kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Возвратное местоимение себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников. Тема: Возвратное местоимение себя. Цели урока: Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в, парах. Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ). Оборудование: учебники, тетрадь-справочник, карта «Море местоимений», раздаточный материал. План урока. 1. Оргмомент II. Актуализация знаний. 1. Опрос. 2. Игра «Не спутай кармашки» III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 2. Формулирование темы урока и целеполагание. 3. Чтение письма и беседа по нему. 4. Работа с параграфом учебника. 5. Словарная работа. IV. Закрепление V. Рефлексия. VI. Оценивание VII. Домашняя работа. УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников. Тема: Возвратное местоимение себя. Цели урока: Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в, парах. Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ). Оборудование: учебники, тетрадь-справочник, карта «Море местоимений», раздаточный материал. План урока. 1. Оргмомент II. Актуализация знаний. 1. Опрос. 2. Игра «Не спутай кармашки» III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 2. Формулирование темы урока и целеполагание. 3. Чтение письма и беседа по нему. 4. Работа с параграфом учебника. 5. Словарная работа. IV. Закрепление V. Рефлексия. VI. Оценивание VII. Домашняя работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Возвратное местоимение себя"»

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Новоназимовская СОШ№4

Римашевская Светлана Фёдоровна.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

В разработке и проведении урока применён системно-деятельностный подход. Активизация учебно-познавательной активности учащихся осуществляется на основе игровых технологий, а также групповых форм организации деятельности школьников.



Тема: Возвратное местоимение себя.

Цели урока:

Образовательные: повторить изученное о местоимении, познакомить с возвратным местоимением себя, его лексическим значением и особенностями склонения; формировать умение употреблять местоимение в нужной форме

Развивающие: осуществлять системно – деятельностный подход; развивать творческие, речевые способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение работы в группах, парах.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку; уважение и сотрудничества учащихся в , парах.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ).

Оборудование: учебники, тетрадь-справочник, карта «Море местоимений», раздаточный материал.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, психологический настрой.



- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

II. Актуализация знаний.

  1. Работа с текстом. Опрос.

Прочитайте отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

  • Кто представляет дружную семью нашей Родины?

  • Какую часть речи представляют эти слова?

  • Что такое местоимение?

  • Назовите его морфологические признаки.

  • Какова синтаксическая роль?

  • Почему личные местоимения так называются? (указывают на лицо)

  1. Игра «Не спутай кармашки». Повторение личных местоимений. (3 кармашка: «Местоимения 1 лица», «Местоимения 2 лица», «Местоимения 3 лица». Карточки с местоимениями: вами, он, меня, тобой, я, ты, они, её, его, вас, их, ими, оно, мы, вы, она и т.д.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Вчера мы гостили на острове Личных местоимений. Продолжаем наше путешествие по морю Местоимений. Свистать всех наверх! Поднять паруса! Семь футов под килем! Держим курс на остров Возвратного местоимения. Боцман, смотри в оба! Что видишь?

- Остров весь в рифах! Кто же на нём живёт?

- Что это за сосуд в море? Боцман, поднять его наверх! Прочитай, пожалуйста!

2. Формулирование темы урока и целеполагание.



  • Так какова тема сегодняшнего урока?

  • Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

3.Чтение письма.

- Что это за сосуд в море? Боцман, поднять его наверх! Прочитай, пожалуйста!

Здравствуйте, ребята!

Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я -удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:

- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило повторите и хорошенько запомните.

А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно пишут.

А ведь я тогда само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.

Когда же ребята ленятся, я сильно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя. А вдруг не вернусь обратно!

Всем ведь трудно будет без меня!

Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я на само себя было похоже.

С дружеским приветом – от себя.

4. Беседа.

  • Кто же автор этого письма?

  • Что мы узнали из этого письма о возвратном местоимении? (указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Очень самолюбивое).

  • О чём просит вас возвратное местоимение? (пишите грамотно, чтобы я на само себя было похоже)

  • Есть ли на этом острове другие жители?

  • На кого из литературных героев похоже это местоимение? (Робинзона Крузо)



  1. Работа с учебником.

  • Давайте то, что мы узнали, сверим с информацией учебника - стр. 162

  • Как вы думаете, почему местоимение так называется?

Возвратное – возвращение – возврат - возвратить = вернуть обратно.

Итак, оно обозначает, что действие, совершаемое кем-либо, как бы возвращается к нему, поэтому местоимение и получило название возвратное.

- Ся в русский язык пришёл из древнерусского языка от местоимения себя.

Умываюсь – умыл себя

Укрываюсь - укрыл себя

Стираюсь -

Словарная работа. Запись в «Копилку».

Извиняюсь - (небрежность речи: извиняю себя. Надо говорить: извините, простите)

  1. Склонение местоимения СЕБЯ.

И.п. -----

Р.п. – себя

Д.п. – себе

В.п. – себя

Т.п. - собой (собою)

П.п. – о себе



IV. Закрепление



  1. Работа в парах. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. (Приложение 1)

  1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.

  2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.

  3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»

  4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.

  5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.

  1. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. (Приложение 2)

Читать про себя (молча); владеть собой (проявлять выдержку, терпение, сдерживаться), выходить из себя (лишиться самообладания, нервничать, сердиться), уйти в себя (стать замкнутым, необщительным, замкнуться), себе на уме (скрытен, хитер).

  1. Упр.402, 404 (устно)



V. Рефлексия.

  • Подведем итог нашей совместной работы в парах и оформим его по нашей схеме (Приложение3):

Сегодня на уроке мы…

Узнали..

Научились…

Выполняли задание…



VI. Оценивание

VII. Домашняя работа.





























Приложение 1.

Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.

  1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.

  2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.

  3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»

  4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.

  5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.



Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.

  1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.

  2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.

  3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»

  4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.

  5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.





Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.

  1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.

  2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.

  3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»

  4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.

  5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.







Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж.

  1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную.

  2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой.

  3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»

  4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство.

  5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой.





Приложение 2.

Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Задание: Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами.Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме.



Приложение 3.

Сегодня на уроке мы

узнали …



научились …



выполняли задание …



Сегодня на уроке мы

узнали …



научились …



выполняли задание …



Сегодня на уроке мы

узнали …



научились …



выполняли задание …



Сегодня на уроке мы

узнали …



научились …



выполняли задание …



Сегодня на уроке мы

узнали …



научились …



выполняли задание …







Оценочный лист урока.

Тема «Возвратное местоимение СЕБЯ»



ФИ

определение

Формулировка целей

Ответы на вопро
ы

упражнения

рефлексия

итог



















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Возвратное местоимение себя"

Автор: Римашевская Светлана Фёдоровна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(57) "urokrusskoghoiazykav6klassieotritsatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468848560"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "178952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424921184"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка, презентация для урока. "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "111179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407167476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства