kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Морфемный состав слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель русского языка и литературы Таекееввва Бахыткуль

                            Кенжебековна ГУ «Средняя школа №176» города Кызылорда

Тема: Морфемный состав слова (С?зді? ??рамы)

Цели урока: закрепить навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора слова.


Ход урока

1. Проверка домашнее задание.

1) 2-3 ученика читают свои сочинения по теме: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».

2) Осложненный диктант.

Подобрать синонимы к каждому фразеологизму, графически объяснить орфограммы.

Работать спустя рукава, остаться в недоумении, (удивляться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально); вносить свою лепту (вносить посильный вклад); вернуться на круги своя, вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощипи (попасть в неприятное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный); лечь костьми (приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно); быть начеку (быть осторожным).

3. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»

1. Вопросы на повторение теории.

- Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слова, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слова и способы их образования).

- Из каких частей (морфем) состоит слово?

- Что называется основой слова?

- В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой?

(Основа заключается из значимых частей: корня, приставки, суффикса. Окончание же играет вспомогательную роль – служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку – определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя – деепричастие; надолго - наречие, которые состоят только из основы).

- Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

4. Практические занятия.

1) Выполнить (по вариантам) словообразовательный разбор и разбор по составу слов: подоконник, пригородный. Указать способ их образования. Выстроить словообразовательные цепочки. Подоконник ← окно – приставочно – суффиксальный способ. Пригородный ← пригород←город – суффиксальный способ.

2) Назовите основные способы словообразования и приводите примеры:

(приставочный: читал ←дочитал,

суффиксальный: охотник ←охота,

сложение целых слов: мать – и –мачеха (мать, и, мачеха),

сложение основ слов: луноход (луна, ход),

основ и суффикса: первомайский (первый, май, ск),

первых букв слов (аббревиатуры): РК – Республика Казахстан)

слияние: долгоиграющий ← долго играющий,

переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ←гостиная (комната), (прилаг.).

3) Определите, какое из перечисленных слов состоят из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум.

5. Занимательная лингвистика.

«Третий лишний»

1) прервать, премия, премудрый;

2) исходный, испуганный, известный;

3) подьячий, подробный, подсобить.


4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?

А. Огрубелый, осмотреться, оглобля.

В. Огарок, огнепышущий, озадаченный.

С. Оглушительный, оглавление, оголодать.

Д. Оглашать, огуречный, осыпаться.

5. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

А. Шалун, адресат, ультрачувствительный.

В. Юбиляр, силач, ультразвук.

С. Драчун, банкир, хлебец.

Д. Юбиляр, силач, аморальный.

6. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно - суффиксальным способом?

А. Наименьший, разбиться, пришкольный.

В. По- весеннему, сослуживец, напарник.

С. Наконечник, премудрый, дотемна.

Д. Закавказский, наушник, разиня.

7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Учить – учитель - … - учительствовать.

А. Учительский.

В. Учительница.

С. Учение.

Д. Учительство.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Пар – парить -…- испарение

А. Парной.

В. Испарить.

С. Парильня.

Д. Парник.

Ответы: 1. В; 2. В; 3. Д; 4. С; 5. С; 6. В; 7.Д; 8 В;

7. Домашнее задание

1. Повторить темы «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках».

2. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов: небезопасный, испугаться, служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый.

3. Выполнить упражнение № 15 на стр. 11.

4. Работа над текстом (анализ текста на стр. 22 в книге Н.А. Назарбаева «Стратегия Независимости»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Морфемный состав слова »

Тема: Морфемный состав слова (Сөздің құрамы)

Цели урока: закрепить навыки разбора слов по составу и словообразовательного разбора слова.


Ход урока

1. Проверка домашнее задание.

1) 2-3 ученика читают свои сочинения по теме: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».

2) Осложненный диктант.

Подобрать синонимы к каждому фразеологизму, графически объяснить орфограммы.

Работать спустя рукава, остаться в недоумении, (удивляться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально); вносить свою лепту (вносить посильный вклад); вернуться на круги своя, вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощипи (попасть в неприятное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный); лечь костьми (приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно); быть начеку (быть осторожным).

3. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»

1. Вопросы на повторение теории.

- Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слова, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слова и способы их образования).

- Из каких частей (морфем) состоит слово?

- Что называется основой слова?

- В чем заключается особое положение окончания по сравнению с основой?

(Основа заключается из значимых частей: корня, приставки, суффикса. Окончание же играет вспомогательную роль – служит для связи слов в предложении, несет на себе грамматическую нагрузку – определяет род, число, падеж, лицо. Окончание может быть нулевым. Некоторые части речи и их формы не имеют окончаний, поэтому речь о нулевом окончании не идет. Например: следуя – деепричастие; надолго - наречие, которые состоят только из основы).

- Чем отличается словообразовательный разбор от разбора слова по составу?

4. Практические занятия.

1) Выполнить (по вариантам) словообразовательный разбор и разбор по составу слов: подоконник, пригородный. Указать способ их образования. Выстроить словообразовательные цепочки. Подоконник ← окно – приставочно – суффиксальный способ. Пригородный ← пригород←город – суффиксальный способ.

2) Назовите основные способы словообразования и приводите примеры:

(приставочный: читал ←дочитал,

суффиксальный: охотник ←охота,

сложение целых слов: мать – и –мачеха (мать, и , мачеха),

сложение основ слов: луноход (луна, ход),

основ и суффикса: первомайский (первый, май, ск),

первых букв слов (аббревиатуры): РК – Республика Казахстан)

слияние: долгоиграющий ← долго играющий,

переход из одной части речи в другую: гостиная (сущ.) ←гостиная (комната), (прилаг.).

3) Определите, какое из перечисленных слов состоят из приставки, корня, суффикса и окончания, выделите части слов (по вариантам): подбор, подгорный, подиум.

5. Занимательная лингвистика.

«Третий лишний»

1) прервать, премия, премудрый;

2) исходный, испуганный, известный;

3) подьячий, подробный, подсобить.


4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?

А. Огрубелый, осмотреться, оглобля.

В. Огарок, огнепышущий, озадаченный.

С. Оглушительный, оглавление, оголодать.

Д. Оглашать, огуречный, осыпаться.

5. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

А. Шалун, адресат, ультрачувствительный.

В. Юбиляр, силач, ультразвук.

С. Драчун, банкир, хлебец.

Д. Юбиляр, силач, аморальный.

6. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно - суффиксальным способом?

А. Наименьший, разбиться, пришкольный.

В. По- весеннему, сослуживец, напарник.

С. Наконечник, премудрый, дотемна.

Д. Закавказский, наушник, разиня.

7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Учить – учитель - … - учительствовать.

А. Учительский.

В. Учительница.

С. Учение.

Д. Учительство.

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Пар – парить -…- испарение

А. Парной.

В. Испарить.

С. Парильня.

Д. Парник.

Ответы: 1. В; 2. В; 3. Д; 4. С; 5. С; 6. В; 7.Д; 8 В;

7. Домашнее задание

1. Повторить темы «Чередование гласных в корнях слов», «Чередование гласных и согласных в приставках».

2. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слов: небезопасный, испугаться , служащий (офиса), подыгрывая, черноглазый.

3. Выполнить упражнение № 15 на стр. 11.

4. Работа над текстом (анализ текста на стр. 22 в книге Н.А. Назарбаева «Стратегия Независимости»).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема: Морфемный состав слова

Автор: Таекеева Бакытгуль Кенжебековна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196441

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "173240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423940510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем.  Морфемный анализ слова."
    ["seo_title"] => string(104) "morfiemnyi-slovar-russkogho-iazyka-iedinoobraznoie-oformlieniie-russkikh-morfiem-morfiemnyi-analiz-slova"
    ["file_id"] => string(6) "262598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) ":  Мое Отечество – Казахстан. Столица нашего государства. Символы: герб, гимн, флаг. Словообразование. Морфемный состав слова. "
    ["seo_title"] => string(129) "moie-otiechiestvo-kazakhstan-stolitsa-nashiegho-ghosudarstva-simvoly-ghierb-ghimn-flagh-slovoobrazovaniie-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "207726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430632325"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок-семинар : Состав слова. Словообразование. Орфография. "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-sieminar-sostav-slova-slovoobrazovaniie-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "173578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424009466"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(14) "sostav-slova-2"
    ["file_id"] => string(6) "153756"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421067707"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства