Тема нашего урока «Простое предложение», это урок обобщения и систематизации знаний о простом предложении, полученных в 5 классе.
Открывайте тетради, запишите число и тему урока. Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №3)
Кто поляны белит белым
И на стенках пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?
(Зима)
II.Стадия вызова. Актуализация знаний.
«Отгадай загадку»
Отгадайте загадку, слово-отгадку пишите в первую графу, с этим словом составляете словосочетание, а затем предложение.
Слово Словосочетание Предложение
Загадка I команде:
Весной и летом его
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
Загадка II команде:
Пусть я птичка - невеличка,
У меня, друзья, привычка
Как начнутся холода,
Прямо с севера, сюда
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И ещё красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
-Представитель команды выходит к доске и делает синтаксический разбор своего предложения.
Вывод: из чего мы строим предложения?
- Интересно, а что же такое словосочетание?
(Словосочетание- соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания.)
- Что мы должны знать о строении словосочетания?
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто- то без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
- Расскажите о строении словосочетания.
- Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения? Докажем это.
( на доске заранее написаны в столбик, чтобы удобнее разобрать, сочетания, все с маленькой буквы; учащиеся должны найти ошибку, исправить её и доказать, что в этом столбике есть предложение.
звонко раздаются
пушистые снега
завывание бури
искрится снег
Учащиеся разбирают словосочетания по алгоритму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема нашего урока «Простое предложение», это урок обобщения и систематизации знаний о простом предложении, полученных в 5 классе.
Открывайте тетради, запишите число и тему урока. Это учебная тема нашего урока, а творческую тему вы сейчас угадаете из четверостишья (слайд №3)
Кто поляны белит белым И на стенках пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасила витрины? (Зима)
II.Стадия вызова. Актуализация знаний.
«Отгадай загадку» Отгадайте загадку, слово-отгадку пишите в первую графу, с этим словом составляете словосочетание, а затем предложение. Слово Словосочетание Предложение Загадка I команде: Весной и летом его Мы видим одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (дерево)
Загадка II команде:
Пусть я птичка - невеличка, У меня, друзья, привычка Как начнутся холода, Прямо с севера, сюда Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу И ещё красней зимой, Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Представитель команды выходит к доске и делает синтаксический разбор своего предложения.
Вывод: из чего мы строим предложения?
- Интересно, а что же такое словосочетание?
(Словосочетание- соединение двух или нескольких полнозначных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания.)
- Что мы должны знать о строении словосочетания?
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто- то без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
- Расскажите о строении словосочетания.
- Давайте разберёмся, что же написано на доске: словосочетания или предложения? Докажем это.
( на доске заранее написаны в столбик, чтобы удобнее разобрать, сочетания, все с маленькой буквы; учащиеся должны найти ошибку, исправить её и доказать, что в этом столбике есть предложение.
звонко раздаются
пушистые снега
завывание бури
искрится снег
Учащиеся разбирают словосочетания по алгоритму. Например, Звонко раздаются как? Звонко. Раздаются - главное слово, глагол. Звонко- зависимое слово- наречие. Виды СС глагольный или именной.
- Искрится снег – это предложение.
- А что же такое предложение? Что является основным признаком предложения?
( 1.Предложение – основная единица синтаксиса, которая выполняет функцию общения, выражающая сообщение, вопрос или сообщение.
2. интонация)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
III. Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 4)
Слово синтаксис придумали греки. Они составили его из 2-х частей: «син» в древнегреческом языке обозначает «совместимость». Этим она похожа на русскую приставку со- (собеседник, соучастник). Вторая часть – слово «таксис». Это слово употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало строй, построение, порядок.
И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический разбор)
IV. Игра « Веришь ли ты»
Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете и помните, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём « Тонкие и толстые вопросы» Слайд
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные?
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые?
А какие они бывают?
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ?
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения?
А какие члены предложения являются главными?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
V. Слово учителя: Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
VI. Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!
- Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать. - Вот послушай… Это побудительное предложение.
VII. Объясню термин «побудительное предложение».Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
Что могут выражать побудительные предложения
Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.
Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)
Не барабань пальцами по столу! (Требование)
Будьте добрыми! (Пожелание)
Давайте играть в прятки. (Предложение)
Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)
VIII. Какие бывают предложения по интонации
Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?
Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией.
Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.
Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные.
В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Хотите – запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.
IX. Характеризуем предложения по цели высказывания и по интонации
Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.
1. Хороший снеговик получился.
2. Что тут у вас происходит?
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
X. Вопросительные предложения
В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.Например:
Кто живёт в капле речной воды?
Почему летом жарко, а зимой холодно?
Что будет, если исчезнут насекомые?
Какой зверь самый хищный на свете?
Где и как рождается снег?
Откуда берётся роса на траве?
Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.
XI. Работа по учебнику. Наличие второстепенных членов.
1. упр. 296 письменно. Задание по группам:
( 1 гр. Выписывают предложения распространенные, 2 гр. Нераспространенные). Доказывают свои ответы.
XII. Творческая часть урока.
* Творческой темой нашего урока была ЗИМА. (слайд № 11)
* Написать несколько предложений на одну из тем: «Красавица-зима» или «Пришла зима».
Чтение нескольких творческих работ.
XIII. Рефлексия. «Необычные снежинки».
-Что мы сегодня повторяли?
Снежинки необычные – с вопросами.
Представитель команды запускает руку в коробку и вытаскивает снежинки с вопросом, даёт полный ответ и вывешивает на доске.
Что такое предложение?
По цели высказывания предложения бывают...
По интонации предложения бывают....
Предложения по грамматической основе бывают...
Сколько грамматической основы в простом предложении?
Какие второстепенные члены предложения бывают?
Главные члены предложения
По наличию второстепенных членов предложения бывают...
XIV. Оценивание
1) ответов команд «Светофор»
2) капитаны команд оценивают на листах – оценивания остальных участников группы
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Конспект урока по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но", 4 класс "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no-i-v-prostom-priedlozhienii-s-odnorodnymi-chlienami-i-s-soiuzami-i-a-no-4-klass"
["file_id"] => string(6) "122207"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414167316"
}
}