kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Варианты морфем. Морфемный разбор слова.»

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе


Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.

Цели: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов; сформировать умение производить морфемный разбор слов разных частей речи.


Задачи урока:

  • познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора слова;

  • научить проводить морфемный разбор слова;

  • формировать навык выделения значимых частей слова.


Структура урока


1. Орг. момент (тетради с домашними работами на середину парты)

Чтобы проверить ваши знания по теме «Морфемика» вы напишите небольшую проверочную работу, состоящую из двух частей (на 7-10 минут). Работу выполняйте на листах, не забудьте подписать.

2. Проверочная работа

Теоретическая часть.

- Наименьшая значимая часть слова (морфема).

- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень).

- Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание).

- Часть изменяемого слова без окончания (основа).

- Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка).

- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов (суффикс).

Для сильных учеников – кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

п

р

и

с

т

а

в

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ф


 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

о

к

о

н

ч

а

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

у

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

2

к

о

р

е

н

ь

 

л

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

з

н

а

ч

и

м

а

я

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Морфема – наименьшая … часть слова.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3. Значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

4. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

По вертикали:

1. Часть изменяемого слова без окончания.

2. Окончание, которое не выражено звуками.

3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Практическая часть.

1. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

2. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

3. В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменения ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи


3. Проверка знаний

1. Вспомнить, что изучили про беглые гласные.

- Выполняя домашнюю работу, какое чередование вы заметили еще, кроме беглых гласных?

(записать пример на доске) орех – орешек – орешка

- Назовите все чередования в данном ряду слов. Такие изменения называются вариантами морфем.

- Давайте потренируемся находить варианты морфем, выполняя упражнение 431 по парам (5 минут). Пара, которая первая выполнит задание, получит оценки.

Проверка выполнения упражнения всем классом.

- Давайте посмотрим на состав данных слов. Можно наблюдать, что они состоят из разных морфем, несущих свое лексическое значение. Чтобы правильно выделять морфемы, определять их значения нужно уметь делать морфемный разбор слова.

- Итак, запишите тему урока и подумайте, какие задачи вы можете себе поставить.

4. Знакомство с порядком морфемного разбора слова

Разбираем вместе с учениками подробно порядок разбора на с. 27-28, тренируемся на примерах.

5. Физминутка

Поднять руки через стороны вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. Закрепление материала

Устно: заработаешь, (у) побережья, маленькому (брату)

Письменно: черноглазую (девушку), (любоваться) утёнком, придумала

(один выполняет у доски, класс слушает и проверяет)

7. Рефлексия «Радуга»

С каким цветом ассоциируется данный урок?

  • оранжевый– радостное, восторженное настроение;

  • красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;

  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть.

8. Домашнее задание – параграф 81, упражнение 432 (объяснить)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Автор: Журович Ирина Николаевна

Дата: 19.04.2018

Номер свидетельства: 466874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "136554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417117360"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Учебный тренажёр по разделу "Морфемика и словообразование" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(72) "uchiebnyi-trienazhior-po-razdielu-morfiemika-i-slovoobrazovaniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405695904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства