Учитель русского языка и литературы Таекееввва Бахыткуль
Кенжебековна ГУ «Средняя школа №176» города Кызылорда
Тема: Морфемный состав слова (С?зді? ??рамы)
Цели урока: закрепить навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора слова.
Ход урока
1. Проверка домашнее задание.
1) 2-3 ученика читают свои сочинения по теме: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
2) Осложненный диктант.
Подобрать синонимы к каждому фразеологизму, графически объяснить орфограммы.
Работать спустя рукава, остаться в недоумении, (удивляться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально); вносить свою лепту (вносить посильный вклад); вернуться на круги своя, вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощипи (попасть в неприятное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный); лечь костьми (приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно); быть начеку (быть осторожным).
3. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»
1. Вопросы на повторение теории.
- Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слова, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слова и способы их образования).
- Из каких частей (морфем) состоит слово?
- Что называется основой слова?
- В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой?
(Основа заключается из значимых частей: корня, приставки, суффикса. Окончание же играет вспомогательную роль – служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку – определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя – деепричастие; надолго - наречие, которые состоят только из основы).
- Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?
4. Практические занятия.
1) Выполнить (по вариантам) словообразовательный разбор и разбор по составу слов: подоконник, пригородный. Указать способ их образования. Выстроить словообразовательные цепочки. Подоконник ← окно – приставочно – суффиксальный способ. Пригородный ← пригород←город – суффиксальный способ.
2) Назовите основные способы словообразования и приводите примеры:
(приставочный: читал ←дочитал,
суффиксальный: охотник ←охота,
сложение целых слов: мать – и –мачеха (мать, и, мачеха),
сложение основ слов: луноход (луна, ход),
основ и суффикса: первомайский (первый, май, ск),
первых букв слов (аббревиатуры): РК – Республика Казахстан)
слияние: долгоиграющий ← долго играющий,
переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ←гостиная (комната), (прилаг.).
3) Определите, какое из перечисленных слов состоят из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум.
5. Занимательная лингвистика.
«Третий лишний»
1) прервать, премия, премудрый;
2) исходный, испуганный, известный;
3) подьячий, подробный, подсобить.
4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?
А. Огрубелый, осмотреться, оглобля.
В. Огарок, огнепышущий, озадаченный.
С. Оглушительный, оглавление, оголодать.
Д. Оглашать, огуречный, осыпаться.
5. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
А. Шалун, адресат, ультрачувствительный.
В. Юбиляр, силач, ультразвук.
С. Драчун, банкир, хлебец.
Д. Юбиляр, силач, аморальный.
6. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно - суффиксальным способом?
А. Наименьший, разбиться, пришкольный.
В. По- весеннему, сослуживец, напарник.
С. Наконечник, премудрый, дотемна.
Д. Закавказский, наушник, разиня.
7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Учить – учитель - … - учительствовать.
А. Учительский.
В. Учительница.
С. Учение.
Д. Учительство.
8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Пар – парить -…- испарение
А. Парной.
В. Испарить.
С. Парильня.
Д. Парник.
Ответы: 1. В; 2. В; 3. Д; 4. С; 5. С; 6. В; 7.Д; 8 В;
7. Домашнее задание
1. Повторить темы «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках».
2. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов: небезопасный, испугаться, служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый.
3. Выполнить упражнение № 15 на стр. 11.
4. Работа над текстом (анализ текста на стр. 22 в книге Н.А. Назарбаева «Стратегия Независимости»).