Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи
Задачи:
- Создание условий для обобщения знаний учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи, и разбирать слова как части речи;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
- Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу в работе в парах.
Оборудование: мультимедийная презентация, памятки по разбору частей речи, схемы разбора частей речи, задания на карточках, тесты.
Тип урока: обобщение.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный, игровой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ι. Актуализация знаний.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Откройте тетрадь. Напишите дату и «Классная работа».
1. Каллиграфическая минутка.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Посмотрите запись на доске.
весна – с
ранняя – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки.
спг гпс спг…
Какое соединение будет следующим?
4. Орфографическая минутка
Ребята, прочитайте слова на доске:
«Календарь, платок, длина, ягода, костер, порядок, барабан, алмаз, кровать».
Составьте устно с ними предложения и найдите в них орфограммы.
(Записываем одно предложение и выделяем орфограммы)
II Формулирование проблемы, планирование деятельности.
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.
- Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы.
(Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака)
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы оно отвечает?
б) Встречайте второго гостя.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие.
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
? Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
? Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
? Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
в) Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
- Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
- Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи)
- Значит, что мы будем сегодня повторять?
– Сформулируйте цель урока повторения.
III. Развитие умений.
1. Обобщение (работа в группах)
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали.
(Раздача группам опорные схемы)
Имя существительное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
3.
Имя прилагательное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
Глагол
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
- Зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)
2. Физкультминутка.
Сейчас ребята отдохнём и поиграем. Встали.
Если я буду называть глагол – учащиеся первого ряда хлопают в ладоши, если имя существительное – учащиеся второго ряда хлопают в ладоши, если имя прилагательное – учащиеся третьего ряда хлопают в ладоши.
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.
- О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
- Какие признаки весны были перечислены?
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
3. Закрепление изученного.
1) Игра «Расставь по своим местам». Слова написаны на доске.
Проблемная ситуация
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, быстро, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)
- Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо, быстро? Как вы думаете? Почему?
- Что объединяет все эти слова?
2) А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки, которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.
Памятка по разбору частей речи (3 класс)
Имя существительное
Вопрос (кто? что?)
1. Одушевленное или неодушевлённое.
2. Род.
3. Число.
Имя прилагательное
Вопрос (какой? какая? какие?)
1. Число
2. Род (если в ед. числе).
Глагол
Вопрос (что делает? что делают?)
1. Число
2. Время
Весна – сущ., (что?) неодушев., ж. р., в ед. ч.
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р.
Наступила – глаг., (что сделала?), неопр. ф. наступать, в ед. ч., пр. вр, ж.р.
Проверка.
- Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?
3. Проблемная ситуация
Даны слова: печь, пила, больной.
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Докажите.
4. Самостоятельная работа Разноуровневые задания (на карточках). Работа в тетрадях.
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – …, ….
шум – …, ….
лес - …, ….
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
III. Этап контроля.
- Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
А сейчас проверим свои знания с помощью теста. Тесты на экране.
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выбери имена существительные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выбери прилагательные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выбери глаголы
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
Работа в парах. Взаимопроверка по ключу.
Ключ: 1 – а 4 – в
2 – б 5 – а
3 – в 6 – б
Выставление оценок за тест.
IV. Итог урока. Рефлексия
– Как вы считаете, какая часть речи самая важная и главная? Почему?
- Какое задание вызвало затруднение?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
V. Домашнее задание.
Упражнение стр. 130 упр. 4