kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте. Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.

Класс 6

Технологическая карта изучения темы

Тема

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте.

Цели

Образовательные: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложениях

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

Знать условия выбора правильного написания падежных окончаний  имен прилагательных, синтаксическую роль     в     предложении,     вы­разительную роль имен прилагательных в речи. Уметь распознавать    прилагательные    на основе общего значения, мор­фологических   признаков,   син­таксической     роли,     типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, вы­делять прилагательные в нем. В художественном тексте узна­вать    эпитеты.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Части речи, прилагательное, кластер Грамматическое   зна­чение   прилагатель­ного.     Морфологиче­ские  признаки  имени прилагательного. Вы­бор  условий   написания оконча­ний   имен   прилагательных, синтаксическая функция

Межпредметные связи

Культура речи.

Ресурсы

Учебник, презентация по теме.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая устная разминка.

– На доске записаны слова

Уд…вительный, см…шной, ра…ч…десный, р…биновый, м…гучий, опас(т)ный

– Обозначьте орфограммы в словах. Это один или разные виды орфограмм?

– Произведите морфемный  разбор слова расчудесный  

–Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.

Устно определяют морфему, в которой находится орфограмма, и доказывают выбор орфограммы.

Производят письменно морфемный разбор слова расчудесный .

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

 

III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

1.– К какой части речи относятся слова, записанные на доске? Ответы учеников.

– Что вы знаете о прилагательном?

– Как мы определяем эту часть речи?

– Назовите ключевые слова урока. (Имя прилагательное, признаки прилагательного.)

-_Откройте учебник на с.4 и прочитайте параграф 55.

 - Прочитайте вопросы после параграфа,обсудите их в парах и ответьте на вопросы.

2-. Формулировка основного вопроса урока.

В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какова роль прилагательных в тексте?»

(Имя прилагательное.)

Называют признаки прилагательного

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие новых знаний.

Анализ текстов с точки зрения выявления роли имен прилагательных в речи.

- На интерактивной доске предложено 2 варианта текстов (один вариант – без имен прилагательных, другой – авторский текст)

Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушечьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

- После сравнения двух текстов ( с прилагательными и без них) выясняется, какой из них больше понравился ученикам и почему.

Работа с текстами;

Сравнение текстов;

Выявление роли прилагательного в тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать.

V. Углубление и обобщение изученного.

Актуализация изученного.

1.- За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте?

- Как вы понимаете выражение звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры?

- Выпишите 3-4 словосочетания прилагательное+ существительное и разберите их.

- Подберите синонимы к прилагательному багряное.

2. – Синтаксическая минутка. Запись под диктовку предложения с заданием подчеркнуть основы предложений, определить, чем они выражены, объяснить постановку знаков препинания.

Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен.

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Составление синонимичного ряда;

Нахождение словосочетаний, определение главного и зависимого слова;

Работа над пониманием выражений;

Выявление синтаксической функции имени прилагательного.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, группировать, строить рассуждения.

VI. Развитие учебно­

языковых и речевых умений.

Самостоятельная работа (для работы выдаются бланки­листочки на каждого ученика).

- Распространить текст прилагательными.

Вдруг подул ветер, и по небу со всех сторон поползли тучи. Змейкой блеснула молния, и над головой раскатами прокатился гром. На минуту все стихло, и капли дождя упали на землю.

- Выделить окончания прилагательных и графически доказать правильность выбора окончания.

Работа в парах: один ученик у доски зачитывает готовый текст с прилагательными, другой во время чтения текста записывает на доске услышанные прилагательные , обосновывая и выделяя в них окончания. То же самое задание повторяют еще 3 пары учеников.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

VII. Итог урока.

– Ответьте на основной вопрос урока: «Какова роль прилагательных в тексте?»

– Какое общее  грамматическое значение объединяет прилагательные?

– Чему научились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно?

– Оцените свою работу на уроке в баллах (с комментариями).

– По каким критериям будете оценивать себя?

(Признак, образность, яркость.)

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII.  Домашнее задание.

1.Параграф 55, составить таблицу и по ней рассказать об имени прилагательном как части речи

2. Упражнение 327-выполнить по заданию

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" »



Ф.И.О. Сюмко Валентина Николаевна

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте.

Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.

Класс 6

Технологическая карта изучения темы

Тема

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в тексте.

Цели


Образовательные: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в предложениях

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

Знать условия выбора правильного написания падежных окончаний имен прилагательных, синтаксическую роль в предложении, вы­разительную роль имен прилагательных в речи. Уметь распознавать прилагательные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, вы­делять прилагательные в нем. В художественном тексте узна­вать эпитеты.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Части речи, прилагательное, кластер Грамматическое зна­чение прилагатель­ного. Морфологиче­ские признаки имени прилагательного. Вы­бор условий написания оконча­ний имен прилагательных, синтаксическая функция

Межпредметные связи

Культура речи.

Ресурсы

Учебник, презентация по теме.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




II. Языковая устная разминка.


– На доске записаны слова

Уд…вительный, см…шной, ра…ч…десный, р…биновый, м…гучий, опас(т)ный

– Обозначьте орфограммы в словах. Это один или разные виды орфограмм?

– Произведите морфемный разбор слова расчудесный

–Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.

Устно определяют морфему, в которой находится орфограмма, и доказывают выбор орфограммы.

Производят письменно морфемный разбор слова расчудесный .


Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.



III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.




1.– К какой части речи относятся слова, записанные на доске? Ответы учеников.

– Что вы знаете о прилагательном?

– Как мы определяем эту часть речи?

– Назовите ключевые слова урока. (Имя прилагательное, признаки прилагательного.)

-_Откройте учебник на с.4 и прочитайте параграф 55.

- Прочитайте вопросы после параграфа,обсудите их в парах и ответьте на вопросы.

2-. Формулировка основного вопроса урока.

В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какова роль прилагательных в тексте?»

(Имя прилагательное.)



Называют признаки прилагательного








Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.


IV. Открытие новых знаний.


Анализ текстов с точки зрения выявления роли имен прилагательных в речи.

- На интерактивной доске предложено 2 варианта текстов (один вариант – без имен прилагательных, другой – авторский текст)

Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушечьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

- После сравнения двух текстов ( с прилагательными и без них) выясняется, какой из них больше понравился ученикам и почему.


Работа с текстами;

Сравнение текстов;

Выявление роли прилагательного в тексте.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать.



V. Углубление и обобщение изученного.


Актуализация изученного.

1.- За счет чего создается такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте?

- Как вы понимаете выражение звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры?

- Выпишите 3-4 словосочетания прилагательное+ существительное и разберите их.

- Подберите синонимы к прилагательному багряное.

2. – Синтаксическая минутка. Запись под диктовку предложения с заданием подчеркнуть основы предложений, определить, чем они выражены, объяснить постановку знаков препинания.

Январь – коренной месяц года, царь холода, корень зимы, он холоден и студен.

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?


Составление синонимичного ряда;

Нахождение словосочетаний, определение главного и зависимого слова;

Работа над пониманием выражений;

Выявление синтаксической функции имени прилагательного.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, группировать, строить рассуждения.



VI. Развитие учебно­

языковых и речевых умений.


Самостоятельная работа (для работы выдаются бланки­листочки на каждого ученика).

- Распространить текст прилагательными.

Вдруг подул ветер, и по небу со всех сторон поползли тучи. Змейкой блеснула молния, и над головой раскатами прокатился гром. На минуту все стихло, и капли дождя упали на землю.

- Выделить окончания прилагательных и графически доказать правильность выбора окончания.

Работа в парах: один ученик у доски зачитывает готовый текст с прилагательными, другой во время чтения текста записывает на доске услышанные прилагательные , обосновывая и выделяя в них окончания. То же самое задание повторяют еще 3 пары учеников.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.


VII. Итог урока.


– Ответьте на основной вопрос урока: «Какова роль прилагательных в тексте?»

– Какое общее грамматическое значение объединяет прилагательные?

– Чему научились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно?

– Оцените свою работу на уроке в баллах (с комментариями).

– По каким критериям будете оценивать себя?

(Признак, образность, яркость.)

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание.



1.Параграф 55, составить таблицу и по ней рассказать об имени прилагательном как части речи

2. Упражнение 327-выполнить по заданию





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"

Автор: Сюмко Валентина Николаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "313729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459528135"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Технологическая карта урока «Имя прилагательное как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(65) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_imia_prilagatelnoe_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "577522"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617617733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта урока для 5 класса. Тема: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-dlia-5-klassa-tiema-imia-prilaghatiel-noie-kak-samostoiatiel-naia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123559"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414515021"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Имя прилагательное как самостоятельная часть речи "
    ["seo_title"] => string(58) "imia-prilaghatiel-noie-kak-samostoiatiel-naia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "137498"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360832"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый   урок "Понятие об имени прилагательном как части речи" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-poniatiie-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "110264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405776403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства