Тема. Устойчивые выражения
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их
значении в речи, в работе с текстами;
Формировать:
– умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение;
познавательные УУД:
– пользоваться фразеологическим словарём (устойчивых выражений);
– преобразовывать информацию;
коммуникативные и личностные УУД:
– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. Презентация «Устойчивые выражения»
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?
- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!
2. Открйте тетради, запишите число.
3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого: “Как богат русский язык! Как много в нём метких слов!
Орфографическая минутка
– На доске записан афоризм:
“Как багад руский езык!
Как много внём метких слоф!”
– Предложите задание.
Записать в тетрадь, исправляя ошибки.
ПРОВЕРКА.
- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого
Изучение учебного материала.
а) Создание проблемной ситуации
К.Чуковский “От трех до пяти”.
Четырехлетняя девочка спросила у матери
– Скоро наступит лето?
– Скоро, -ответила мама. - Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету!
– Почему так произошло? Чего не знала девочка?
– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?
Николай Сладков "Три загадки"
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
(А вы разгадали, что это за загадки?) Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.
б) Открытие новых знаний.
- Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?
-Тема нашего урока (Презентация к уроку, слайд 2) "Устойчивые выражения"
- Запишите тему урока.
- Откройте учебник на странице по теме урока.
- (Слайд ). Что означает значок на полях?
- Откройте Словарь устойчивых выражений (часть 2), посмотрите, как по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 2)
- Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.
- Знаете ли вы, откуда произошли эти выражения? (слайд 3)
Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?
Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики (богатые люди) любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"
Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами- связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, надо было засучить рукава. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть очень короткими.
- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Давайте вспомним, из каких произведений эти устойчивые выражения: (слайд4)
Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.
- Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов. Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)
- Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.
Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)
Закрепление учебного материала
1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»
стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.
Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.
Письменно упражнение 24. (объяснения вместе; запись самостоятельно по образцу с последующей проверкой). В этом упражнении школьники должны объяснить фразеологизм с помощью синонима из списка слов. Цель – учить понимать значение устойчивого выражения.
упражнение 25 (устно). Цель – учить использовать устойчивые выражения в речи; учить подбирать антонимы.
1. В упражнении требуется закончить устойчивое выражение, используя слово-антоним.
Первый фразеологизм будет звучать так: нет худа без добра. Слово добро является антонимом слову худо. Далее: вдоль и поперек; ни жив ни мёртв; вопрос жизни и смерти; более или менее.
2. Затем школьники составляют предложения с получившимися фразеологизмами.
2) Работа в печатной тетради (с.19, упр. 16) (слайд _)
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
2) работа в парах
К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 12)
• Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)
• Обведешь вокруг пальца. - Обманешь (2 л., ед.ч.)
• Выбьетесь из сил. - Устанете (2 л., мн.ч.)
• Зарубим на носу. - Запомним (1 л., мн.ч.)
(Проверь себя. Слайд 13.)
4) Самостоятельная работа по уровням.
1-й уровень – (карточка желт.) Записать фразеологизм по его значению.
Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______
(водой не разлить)
Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному__
(не верить своим ушам)
Трудно молчать, не терпится сказать______
( язык чешется)
2-й уровень – (на карточке зелен.). Выписать предложения с фразеологизмом.
Карточка.
Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
3-й уровень – (на карточке син.). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.
Карточка.
1. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2. Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
Проверка. (уч-ся формируют группы по уровню сложности заданий, проводят проверку внутри группы, один ученик от группы объясняет выполнение задания)
Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде( ) Запишите в свою тетрадь одно подходящее утверждение:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я работал в поте лица.
5. Моя работа коту под хвост.
6. Я бил баклуши.
7. Я работал, спустя рукава.
8. Я работал, засучив рукава.
9. Я устал, но взял себя в руки.
10. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
(Дети зачитывают. Объясняют.)
Домашнее задание(карточки)
Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.
1. Запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.
2. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.
3. Зашифруй фразеологические обороты в анаграммах.