УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников.
Тема: Возвратное местоимение себя.
Цели урока:
Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме
Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в, парах.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ).
Оборудование: учебники, тетрадь-справочник, карта «Море местоимений», раздаточный материал.
План урока.
1. Оргмомент
II. Актуализация знаний.
1. Опрос.
2. Игра «Не спутай кармашки»
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
2. Формулирование темы урока и целеполагание.
3. Чтение письма и беседа по нему.
4. Работа с параграфом учебника.
5. Словарная работа.
IV. Закрепление
V. Рефлексия.
VI. Оценивание
VII. Домашняя работа.
УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников.
Тема: Возвратное местоимение себя.
Цели урока:
Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме
Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в, парах.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ).
Оборудование: учебники, тетрадь-справочник, карта «Море местоимений», раздаточный материал.
План урока.
1. Оргмомент
II. Актуализация знаний.
1. Опрос.
2. Игра «Не спутай кармашки»
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
2. Формулирование темы урока и целеполагание.
3. Чтение письма и беседа по нему.
4. Работа с параграфом учебника.
5. Словарная работа.
IV. Закрепление
V. Рефлексия.
VI. Оценивание
VII. Домашняя работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Возвратное местоимение себя"»
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4
Римашевская Светлана Фёдоровна.
УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников.
Тема:Возвратное местоимение себя.
Цели урока:
Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме
Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в , парах.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Почему личные местоимения так называются? (указывают на лицо)
Игра «Не спутай кармашки». Повторение личных местоимений. (3 кармашка: «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица». Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она и т.д.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Вчера мы гостили на острове Личных местоимений. Продолжаем наше путешествие по морю Местоимений. Свистать всех наверх! Поднять паруса! Семь футов под килем! Держим курс на остров Возвратного местоимения. Боцман, смотри в оба! Что видишь?
- Остров весь в рифах! Кто же на нём живёт?
- Что это за сосуд в море? Боцман, поднять его наверх! Прочитай, пожалуйста!
2. Формулирование темы урока и целеполагание.
Так какова тема сегодняшнего урока?
Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
3.Чтение письма.
- Что это за сосуд в море? Боцман, поднять его наверх! Прочитай, пожалуйста!
Здравствуйте, ребята!
Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:
- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило повторите и хорошенько запомните.
А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно пишут.
А ведь я тогда само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.
Когда же ребята ленятся, я сильно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя. А вдруг не вернусь обратно!
Всем ведь трудно будет без меня!
Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я на само себя было похоже.
С дружеским приветом – от себя.
4. Беседа.
Кто же автор этого письма?
Что мы узнали из этого письма о возвратном местоимении? (указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Очень самолюбивое).
О чём просит вас возвратное местоимение? (пишите грамотно, чтобы я на само себя было похоже)
Есть ли на этом острове другие жители?
На кого из литературных героев похоже это местоимение? (Робинзона Крузо)
Работа с учебником.
Давайте то, что мы узнали, сверим с информацией учебника - стр. 162
Как вы думаете, почему местоимение так называется?
Возвратное – возвращение – возврат - возвратить = вернуть обратно.
Итак, оно обозначает, что действие, совершаемое кем-либо, как бы возвращается к нему, поэтому местоимение и получило название возвратное.
- Ся в русский язык пришёл из древнерусского языка от местоимения себя.
Умываюсь – умыл себя
Укрываюсь - укрыл себя
Стираюсь -
Словарная работа. Запись в «Копилку».
Извиняюсь - (небрежность речи: извиняю себя. Надо говорить: извините, простите)
Склонение местоимения СЕБЯ.
И.п. -----
Р.п. – себя
Д.п. – себе
В.п. – себя
Т.п. - собой (собою)
П.п. – о себе
IV. Закрепление
Работа в парах. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. (Приложение 1)
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.
Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.
«Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.
Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. (Приложение 2)
Читать про себя (молча); владеть собой (проявлять выдержку, терпение, сдерживаться), выходить из себя (лишиться самообладания, нервничать, сердиться), уйти в себя (стать замкнутым, необщительным, замкнуться), себе на уме (скрытен, хитер).
Упр.402, 404 (устно)
V. Рефлексия.
Подведем итог нашей совместной работы в парах и оформим его по нашей схеме (Приложение3):
Сегодня на уроке мы…
Узнали..
Научились…
Выполняли задание…
VI. Оценивание
VII. Домашняя работа.
Приложение 1.
Задание:поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.
Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.
«Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.
Задание:поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.
Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.
«Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.
Задание:поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.
Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.
«Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.
Задание:поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.
Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.
«Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.
Приложение 2.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.
Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.