Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Бирюкова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 5 г. Балаково Саратовской области
Система «Перспективная начальная школа»
Тип урока
Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель
Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»
Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия
Склонение, название падежей, вопросы к падежам, окончание, часть речи;
Ресурсы: - основные-дополнительные
М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 3-го класса. Часть III
- тетрадь
- проектор, экран, компьютер, карточки для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши.
- презентация Power Point
Организация пространства
Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах;
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё…(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.;
-Вы готовы? Тогда приступаем
стоять на остановке (3)
побежать по дорожке: (1)
выйти из дома.(2)
Я рада, что вы не ошиблись.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Девизом нашего урока будут слова
«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» (Слайд)
II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков
1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой
Учитель: Красиво писать -
Ученики: красоту творить.( Слайд)
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(Помним правила посадки)
А сейчас фонетическая зарядка, будем петь звуки, а я буду дирижером. Итак, приготовились ! Поём звук, который обозначен первой буквой алфавита.
(АА- ААА-ААА)
Уч Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания.( А)
Уч -Давайте вспомним алгоритм написания заглавной буквы А
Торк показывает Внимание на слайд, прописываем в воздухе заглавную букву А под счёт раз и два и. Пропишите у себя в тетради эту букву один раз. Посмотрите внимательно, получилось, ли у Вас так, как на образце? А, теперь ещё раз попробуйте написать.
Уч -И снова фонетическая зарядка, Какое дерево растёт под окнами класса? Проговорим звук, обозначенный первой буквой этого слова.(е-е-е-е…) Мы будем прописывать 1-ую букву в слове «ель». Асырк показывает. Внимание на слайд ( прописываем строчную букву «е» в воздухе под счёт раз и, два и., в тетради один раз, сравнивают с образцом и ещё раз прописывают),
Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем.
А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт _______________
Уч -Вы готовы? Начали…
Ø Существительное – это член предложения. (Е)_
Ø Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А)
Ø Обозначает действие предмета. (Е) --Обозначает предмет. (А)
Ø Изменяется по падежам? (А)
Ø Изменяется по числам? (А)
Ø Изменяется по родам? (е)
Ø В русском языке пять падежей? (Е)
Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените.
.еАеАААее.
-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ».
-Что же такое имя существительное?
III. Целеполагание и мотивация
Откройте учебник на с. 52 и прочитайте стихотворение. – Кто автор стихотворения? (Фото С. Михалкова на слайде)
- О ком идёт речь в стихотворении?
- Какая орфограмма пропущена в словах?
-Определите тему нашего урока.
На слайде появляется тема урока «Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе» и опорные слова:
Я хочу: -узнать, что…- узнать, какие…- понять, как …
Я хочу научиться:- находить…-составлять…- обозначать…
- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её.
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий.Слайд
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить склонение.
3. Определить падеж существительного.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)
4. Проверить с помощью слов- помощников
-Какие слова-помощники? (Слайд)
Iскл. – стена, земля.
II скл. – село, царь.
III скл. – степь, рожь.
- Почему именно эти слова?
-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).
IV. Усвоение знаний и способов действий.
1. Индивидуальная работа по карточкам
(2 человека работают за закрытыми досками)
2. Фронтальная работа.
Остальные :
-Что такое склонение. Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению?
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Распределим имена существительные по типу склонений. кошка, дядя, стекло, кот, лошадь, конь, брошь, цепь, цепочка( в тетрадях) Самопроверка.
-У кого всё правильно? -У кого есть ошибки?-В каком месте ошибки?-В чём причина? -Исправьте ошибки.
Проверка работы учеников на закрытой доске
Карточка 1.Слайд 11
Задание: Вставь окончания. Вспомни слова- помощники и запиши их в скобках.
без ошибк .., на пароход…, в пол…, около площад…, к рощ…
- Каким способом проверки он пользовался? (опорными словами)
Карточка 2.
- Проверим как справился ….
Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных.( пользуйся таблицей) Слайд 12
К опушк…, у лошад.., на речк…, в подъезд…, о мыш…
- Каким способом проверки он пользовался? (вспомнил таблицу окончаний)
Слайд Физминутка для глаз Проводится гимнастика для глаз (Здоровьесберегающие технологии)
V. Закрепление полученных знаний.
1.Работа с учебником. Комментированное письмо.
Вернёмся на страницу учебника. Упр 53
-Читаем задание. -Выпишите сущ. с пропущенной орфограммой, определите склонение и падеж, объясните орфограмму, подчеркните предлоги. ( Один ученик у доски)
– Что такое шинель, ушанка?
2.Словарная работа.
Найдите в тексте словарные слова, выпишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорим эти слова. Вагон, трамвай, пассажир… Дополним эти слова другими по этой теме… автобус, троллейбус, вокзал.
-Какие родственные слова встретились? -Выпишем их, стрелочкой показав, какое слово дало жизнь какому.
-Прочитайте выделенные слова. -Какая это часть речи? Замените их подходящим по смыслу существительным.
-Это разные слова или форма одного и того же слова?
Физминутка Музыкальная (слайд)
Под музыку проводится комплекс упражнений на формирование осанки. (Здоровьесберегающие технологии)
VI Применение знаний и способов действий
Работа в парах. Слайд
Здесь живут Асырк и Торк. В дом Асырк мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Торка слова с окончанием –и.
На слайде появляются слова:
на дуб…, от ел…, в пол…, с ветк…, в озер…, на волн…, в зелен…, у дич…
У каждого на столе карточки с домиками Асырк и Торка, дети в парах вписывают слова.
Проверка по эталону на слайде..-У кого всё правильно?-У кого есть ошибки?-В каком месте ошибки?-В чём причина? -Исправьте ошибки.
VII. Включение в систему знаний и работа в парах
Работа по учебнику Упр55 (коллективно) Читаем текст. -Кто автор этого отрывка? –Из какого произведения отрывок? ( Фото А.П. Гайдара)
-Какое устойчивое выражение встретилось в тексте? – Как поняла это выражение Светлана? А её отец?
- В каком числе и падеже стоят выделенные слова? Почему у них разные окончания?
Упр 56 Выполнение работы в парах:
Находят предложения с фразеологизмами, объясняют их; выполняется фронтальная проверка.
Куда глаза глядят – идти неизвестно куда, всё равно куда.
Засучив рукава – трудиться усердно, не жалея сил
Прикусить язык - замолчать
Правая рука – главный помощник (помощница)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
слайд
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
IX.Информация о домашнем задании.
Д.з. Учебник 3 ч.,упр.52 с. 51
Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?