kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды глаголов»




Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Виды глаголов»

Тип урока: изучение нового материала

Технология: ТРКМ

Цели:

  1. дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.

  2. уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.

  3. воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

предметные: знать о видах глагола, различия между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться приемами распознавания видов глаголов по вопросам и по значению; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи;

метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд-презентация урока.




Ход урока:


Слайд № 1

Слово учителя: - Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас сегодня на берег моря. Согласны? Тогда откройте свои тетради и запишите число.

  1. А на море у нас шторм. У вас на столах лежат листы с текстом. Прослушайте, пожалуйста, его.

  2. Чтение текста учителем. Звучит музыка с шумом моря.


Слайд № 2


Шторм.


Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв. Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно. На палубе что-то гр..х..тало.

Работа с текстом

  1. Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».


Слайд № 3


Словарь:

Бриз – это слабый береговой ветер.


Слайд № 4

  1. О чем этот текст?

  2. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?

  3. К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами шторм, изображает картину бури)

  4. Какой тип речи? (описание). Докажите.


Орфографическая работа


  1. В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.

  2. Давайте теперь проверим с помощью компьютера. Называете слово, объясняете орфограмму, а компьютер подтверждает или опровергает ваш ответ.


Слайд № 5 (на этом слайде друг за другом высвечиваются слова с орфограммами; вставленные буквы выделены другим цветом)


нарастала яростный

побежало резкий

казалось налетел

почувствует повалился

опасность грохотало

необъяснимый трещало

отдаленный стонало

приближался разъединится



Синтаксическая работа


Ребята, а вы знаете, что своеобразным камнем, который может нас потянуть на дно, является союз И? Посмотрите на схемы.

Слайд № 6


__ ==


__ ==


__ ==

, , И .

==

==


==



, И .


В первом случае перед союзом И ставится запятая, а во втором не ставиться Почему? Объясните.

I вариант: найдите и выпишите предложение, соответствующее первой схеме.

II вариант: выпишите предложение, соответствующее второй схеме.

А теперь проверим ваше задание.


Слайд № 7 Проверьте


I вариант: Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы)

II вариант: Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)


Отлично справились с бушующим морем. Не утонули!!! Все у нас в порядке. Теперь можно отправляться по морям, по волнам.


Стадия вызова

Ещё раз всмотритесь в текст.

  1. Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

  2. А что вы знаете о глаголе?


Стадия осмысления


Поработаем с рабочим листом (При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях.)


Самостоятельно читаем материал и делаем пометки (учащиеся могут обсудить прочитанный материал в парах).

«+» - знаю

«-» - новое


-Что вам известно, ставим «+».

-Что для вас новое, ставим «-».

- Карточка




Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.

-Что вам известно? Зачитаем.

-А что новое? (совершенный и несовершенный вид)

Какова тема урока? Записывают в тетрадь

Цели

  1. Что мы должны будем узнать на уроке? ( дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.)

  2. Чему должны научиться на уроке?

(уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.)


- Да, действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы по видам и узнаем, какие есть способы распознавания видов глагола.


Работаем с текстом «Шторм»

В записанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их.



Слайд № 9 (на слайде появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)

Усилился Усиливался


На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)

На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)


А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)

Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)

А глагол «усилился»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)


На слайде появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.





ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?

А как же мы будем называть эти глаголы?


Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.


Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.


Спасибо вам наши дядюшки Глаголы.

Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет один вид глагола отличить от другого? (буква С в вопросе)

Физминутка «Волна»

Выпишите из всего текста глаголы, распределив их в две колонки в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает.


Проверьте. (Первый учащийся зачитывает глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделал?», а второй учащийся зачитывает глаголы второго столбика, которые отвечают на вопрос «что делал?»; на слайде по мере чтения появляются названные глаголы).


Побежало Нарастала

Почувствует Казалось

Напрягся Спешит

Прислушался Тянется

Уловило Приближался

Обратился Грохотало

Налетел Звенело

Рванул Трещало

Повалился Стонало

Разъединится



Проблемный вопрос: Как же нам не сделать ошибку при определении вида глагола?

1способ: по лексическому значению.

2 способ: – задать вопрос, и вопросы нужно выучить.

3 способ: есть третий способ, но его вы сформулируете сами.

с помощью приставок и суффиксов образуйте глаголы СВ, например:

на доске записаны глаголы:

жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить,

прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.

Дуть-

Сказать

Сыпать

нести

- При помощи какой морфемы вы образовали глаголы сов.вида?

- Правильно, приставки и суффикса - НУ

Вывод: В глаголах сов вида может быть приставка или суффикс - НУ

Какой способ определения вида кажется вам наиболее понятным, какой вы будете применять?

Задание на рабочих листах


Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.


-Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.

Учащиеся по цепочке зачитывают исправленные предложения.



Рефлексия

-Вот и затихает шторм на море.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?

-Что нам помогает один вид глагола отличить от другого?

-В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество и с помощью синквейна подведем  итог урока.


Слайд №19. Алгоритм составления синквейна

1-2 минуты составляются синквейны и затем заслушиваются несколько учеников.

Пример синквейна:

Вид.

Совершенный, несовершенный.

Делал, делает, сделал.

Без него не обойтись.

Это глагол.


-Замечательные синквейны. Спасибо, ребята. А на следующем уроке мы продолжим с вами работу над различением видов глаголов и узнаем, как и с помощью чего можно глагол несовершенного вида превратить в совершенный


Домашнее задание: придумайте небольшую сказку о глаголах совершенного и несовершенного вида: «Кто главнее?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды глаголов

Автор: Панфилова Мария Александровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока " Виды глаголов" "
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-vidy-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "191030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "izuchieniie-ghrammatichieskoi-katieghorii-vida-ghlaghola-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "178170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424785392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Виды глагола.  Видовые пары.  (открытый урок)"
    ["seo_title"] => string(37) "vidyghlagholavidovyieparyotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "261387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449129562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глагола. Видовые пары."
    ["seo_title"] => string(25) "vidyghlagholavidovyiepary"
    ["file_id"] => string(6) "284520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453992717"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Виды глаголов.Видовые пары"
    ["seo_title"] => string(29) "vidy_ghlagholov_vidovyie_pary"
    ["file_id"] => string(6) "437050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509950264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства