Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Лексическая работа по вариантам.
Задание: расставить ударения в следующих словах:
I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.
II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод .
Объяснить лексическое значение слов:
I вариант – диспансер;
II вариант – языковое явление.
III. Беседа с классом. Повторение изученного .
1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
IV. Анализ предложений. Работа в группах.
1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
1. Солнце взошло.
2. День будет жарким.
3. Стемнело.
4. Река была глубока.
5. Сын – выпускник школы.
6. Поздний вечер.
7. Безмолвие.
8. Настала ночь.
9. День был морозным.
2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.
1. Редела тень. сущ.
2.Провожающие собрались на перроне. прич. в знач. сущ.
3. Восемь делится на два. числ. в знач. сущ.
4. Трое вышли на улицу. числ.
5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) междом
6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) местоим
7. Жить – Родине служить. (Пословица) н.ф.гл.
8. Стаи воробьев купались в луже. словосочет
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.
1. Деревья быстро пожелтели.
2. Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг.
4. Кинофильм очень интересный.
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
6. Утро было раннее.
7. Озеро как зеркало.
8. Два плюс три будет пять.
9. Вечером море было черного цвета.
V. Анализ текста. Повторение.
Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью* и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)
Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д., слова с переносным значением слитком из золота и бронзы, изобразительно-выразительные средства языка лист вздрогнул – олицетворе-
ние.
Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел) и глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.
Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и.п.,ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.
VI. Итог урока.
Домашнее задание.
1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.
2. Упр. 31.
3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.