Предмет: Русский язык Класс: 5 Тема урока: «Виды глаголов»
Тип урока: изучение нового материала
Технология: ТРКМ
Цели:
дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.
уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
предметные: знать о видах глагола, различия между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться приемами распознавания видов глаголов по вопросам и по значению; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи;
метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.
Слово учителя: - Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас сегодня на берег моря. Согласны? Тогда откройте свои тетради и запишите число.
А на море у нас шторм. У вас на столах лежат листы с текстом. Прослушайте, пожалуйста, его.
Чтение текста учителем. Звучит музыка с шумом моря.
Слайд № 2
Шторм.
Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв. Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно. На палубе что-то гр..х..тало.
Работа с текстом
Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».
Слайд № 3
Словарь:
Бриз – это слабый береговой ветер.
Слайд № 4
О чем этот текст?
Соответствует ли описание в тексте его заголовку?
К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами шторм, изображает картину бури)
Какой тип речи? (описание). Докажите.
Орфографическая работа
В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.
Давайте теперь проверим с помощью компьютера. Называете слово, объясняете орфограмму, а компьютер подтверждает или опровергает ваш ответ.
Слайд № 5 (на этом слайде друг за другом высвечиваются слова с орфограммами; вставленные буквы выделены другим цветом)
нарастала яростный
побежало резкий
казалось налетел
почувствует повалился
опасность грохотало
необъяснимый трещало
отдаленный стонало
приближался разъединится
Синтаксическая работа
Ребята, а вы знаете, что своеобразным камнем, который может нас потянуть на дно, является союз И? Посмотрите на схемы.
Слайд № 6
__ ==
__ ==
__ ==
,, И .
==
==
==
, И.
В первом случае перед союзом И ставится запятая, а во втором не ставиться Почему? Объясните.
I вариант: найдите и выпишите предложение, соответствующее первой схеме.
II вариант: выпишите предложение, соответствующее второй схеме.
А теперь проверим ваше задание.
Слайд № 7 Проверьте
I вариант:Бризусилился, мощь ветра нарастала, и суднопобежало быстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы)
II вариант:Шумприближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)
Отлично справились с бушующим морем. Не утонули!!! Все у нас в порядке. Теперь можно отправляться по морям, по волнам.
Стадия вызова
Ещё раз всмотритесь в текст.
Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)
А что вы знаете о глаголе?
Стадия осмысления
Поработаем с рабочим листом (При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях.)
Самостоятельно читаем материал и делаем пометки (учащиеся могут обсудить прочитанный материал в парах).
«+» - знаю
«-» - новое
-Что вам известно, ставим «+».
-Что для вас новое, ставим «-».
- Карточка
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
-Что вам известно? Зачитаем.
-А что новое? (совершенный и несовершенный вид)
Какова тема урока? Записывают в тетрадь
Цели
Что мы должны будем узнать на уроке? ( дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.)
Чему должны научиться на уроке?
(уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.)
- Да, действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы по видам и узнаем, какие есть способы распознавания видов глагола.
Работаем с текстом «Шторм»
В записанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их.
Слайд № 9(на слайде появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)
Усилился Усиливался
На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)
На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)
А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)
Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)
А глагол «усилился»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)
На слайде появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.
ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?
А как же мы будем называть эти глаголы?
Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.
Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.
Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.
Спасибо вам наши дядюшки Глаголы.
Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет один вид глагола отличить от другого? (буква С в вопросе)
Физминутка «Волна»
Выпишите из всего текста глаголы, распределив их в две колонки в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает.
Проверьте. (Первый учащийся зачитывает глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделал?», а второй учащийся зачитывает глаголы второго столбика, которые отвечают на вопрос «что делал?»; на слайде по мере чтения появляются названные глаголы).
Побежало Нарастала
Почувствует Казалось
Напрягся Спешит
Прислушался Тянется
Уловило Приближался
Обратился Грохотало
Налетел Звенело
Рванул Трещало
Повалился Стонало
Разъединится
Проблемный вопрос: Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола?
1способ: по лексическому значению.
2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.
3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами.
с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ, например:
на доске записаны глаголы:
жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.
Дуть-
Сказать
Сыпать
нести
- При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?
- Правильно, приставки и суффикса - НУ
Вывод: В глаголах сов вида может быть приставка или суффикс - НУ
Какой способ определения вида кажется вам наиболее понятным, какой вы будете применять?
Задание на рабочих листах
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
-Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.
Учащиеся по цепочке зачитывают исправленные предложения.
Рефлексия
-Вот и затихает шторм на море.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?
-Что нам помогает один вид глагола отличить от другого?
-В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество и с помощью синквейна подведем итог урока.
Слайд №19. Алгоритм составления синквейна
1-2 минуты составляются синквейны и затем заслушиваются несколько учеников.
Пример синквейна:
Вид.
Совершенный, несовершенный.
Делал, делает, сделал.
Без него не обойтись.
Это глагол.
-Замечательные синквейны. Спасибо, ребята. А на следующем уроке мы продолжим с вами работу над различением видов глаголов и узнаем, как и с помощью чего можно глагол несовершенного вида превратить в совершенный
Домашнее задание: придумайте небольшую сказку о глаголах совершенного и несовершенного вида: «Кто главнее?»