kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Устойчивые выражения" - конспект урока и презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка и презентация по теме "Устойчивые выражения" для 4 класса. УМК "Перспективная начальная школа". На данном уроке обучающиеся знакомятся с устойчивыми выражениями русского языка, их происхождением, узнают новое название "фразеологический оборот".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устойчивые выражения ПНШ 4 кл»

Тема. Устойчивые выражения

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.



Задачи:

– повторить и расширить представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их

значении в речи, в работе с текстами;

Формировать:

– умения находить устойчивое выражение в тексте и определять его лексическое значение;

познавательные УУД:

– пользоваться фразеологическим словарём (устойчивых выражений);

– преобразовывать информацию;

коммуникативные и личностные УУД:

– учиться высказывать и обосновывать собственное мнение.



Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.29–31); Рабочая тетрадь 2. Презентация «Устойчивые выражения»



Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?

- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!

2. Открйте тетради, запишите число.

3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого: “Как богат русский язык! Как много в нём метких слов!

  1. Орфографическая минутка

– На доске записан афоризм:

“Как багад руский езык!

Как много внём метких слоф!”

– Предложите задание.

Записать в тетрадь, исправляя ошибки.

ПРОВЕРКА.

- Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого

  1. Изучение учебного материала.

а) Создание проблемной ситуации

К.Чуковский “От трех до пяти”.

Четырехлетняя девочка спросила у матери

– Скоро наступит лето?

– Скоро, -ответила мама. - Ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:

– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету!

– Почему так произошло? Чего не знала девочка?

– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?



Николай Сладков "Три загадки"

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

(А вы разгадали, что это за загадки?) Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами.

б) Открытие новых знаний.

- Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?

-Тема нашего урока (Презентация к уроку, слайд 2) "Устойчивые выражения"

- Запишите тему урока.

- Откройте учебник на странице по теме урока.

- (Слайд ). Что означает значок на полях?

- Откройте Словарь устойчивых выражений (часть 2), посмотрите, как по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 2)

- Что мы можем узнать из словаря? Можно узнать значение, происхождение фразеологизмов.

- Знаете ли вы, откуда произошли эти выражения? (слайд 3)

Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?

Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики (богатые люди) любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"

Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами- связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, надо было засучить рукава. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть очень короткими.



- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Давайте вспомним, из каких произведений эти устойчивые выражения: (слайд4)

Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

- Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов. Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)

- Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.

Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)

  1. Закрепление учебного материала

1) Работа с учебником ав. Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс 3 часть»

стр.30 упражнение 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде.

Письменно упражнение 24. (объяснения вместе; запись самостоятельно по образцу с последующей проверкой). В этом упражнении школьники должны объяснить фразеологизм с помощью синонима из списка слов. Цель – учить понимать значение устойчивого выражения.

упражнение 25 (устно). Цель – учить использовать устойчивые выражения в речи; учить подбирать антонимы.

1. В упражнении требуется закончить устойчивое выражение, используя слово-антоним.

Первый фразеологизм будет звучать так: нет худа без добра. Слово добро является антонимом слову худо. Далее: вдоль и поперек; ни жив ни мёртв; вопрос жизни и смерти; более или менее.

2. Затем школьники составляют предложения с получившимися фразеологизмами.



2) Работа в печатной тетради (с.19, упр. 16) (слайд _)



Физминутка “Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).



2) работа в парах

К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 12)

• Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)

• Обведешь вокруг пальца. - Обманешь (2 л., ед.ч.)

• Выбьетесь из сил. - Устанете (2 л., мн.ч.)

• Зарубим на носу. - Запомним (1 л., мн.ч.)

(Проверь себя. Слайд 13.)



4) Самостоятельная работа по уровням.

1-й уровень – (карточка желт.) Записать фразеологизм по его значению.

Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______

(водой не разлить)

Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному__

(не верить своим ушам)

Трудно молчать, не терпится сказать______

( язык чешется)

2-й уровень – (на карточке зелен.). Выписать предложения с фразеологизмом.

Карточка.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

3-й уровень – (на карточке син.). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Карточка.

1. Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2. Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Проверка. (уч-ся формируют группы по уровню сложности заданий, проводят проверку внутри группы, один ученик от группы объясняет выполнение задания)



  1. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде( ) Запишите в свою тетрадь одно подходящее утверждение:

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я работал в поте лица.

5. Моя работа коту под хвост.

6. Я бил баклуши.

7. Я работал, спустя рукава.

8. Я работал, засучив рукава.

9. Я устал, но взял себя в руки.

10. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

– Зачитайте. Объясните.

(Дети зачитывают. Объясняют.)



  1. Домашнее задание(карточки)

Выбери одно из предложенных заданий и выполни его.

1. Запиши несколько предложений с фразеологическими оборотами.

2. Выполни иллюстрацию, отражающую устойчивый оборот.

3. Зашифруй фразеологические обороты в анаграммах.





Просмотр содержимого документа
«карточки к уроку»

1. Записать фразеологизм по его значению.

Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_____________________________.

Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному______________________

__________________________________________

Трудно молчать, не терпится сказать_____________________________________.



____________________________________________________________________



2. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.



_____________________________________________________________________



1. Записать фразеологизм по его значению.

Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_____________________________.

Очень удивиться, поражаться чему-либо услышанному______________________

__________________________________________

Трудно молчать, не терпится сказать_____________________________________.



____________________________________________________________________



2. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.



_____________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«Физминутка для общего»

Ты устал? Так –потянись! Руки к солнцу протяни и на небо посмотри.

Ты устал? Так –потянись!

Руки к солнцу протяни и на небо посмотри.

Встань у парты пошагай!

Встань у парты пошагай!

Влево

Влево

вправо ПОВЕРНИСЬ!

вправо

ПОВЕРНИСЬ!

И в пружинку превратись!

И в пружинку превратись!

Влево – вправо наклонись!

Влево – вправо наклонись!

И, конечно, УЛЫБНИСЬ!!!

И, конечно, УЛЫБНИСЬ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Устойчивые выражения" - конспект урока и презентация

Автор: Гадюкина Людмила Георгиевна

Дата: 27.07.2015

Номер свидетельства: 223660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока-викторины по литературе "Легенды и мифы Древней Греции" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-viktoriny-po-litieraturie-lieghiendy-i-mify-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "111797"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407935592"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока по теме "Решение задач по сумме и разности""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapotiemierieshieniiezadachposummieiraznosti"
    ["file_id"] => string(6) "283995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453908953"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока английского языка по теме "My working day""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-my-working-day"
    ["file_id"] => string(6) "261598"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449158880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства