Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования; развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова; воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
1.Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
УУД: личностные, коммуникативные.
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 45 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.
- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.
- Итак, начинаем…
- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»
(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).
-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?
( с орфографией).
-А что изучает орфография?
( правильное написание слов).
-Для чего нужна орфография?
( чтобы правильно, без ошибок, писать слова).
-Каким образом связано словообразование с орфографией?
( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).
Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
2. «Открытие нового знания» .
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
Способы: диалог, парная работа.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
Предлагаю задание выполнить следующим образом:
-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.
Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.
Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.
Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы.
-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.
3.Первичное закрепление.
Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
Игра «Угадай словечко».
-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.
- Что такое морфема? ( часть слова).
- Мы проведём игру «Угадай словечко».
-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).
( на планшете скрыто слово тигрята).
-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).
- Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).
- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).
- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)
-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?
(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- А что обычно находится после корня? (суффикс)
Для чего он служит? (для образования новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.
Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)
- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)
-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)
-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)
Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
Докажите это.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Давайте мы с вами поиграем. «Кто быстрее?»
Выполним задание№1 на листочке (по вариантам).
- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.
I вариант II вариант
¬ + нести ¬ + лететь
- Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова).
Разбор слова по составу.
- Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.
- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
пылеводонепроницаемые (часы )
- С какой морфемы мы начнём? (с окончания)
Идёт морфемный разбор слова.
Игра «Составь слово».
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень, подарок
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс, беленький
от прилагательного синий окончание.
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень, прилетит
от глагола бежит окончание.
- Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.
Выполним задание№3 на листочках.
1. Я задверил руку (прищемил руку дверью)
2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)
3. Я намакаронился (наелся макарон)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)
5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится)
Игра «Четвёртый лишний».
- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?
1. Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться)
2. Водитель, водный, водить, заводить.
3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.
4. 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок.
5.Тренировочные упражнения.
Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.
Словообразовательный разбор (по группам).
- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.
-Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.
- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
Съел мороженое } в другие части речи.
Подведение итогов словообразовательного разбора.
6.Рефлексия деятельности (итоги урока):
-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.
- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»
- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).
- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)
Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников
Домашнее задание по выбору:
1.§ 35, упр.183
2.Подбери сложные слова к слову вода.
(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).
3. Определи род сложносокращённых слов:
ООН (ж.р.), КПП (м.р.), ЧП (ср.р.), РФ (ж.р.), ТВ (ср.р.), АЭС (ж.р.), ВМФ (м.р.).
Приложение.
Задания.(у каждого на парте).
1. Приставка неизвестна, зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки.
I. вариант II. вариант
¬ + нести ¬ + лететь
2. Разберите слово по составу.
Пылеводонепроницаемые (часы).
3. Правильно ли образованы слова? Сделаем выводы.
1. Я задверил руку.
2. Замолоточь этот гвоздик.
3. Я намакаронился.
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя?
5. Из трубы дым трубится.
3. «Четвёртый лишний».
1.Гора, гористый, горец, горевать.
2.Водитель, водный, водить, заводить.
3.Дом, домовой, домовладелец, о доме.
4.Лес, лесоруб, к лесу, перелесок.
5. Сделай словообразовательный разбор слов.
1. Развесёлый ←
2. Овражек ←
3. Подсвечник ←
4. Бег ←
5. Лесовоз ←
6. Продтовары ←
7. Мороженое мясо
Съел мороженое