Тема: Глагол.
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.
Задачи
- Закрепить навыки правописания глаголов;
- развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
- воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
Формирование УУД.
Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;
Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.
Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);
- познавательные методы – творческое задание.
- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.
Ход урока
-
Орг. момент
- Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя школ нашего района. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок.
2. Сообщение темы урока.
- А о тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение.
-Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1)
- О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2)
3. Актуализация прежних знаний.
Учитель называет слова:
спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. (На доске)
- Вы меня поняли? (не очень) Послушайте дальше.
-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
- А теперь вы меня поняли? Что помогло вам понять, о чём я говорю?
- Что общего у слов второй группы? (это глаголы)
- Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой)
- Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3)
- Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе.
- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –
тишина.
- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,
носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,
флажок, дружок.
4. Повторение и закрепление изученного
Работа в группах
- Отгадайте ещё одну загадку.
- Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)
- Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего
урока, а в лепесточки – его грамматические признаки.
- Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!».
Задание по группам.
Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание
1 группа: - Как определить вид глагола?
2 группа: - Как определить время глагола?
3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов?
4 группа:- Как определить спряжение глагола?
- Отвечает 1 группа ( Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал?-совершенного вида. Что делал? -несовершенного)
Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола.
- Запишите глаголы в два столбика
Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4)
Проверка
2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица)
А теперь определите, верно ли говорят друзья: (дети показывают сценку)
- Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю..., нет побежу... - замялся Гена.
- Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.
- А как же сказать правильно? Подумайте!
Обсуждение в группах.
(Глагол "победить" в 1 лице не употребляется).
- Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться;
Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске)
- Как можно сказать правильно? (одержать победу).
- Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов?
– От чего зависит окончание глагола? (от спряжения)
- Послушаем 4 группу.
4 группа: - Как определить спряжение глагола? (Дети рассказывают правило)(слайд5)
VI. Физ. минутка.
- Если я называю глаголы I спряжения – приседают мальчики, если называю глаголы II спряжения – приседают девочки:
идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит.
Работа в парах
Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.
Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.
Отвечает 4 группа - Как определить время глагола? (Учащиеся рассказывают о времени глагола)
Цифровой диктант. (слайд)
- У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам.
наст.вр. буд. вр. прош.вр.
1 учится 2 оживёт 3 пели
5 сияет 6 высохнет 4 написал
8 летит 9 уточнит 7 отвечала 10 просить
- Какое слово лишнее? Почему?
Итог урока
Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок +
-
Глагол обозначает действие предмета.
-
Глаголы изменяются по падежам.
-
Не с глаголами пишется раздельно.
-
Глаголы имеют три спряжения.
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
-
Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
-
В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
-
Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола.
-Ребята, к концу нашего урока давайте составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу.
Но мне кажется, на нашем дереве чего то не хватает. Как вы думаете чего? (цветов)
- Давайте украсим наше дерево цветами. Если вы на уроке легко справлялись с заданиями, наклейте синий цветок, если было не очень легко- желтый, а если было трудно-красный.
Дополнительное задание.
Текст.
Ночь. Маленькая деревня. Огни. Ветер. Снег. Бесконечное поле.
-Дополните текст подходящими по смыслу глаголами.