Оборудование: презентация, рисунок дома, магнитики
Ход урока:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
( Н.Зиганшина)
1.Слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Прослушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (Ответ: глагол)
Учитель: Мы с вами находимся в гостях у дядюшки Глагола, который живет на улице Морфологической.
Учитель: Как вы думаете, какие есть соседи у глагола? (Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, наречие, имя числительное )У каждого из нас есть свой дом, где нам тепло и уютно, где нас всегда ждут.
- Ребята, все вы знаете старушку Шапокляк, которая любит творить всякие пакости. Так вот она недавно побывала на улице Морфологической и испачкала в доме дядюшки Глагола все окна. Вы видите здесь четыре окна – четыре комнаты, в каждой живут родственники д. Глагола. Он просит нас помочь - очистить, помыть окна в его доме, чтобы жить им было веселее. А нам стало понятно, кто, в какой комнате живёт. А сделать мы это сможем необычным способом: с помощью знаний, которые получили на уроках. Откроем тетради и запишем число и тему: Повторение и обобщение по теме «Глагол». Давайте вместе подумаем, какова цель нашего урока? (Ответ: Обобщить и повторить всё изученное по данной теме.
Нам сегодня потребуется вспомнить всё, что мы изучили о глаголе. А оценить наши знания поможет уважаемое жюри.
У нас созданы 3 команды знатоков глагола, в каждой есть лидер
Разминка
Начнём с разминки.
Командам задаются вопросы (по три вопроса)
Вопросы:
Какой частью речи является глагол и что он обозначает? (Самостоятельной частью речи, действие)
На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? ( Что делать? Что сделать?)
Какие морфологические признаки глагола вы знаете? (Вид, спряжение, число, время, лицо, род (если есть).
Какие три времени есть у глагола?
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, родам в ед. числе)
Назовите синтаксическую роль глагола. Какими членами предложения может быть глагол? (Подлежащим, сказуемым, дополнением и т.д.)
Что называется спряжением? (Изменение глаголов по лицам и числам.)
Назовите вопросы совершенного и несовершенного вида.
Какого времени нет у глаголов совершенного вида? (настоящего времени)
Приступаем к первому заданию. Очистим 1 окно
Задание № 1. «Кто больше?» «Сёстры – орфограммы» В доме д. Глагола живут сёстры - орфограммы. Для выполнения задания необходимо вспомнить все изученные орфографические правила по теме «Глагол». Давайте правильно выполним задание, очистив первое окно. Найдите все ошибки, допущенные учениками, и исправьте их.
(Ответ: 5 орфограмм)
Прочитайте словосочетания и предложения, найдите и исправьте ошибки, выделите орфограммы. Сколько орфографических правил Вам помогли справиться с этим заданием? В тетрадь выпишите по одному примеру на каждую орфограмму.
1 команда
Блистит на солнце 7) Она ничего небоиться
2) недумал о себе 8) Он скатиться с горы
3) разжегать костёр 9) не годовать из-за оценки
4) мечтаиш о море 10) запереть двери
5) пошли купатся 11) рисуеш плакат
6) замиреть от восторга 12) постелить скатерть
2 команда
Он собераеться в лес. 7) выжегать на дощечке
вытерать лицо 8) Они могут поднятся на гору.
переписываиш сочинение 9) не навидеть врага
неприготовил костюм 10) идёш по улице
блистает в полях 11) не сшила платье
расстилить коврик 12) Егор задумываеться о будущем.
3 команда
Игрушки валяються на полу 7) Он готовиться к соревнованиям
замерал от страха 8) вчера не приходил
замечаиш ошибки 9) растиреть масло
ничего непросил 10) сдирать краску
спрячешся от всех 11) отправишся в санаторий
не доумевать по поводу его решения 12) нигде не был
Отвечает один учащийся от команды. Остальные смотрят правильные ответы на слайде.
Приступаем ко второму заданию. Очистим 2 окно
Вам даны отрывки из стихотворений поэтов Южного Урала
Задание №2: Найдите в стихотворении все глаголы, укажите их вид и время.
В тетрадь выпишите по одному глаголу сов.вида и несов. вида.
1 команда
СорокинВалентин Васильевич
Заря вдалеке отпылала,
Упали в горах небеса,
По древним просторам Урала,
Как дикая, скачет гроза.
Берёзы вершинами плещут,
И сумрак клубится кругом.
Горячие молнии блещут,
и тяжко катается гром…
2 команда
Суслов Владимир Алексеевич
Приход весны
Зима позёмку сдёрнула, как полог,
Проталинами щурятся поля.
Под громкие призывы журавля
Пришла весна по жёрдочке в посёлок.
Искрятся старых листьев пятачки,
У верб сверкают новые серёжки.
И почки разжимают кулачки,
отогревают клейкие ладошки.
3 команда
Дышаленкова Римма Андрияновна
Растёт у забора растение Ссора.
Растение Ссора раскинуло споры.
И если окажетесь вы у забора,
Немедленно вспыхнет ужасная ссора...
Девчонки заводят укоры, раздоры,
Мальчишки дерутся, а бабушки спорят.
Наплачутся все, накричатся и скоро
Домой разбегутся от злого забора…
ФизкультминуткаИгра на внимание
– Предлагаю вам, трудолюбивые ученики, сыграть в игру, которая называется «Домашние дела дядюшки Глагола». Условия такие. Я читаю список слов. Большая часть из них – глаголы. Но встречаются и существительные. Так вот, когда я называю глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если называются существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились! Дядюшка Глагол дома ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, СТИРАЛ, КОПАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ,ВАРИЛ, КРОКОДИЛ, ПИЛИЛ,БЕЛИЛ, ВЫЛИЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.
Приступаем к третьему заданию. Очистим 3 окно
« Капитаны – вперёд!»
Задание: Данные глаголы замените глаголами в форме будущего времени. (1 капитан - 1 лицо ед.числа; 2 капитан - 2 лицо ед числа ; 3 – 3 лицо ед. числа)
1 капитан
Держать -
Подсчитать -
Трудиться -
Постелить –
2 капитан
Журчать –
посмотреть –
рассказать –
Говорить –
3 капитан
Выписать –
Ждать –
Пить-
Подтянуть –
Игра «Третий лишний» (общее задание)
Команды получают задание, определить третье лишнее слово в строчке. Нужно объяснить свой выбор.
(на слайде)1) принесёт, строит, переплывёт
привлекает, рисует, принимал
(не) спал, (не) здоровилось, (не) выучили
Держать, мечтать, слышать
Прот..рать, разб..рать, зап..реть
ЗАДАНИЕ №4 Приступаем к последнему заданию. Очистим 4 окно
Вставьте буквы. Определить спряжение глаголов, выделите окончания, укажите лицо глаголов. Произвести синтаксический разбор первой пословицы. Запишите первую пословицу в тетрадь, выполните её синтаксический разбор.
Ход..т журавль по болоту, нанима..тся на работу.
Сначала посмотри, кто тебя слуша..т, а затем начни свою речь.
Чужим трудом не постро..шь дом
Недруг поддакива..т, а друг спор..т.
В решете воды не удерж..шь.
Друга приобрести трудно даже в течение года, а обид..ть можно и в один час.
Доброе дело скрытности не люб..т.
У жадного среди зимы снега не выпрос..шь.
Мир освеща..тся солнцем, а человек - знанием.
Проверка на слайде. Синтаксический разбор пишут на доске по одному ученику от команды.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Ребята, если вам урок понравился, положите в коробочку красный прямоугольник, если вы затруднялись при выполнении заданий, положите зелёный прямоугольник, а если урок показался очень трудным, то положите жёлтый прямоугольник.
Спасибо за урок, до свидания, всего доброго! До новых встреч!