Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте. Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.
Класс 6
Технологическая карта изучения темы
Тема
Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте.
Цели
Образовательные: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложениях
Предметные умения
Формировать УУД:
Планируемый результат
Знать условия выбора правильного написания падежных окончаний имен прилагательных, синтаксическую роль в предложении, выразительную роль имен прилагательных в речи. Уметь распознавать прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять прилагательные в нем. В художественном тексте узнавать эпитеты.
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Коммуникативные УУД
- Познавательные УУД
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.
пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Владение устной и письменной речью.
Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Основные понятия
Части речи, прилагательное, кластер Грамматическое значение прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного. Выбор условий написания окончаний имен прилагательных, синтаксическая функция
Межпредметные связи
Культура речи.
Ресурсы
Учебник, презентация по теме.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая устная разминка.
– На доске записаны слова
Уд…вительный, см…шной, ра…ч…десный, р…биновый, м…гучий, опас(т)ный
– Обозначьте орфограммы в словах. Это один или разные виды орфограмм?
– Произведите морфемный разбор слова расчудесный
–Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.
Устно определяют морфему, в которой находится орфограмма, и доказывают выбор орфограммы.
Производят письменно морфемный разбор слова расчудесный .
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
1.– К какой части речи относятся слова, записанные на доске? Ответы учеников.
– Что вы знаете о прилагательном?
– Как мы определяем эту часть речи?
– Назовите ключевые слова урока. (Имя прилагательное, признаки прилагательного.)
-_Откройте учебник на с.4 и прочитайте параграф 55.
- Прочитайте вопросы после параграфа,обсудите их в парах и ответьте на вопросы.
2-. Формулировка основного вопроса урока.
В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какова роль прилагательных в тексте?»
(Имя прилагательное.)
Называют признаки прилагательного
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
IV. Открытие новых знаний.
Анализ текстов с точки зрения выявления роли имен прилагательных в речи.
- На интерактивной доске предложено 2 варианта текстов (один вариант – без имен прилагательных, другой – авторский текст)
Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушечьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.
- После сравнения двух текстов ( с прилагательными и без них) выясняется, какой из них больше понравился ученикам и почему.
Работа с текстами;
Сравнение текстов;
Выявление роли прилагательного в тексте.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать.
V. Углубление и обобщение изученного.
Актуализация изученного.
1.- За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
- Что обозначают прилагательные в этом тексте?
- Как вы понимаете выражение звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры?
- Выпишите 3-4 словосочетания прилагательное+ существительное и разберите их.
- Подберите синонимы к прилагательному багряное.
2. – Синтаксическая минутка. Запись под диктовку предложения с заданием подчеркнуть основы предложений, определить, чем они выражены, объяснить постановку знаков препинания.
Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен.
- Какими членами предложения могут быть прилагательные?
Составление синонимичного ряда;
Нахождение словосочетаний, определение главного и зависимого слова;
Работа над пониманием выражений;
Выявление синтаксической функции имени прилагательного.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, группировать, строить рассуждения.
VI. Развитие учебно
языковых и речевых умений.
Самостоятельная работа (для работы выдаются бланкилисточки на каждого ученика).
- Распространить текст прилагательными.
Вдруг подул ветер, и по небу со всех сторон поползли тучи. Змейкой блеснула молния, и над головой раскатами прокатился гром. На минуту все стихло, и капли дождя упали на землю.
- Выделить окончания прилагательных и графически доказать правильность выбора окончания.
Работа в парах: один ученик у доски зачитывает готовый текст с прилагательными, другой во время чтения текста записывает на доске услышанные прилагательные , обосновывая и выделяя в них окончания. То же самое задание повторяют еще 3 пары учеников.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Преобразовывать структуры и модели.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.
VII. Итог урока.
– Ответьте на основной вопрос урока: «Какова роль прилагательных в тексте?»
– Какое общее грамматическое значение объединяет прилагательные?
– Чему научились на уроке?
– Были ли трудности? Что было интересно?
– Оцените свою работу на уроке в баллах (с комментариями).
– По каким критериям будете оценивать себя?
(Признак, образность, яркость.)
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
1.Параграф 55, составить таблицу и по ней рассказать об имени прилагательном как части речи
2. Упражнение 327-выполнить по заданию