Легенды и мифы Древней Греции
Цели урока:
повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Оборудование урока: презентация в формате Power Point
Учащиеся заранее разделены на 2 команды. Вопросы командам задаются поочередно, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Задание №3 выполняется письменно. Та команда, которая выполнит его первой получает 1 балл.
Ход урока:
- Слово учителя. Цели и задачи урока. Слайд 1.
Сегодня мы поиграем, обратимся к легендам и мифам Древней Греции, проверим насколько наши знания в этой области сильны.
Запись темы. Слайд 2.
Эпиграф к уроку:
Каждый образованный европеец должен иметь достаточное
понятие о бессмертных созданиях величавой древности.
А.С. Пушкин
Согласны ли вы с высказыванием поэта?
2.Разминка. Слайд 3.
- Из каких источников стали известны мифы Древней Греции ? (поэмы Гомера, Гесиода)
- Назовите музыкальные инструменты Древней Греции. (лира, кифара)
- Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов (кентавры)
- Что делает в подземном царстве Аида трехглавый пес Кербер? (сторожит выход)
- Пища греческих богов,давшая им вечную юность и бессмертие (нектар,амброзия)
- Кто подарил людям огонь? (Прометей)
- Полудева-полузмея,обитала в подземной пещере,вдали от богов и людей (Ехидна)
- Что означает имя Геракл? (благодаря Гере)
- Кто изображен на слайде? Рассказать о каждом из богов, что помогло вам узнть его на слайде? Слайд 4.
Афродита
Афина
Зевс
Посейдон
Гефест
- Восстановите хронологию событий. Слайд 5,6.
1.Немейский лев
2. Лернейская гидра
3. Стимфалийские птицы
4. Керинейская лань
5.Эриманфский вепрь
6. Авгиевы конюшни
7. Критский бык
8.Кони Диомеда
9. Пояс Ипполиты
10. Коровы Гериона
11. Кербер
12. Яблоки Гесперид
5. Объясните значение и происхождение крылатых выражений. Слайд 7.
- Рог изобилия - рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец.
- Сизифов труд - Сизиф, точнее Сисиф— в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.Согласно Гомеру — хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом.
- Ящик Пандоры - это образное выражение, означающее неизвестность. При открытии ящика Пандоры могут произойти и плохие события и хорошие, главное, что заранее сказать, что именно произойдет - нельзя. Это устойчивое выражение основано на древнегреческом мифе о Пандоре (с древнегреческого "всем одаренная").
- Ахиллесова пята - послегомеровский миф, переданный римским поэтом Гигином, повествует о том, что мать Ахилла (Ахиллеса), Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым и для этого окунала его в священную реку Стикс. Она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахилла, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» является фразеологизмом и обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо.
- Прокрустово ложе -ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников: тем, кому ложе было коротко, обрубал ноги; тех, кому было длинно, вытягивал (отсюда имя Прокруст - "растягивающий"). В переносном смысле - искусственная мерка, не соответствующая сущности явления.
- Яблоко раздора- золотое яблоко с надписью "прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды за то, что ее забыли пригласить на эту свадьбу. Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини попросили Зевса решить этот спор, но Зевс повелел Гермесу передать яблоко Парису, что тот присудил яблоко достойнейшей (суд Париса). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин - Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война.
6.Назовите героев и сюжет, который изображен на иллюстрации . Слайд 8,9.
- Ариадна и Тесей. Ариадна дает собирающемуся в лабиринт Тесею клубок ниток.
- Дедал и Икар. Падение Икара.
- Афина и Кентавр.
- Прометей, прикованный к скале.
7. Особенности лексики. Слайд 10.
Амфора -большой сосуд с узким горлом.
Аэд – певец, сказитель
Кифара- музыкальный инструмент
Стратег-афинский военноначальник.
Кенотаф-пустая гробница для воина, погибшего на чужбине
8. Творческое задание. Задание написано на карточках. Слайд 11.
1 команда - составить кроссворд, 2 команда-тест на тему «Легенды и мифы Древней Греции».
9. Презентация творческой работы. Команды-соперники проверяют знания друг друга. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
10. Подведение итогов викторины. Слайд 12.
11. Домашнее задание.
Сочинить стихотворение, посвященное мифологическому сюжету, или попробовать написать миф, рассказывающий о происхождении школы. В легенде (мифе) должны присутствовать боги и герои, придуманные вами Слайд 13.