-воспитывать активность, трудолюбие, навыки индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, интерес к предмету.
Оборудование: искорки «радости» (из разноцветной фольги), дядюшка Глагол; карточки с заданиями для групповой, индивидуальной работы.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Хорошая мотивация к деятельности учащихся (психологическая установка на активную работу), а также физминутка. на уроке просматривается личностно-деятельностный подход к учащимся через самостоятельную работу, работу в парах.
Разработка содержит игровые упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-воспитывать активность, трудолюбие, навыки индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, интерес к предмету.
Оборудование: искорки «радости» (из разноцветной фольги), дядюшка Глагол; карточки с заданиями для групповой, индивидуальной работы.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Ход урока.
1.Орг. момент. Психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Подарите всем присутствующим «искорки» радости. (Дети сдувают «искорки» с рук).
2.Сообщение темы урока, цель. Слайд № 3
Учитель: В государстве Морфология есть удивительный город, в котором живёт один из наших друзей. Как его зовут?
«Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что думает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам... (глагол)»
Учитель: Сегодня мы побываем у Глагола в гостях. Согласны, ну тогда в путь!
Глагол Слайд № 4
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Учитель: Сегодня мы с вами повторим, что узнали о глаголе на предыдущих уроках. Будьте внимательны на уроке, активны, я верю, что вы справитесь со всеми заданиями. Итак, мы идём в гости к дядюшке Глаголу. (Открывается доска). Слайд № 5
Глагол
-Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мою страну.
-Сегодня мы с вами продолжим работу, которую вы начали на прошлых уроках. Я буду наблюдать, как вы умеете определять моё время, умеете ли вы подбирать меня к существительным , хочу узнать, как вы определяете моё спряжение .
Учитель: Про глагол есть шутка: «Часть речи, которая упала с печки и ударилась об пол, называется глагол».
Шутка шуткой, но в ней намёк на то, что глагол – это действительно самая живая, самая деятельная и деловая часть речи, которая никогда не сидит на месте, вся в движении, суетится, бегает.
Эпиграф урока: Слайд № 6 "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов.
- Да ведь и назначение глагола – выражать само действие.
Глагол: Ну, что вы готовы погостевать в моей стране?
-Чтобы отгадать букву минутки чистописания, играем в "Пентагон".
1.Это согласная буква.
2.Она обозначает звонкий звук.
3.Она является суффиксом - показателем прошедшего времени глаголов.
4.В данном предложении она встречается 4 раза.
Задание:
Письмо буквы - 1 строка, письмо предложения - 2-я строка.
4. Работа по теме урока
Глагол: И так, моё первое задание.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Учитель: Дядюшка Глагол предлагает вам привести в действие предметы. Слайд № 8
Подберите к существительным подходящие глаголы. Работа по карточкам.
Работа в парах
1 пара
волк блеет
овца хрюкает
свинья гогочет
гусь кудахчет
кузнечик мяукает
кошка стрекочет
курица воет
2 пара
ножницами пилят
пилой ловят
лопатой стригут
плугом бреют
бруском точат
бритвой копают
удочкой пашут
3 пара
ветры идут
ручьи греет
цветы поспевают
травы дуют
дожди цветут
ягоды текут
солнце зеленеют
Проверка. Слайд № 9
Учитель: Хорошо, молодцы ребята.
Глагол
Как изменяется глагол? (ответы детей)
Глагол: А сейчас я хочу проверить, как вы определяете моё время.
Учитель: На первый взгляд может показаться, что это самая простая тема. Ну, посудите сами: любой знает, что его жизнь состоит из прошлого, настоящего и будущего. Но всё - таки это не так.
- Какую временную форму глаголов вы знаете? Когда происходит действия глаголов в прошедшем, будущем и настоящем времени?
- Какие стихотворения вы учили о временах глагола? Давайте расскажем, дядюшки Глаголу. Слайд №10
Ученик 1
Прошедшее время.
Была я малышкой,
Играла с пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство мое
Навсегда потеряла.
Ученик 2
Настоящее время
Ах, это прошедшее время! Чудесное, милое время!
Зато в настоящем одна проза!
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу по утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.
Так мчится мое НАСТОЯЩЕЕ,
Нисколько меня не щадящее.
Ученик 3
Будущее время.
Я вот думаю, что будет, если вдруг
В понедельник или в среду
Я все брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья модные носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Учитель: Задание от дядюшки Глагола
Работают 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из учащихся должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Слайд № 11
Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (ветер)
Я длинной шеей поверчу - Груз тяжёлый подхвачу, Где прикажут – положу: Человеку послужу. (кран)
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (пила)
Учитель: Молодцы ребята, справились с заданием.
- А теперь вспомните стихотворении о спряжении, которое вы учили.
Ученик 1
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаёшь, какое
Спряжение.
Учитель: Выполните следующие задание дядюшки Глагола.
Работа с учебником. Стр.164, упр. 412 (ученик работает у доски) Слайд № 12
Запишите глаголы в два столбика в зависимости от их спряжения. Обозначьте окончания.
Глагол: Давайте вспомним о глаголах в неопределённой форме.
Ученики. Неопределённая форма глагола, или инфинитив – это начальная форма глагола. Отвечают на вопросы что сделать? Что делать? И имеет суффикс -ти,- ть,-чь.
Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, ни на род.
- Какого вида могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы совершенного и несовершенного вида?
Учитель: Инфинитив неизменен в своих привычках, а по-научному это неизменяемая форма глагола. Слайд № 13
Работа с фразеологизмами
Учитель: Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите вид глаголов (работа у доски)
Бить баклуши - лениться
Клевать носом - спать
Дать слово - пообещать
Держать язык за зубами - молчать
Зарубить на носу – запомнить
Физминутка Слайд №14-№23
Работа с учебником. Стр.166, упр.417.Коллективная работа (устно)
Как изменяются глаголы? Прочитайте слова. Найдите в каждой группе лишнее слово. Объясните свой выбор.
Задание: Исправь ошибки в тексте и докажи Слайд №24
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свою маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
-От чего же зависит написание ться и тся в глаголах?
Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.
Содержание. В игре участвует по 3 человека. На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать существительные, прилагательные, глаголы.
Материал для игры:
Кто? Что? Какой? Какая? Что делать?
Первая тройка учеников.
Ночь … …
… садовый …
… … летать
Игра … …
… сказочный …
… … бегать
Вторая тройка учеников.
мороз … …
… письменный …
… … учить
интерес … …
… сторожевая …
… … скучать
Подведём итоги: Блиц-опрос по теме «Глагол»: Слайд №25
1. Что такое глагол?
3. Что обозначает глагол?
4. На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
5. Как иначе называется начальная форма глагола?
6. Как определить лицо?
7. Какого вида могут быть глаголы?
8. Что вы знаете о правописании глаголов с предлогами?
9. . Как пишется не с глаголами?
Учитель:
Ребята, подошло время прощаться с дядюшкой Глаголом. Но мы обязательно к нему приедем.
Глагол:
-Ребята, я очень рад, что вы сегодня меня порадовали своим приездом и так хорошо усвоили тему «Глагол».
-Непременно приезжайте ещё! А в память о сегодняшней встрече я хочу вам подарить звёздочки. Почему звёздочки?
Потому что звёздочки горят, светятся, освещают путь.
- Я хочу, чтобы вы тоже горели желанием учиться, светились добром, освещали друг другу путь, помогали и поддерживали друг друга. Всего хорошего! До скорой встречи!