу обратить ваше внимание ещё раз к учебнику с региональным материалом. Посмотрите на 31 упражнение. Вы опять можете проверить свои знания, а ещё познакомиться с именем Каюма Насыри, выдающегося учёного, писателя и просветителя татарского народа, который в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития. Кое-что он написал и для вас. (Слайд)
Его называют просветителем. Как вы понимаете слово «просветитель»?
Ученик. Это, наверное, человек, который на чём- то стоит и освещает всех своими идеями, мыслями.
Учитель. В ваших определениях есть оттенок истины, эти слова имеют более глубокий смысл. Обратитесь, пожалуйста, к словарям, которые лежат у вас на столах. Найдите это определение.
Ученик. Словарь Д.Н.Ушакова говорит, что это «распространитель знаний, просвещения»;
Ученик.В словаре С.И.Ожегова написано, что это «прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».
Учитель. Мы познакомимся сегодня с его наставлениями, советами, нравоучениями. Мы познакомимся с вами с наставлением девяносто четвертым, всего их сто двенадцать, эта книга ещё называется «Книгой о воспитании»
Задание.
Прочитайте текст, выпишите из него только те предложения, которые каждый из вас посчитал для себя самыми подходящими, дайте им характеристику по цели высказывания и по интонации.
Кто уже справился с заданием?
Ученик. Я выписал предложение «Мой руки до и после оды», это предложение побудительное и невосклицательное.
Ученик. Я выписал предложение «Приступая к еде, не нюхай пищу, как зверь», это предложение побудительное и невосклицательное.
Ученик. Я выписал предложение «Если еда или питье слишком горячие, не дуй на них — это неприлично», это предложение побудительное и невосклицательное.
Учитель. А вы обратили внимание, что здесь отсутствуют подлежащие? Нет действующего лица! Это потому, что всё это он писал для всех, а никому-то в отдельности, но о таких видах предложений вы поговорите на следующем уроке. А сейчас скажите, современны ли наставления Каюма Насыри сегодня.
Ученик. Конечно, иначе мы бы так легко не нашли каждый наставление для себя.
Учитель. Молодцы! Я очень рада, что вы это поняли. Не забудьте оценить свою работу на данном этапе урока.
VIII. Включение в систему повторения знаний.
Учитель. Каким новым знанием вы пополнили свою «копилку» знаний? Давайте проверим.
Задание первое. Перед вами таблица. Переведите в неё те знаки препинания, которые поставите в конце предложений в прочитанном мною тексте. Задание понятно?
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ещё пока зима. Какая красота! Стоят ели в белых валенках из снега. Ивы, березы, рябины ещё тонут в сугробах. Оглянись вокруг! Вот огромный дуб. Его густые кроны продержали снег всю зиму. Какой воздух! Нет слов, чтобы описать все чудеса природы. А вы любите лес?
А теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу на данном этапе урока одноклассником. Ключ или эталон проверки на экране.
(Эталон).
Ф.И.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
.
!
.
.
!
.
.
!
.
Критерии оценки: 1-2ош-4; 3-4 ош-3; кто допустил большее количество ошибок, тот с работой не справился.
А теперь оцените свои знания. Выставьте себе и друг другу оценки
Задание второе.
Я предлагаю вам небольшой тест. Задания всем понятны?
(Слайд)
Выберите предложение побудительное, восклицательное.
Как шелестят колоски в поле!
Дует ветер.
Люди, берегите природу!
Выберите предложение повествовательное, невосклицательное.
Выберите, какая характеристика предложения является правильной?
Принимай, дед, коней!
Побудительное, восклицательное;
Повествовательное, восклицательное;
Побудительное, невосклицательное.
Выберите, какая характеристика предложения является правильной?
Разбудил поп работника и послал его в поле коров из овса выгонять.
Повествовательное, невосклицательное;
Побудительное, невосклицательное;
Побудительное, восклицательное.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте уровень усвоенного на уроке своим одноклассником. Ключ или эталон проверки на экране.
(Эталон)
С 2.С 3. Б 4.А 5. А
Критерии оценки: 1ош-4; 2 ош-3; кто допустил большее количество ошибок, тот с работой не справился.
А теперь оцените свои знания. Выставьте себе и друг другу оценки
IX. Рефлексия.
Учитель. Чему был посвящён наш урок?
Ученик. Восклицательным и невосклицательным предложениям.
Учитель. Что нового узнали?
Ученик. Познакомились с именем Каюма Насыри, выдающегося учёного, писателя, просветителя татарского народа, который в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов и написал 112 наставлений, которые могли бы стать настольной книгой для сегодняшнего ученика;
Учитель. Чему научились?
Ученик. Мы научились определять виды предложений и по интонации, и по цели высказывания; самостоятельно анализировать их; правильно ставить знаки препинания.
Ученик. Научились узнавать в тексте заданные предложения или составлять их сами.
Учитель. Есть среди вас такие, которые смогли бы объяснить этот урок своему однокласснику или другу?
Ученик. Я сейчас мог бы всё объяснить. Начал бы с того, что по интонации предложения могут быть и восклицательными, и невосклицательными, смотря на то, какие чувства выражают: радость, восторг, гнев, т.е. эмоции. На примерах показал бы, как может быть охарактеризовать предложения и по цели высказывания и по интонации.
Учитель. Ребята слово «эмоции» в словаре Ефремовой означает «внешнее проявление чувств» Чувства могут быть разными. Отметьте значком то, которое вы сейчас испытываете после нашего урока.
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам утвердиться в ваших знаниях.
1. Кто научился узнавать восклицательные предложения и определять их вид по цели высказывания, но ещё имеет для себя вопросы, выполните упр. № 115 из параграфа 21.
2. Кто научился находить восклицательные предложения, определять их вид по цели высказывания , скажите себе: «Я работал хорошо!» и выполните по тексту «Тетрадки под дождём» задания № 3,4 из параграфа 21.
3. А кто может себе сегодня сказать «Я молодец!», пользуясь знаниями, которые вы приобрели за последние два урока о предложениях, попробуйте составить сами небольшой текст, выбрав одну из следующих тем:
1) Наставления для одноклассника о поведении на перемене.
2) Наставления для первоклассников о поведении в школе.