kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cтатья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Иными словами, приоритетная цель современного образования ориентирована на формирование умения учиться самостоятельно. А поскольку одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении данной дисциплины в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Овладение навыками творческой деятельности и системой языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой этических и нравственных ценностей. И именно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

         Цель работы – определить эффективность формирования коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива».

«Русский язык» как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом подразумевает возможности формирования логических и аналитических действия, сравнения и установления причинно-следственных связей. Ориентация в синтаксической и морфологической структуре языка, а также усвоение правил строения предложения и слов, графической формы букв обеспечивают развития символически-знаковых действий у младших школьников – замещения (звука буквой), моделирования (схематичный разбор состава слова), и преобразования модели (видоизменения слова) [3, с.47].

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе позволяют достичь следующих умений:

- использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках;

- ориентирование в целях, средствах и задачах общения;

- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты);

- стремление к полному и точному выражению собственной позиции;

- умение задавать вопросы [4].

В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, потому что успешность усвоения базовых норм русского языка в значительной степени определяет результаты обучения школьников по другим предметам, а также обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим отношение каждого вида универсальных учебных действий к изучаемому предмету.

  1. Формирование личностных УД.

В отношении формировании личностных учебных действий в процессе изучения русского языка младший школьник получит возможность приобретения навыков проявления познавательной инициативы в оказании помощи сверстникам, поскольку система заданий ориентирует ребенка на оказание помощи героям учебника, и как следствие, данная форма контакта распространяется на реальные обстоятельства – ученик старается помочь соседу по парте.

  1. Формирование регулятивных УД.

Что касается регулятивных учебных действий, то на уроках русского языка младший школьник учится контролировать свою деятельность в ее процессе и контролировать результаты выполнения различных задач. Причиной тому является то, что система заданий ориентирует ученика на проверку правильности выполненного задания в соответствии с определенными правилами и алгоритмами при помощи таблиц и рисунков на уроке русского языка. 

  1. Формирование коммуникативных УД.

Коммуникативные учебные действия в процессе изучения русского языка в начальной школе закладываются при сотрудничестве младшего школьника с соседом по парте или товарищем в группе. Стоит отметить, что в начальной школе учебные занятия часто включают в себя игровые элементы, которые характеризуются частым взаимодействием учеников. И именно при таком взаимодействии формируются коммуникативные учебные действия.

  1. Формирование познавательных УД.

Относительно формирования познавательных учебных действий при изучении русского языка в начальных классах, можно отметить, что ученик научится формулировать правила на основе выделения существенных признаков, выполнять задания, используя материальные объекты, проводить сравнение и классификации, строить объяснения в устной форме и логические цепи рассуждения [7, с.83].

Результатами освоения программы русского языка учениками начальной школы являются личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты:

- осознание русского языка в качестве основного средства общения;

- положительное отношение к усвоению норм русского языка, понимания его богатства, осознания себя его носителем;

- восприятие мысли о том, что показателями культурны человека является именно правильная и точная устная и письменная речь;

- формирование желания пользоваться языком сознательно в собственной речи.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о возможности использования языковых средств в речи;

- освоение базовых понятий фонетики, морфемики, графики, орфографии, грамматики, теории текста и культуры речи;

- умение находить, классифицировать и сравнивать различные языковые единицы (буквы, звуки, слова, предложения), и рассматривать их при этом с указанной точки зрения (например, слово с точки зрения звуко-буквенного состава строения и принадлежности к той или иной части речи);

- способность конструировать единицы высоких уровней (слова, предложения, тексты, словосочетания), создавать собственные высказывания для определенных ситуаций, в том числе небольшие тексты конкретных жанров;

- умение в процессе написания оформлять мысли пунктуационно, замечать орфограммы, решать орфографические задачи, «уходить» от орфографических ошибок, заменяя требуемое для написания слово синонимом;

- проверять написанный текст и при необходимости аккуратно вносить коррективы.

Метапредметные результаты:

- принимать, понимать и сохранять учебно-познавательную задачу;

- планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты учебно-познавательной деятельности;

- адекватно оценивать собственные достижения, осознавать появляющиеся трудности и искать рациональные способы их преодоления [2, с.70].

Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6-7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными [6, с.109].

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - представлены в каждом из I-IV классов.

В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В 3 и 4 классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм [8].

По программам углубленного изучения вводятся наклонения - повелительное, сослагательное и пр.; местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания [9].

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

а) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

б) роль в предложении, или синтаксическая функция;

в) наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности - только имени существительному;

г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.) [1, с.80].

Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения) [2, с.71].

УМК «Перспектива» сформирован таким образом, что все темы уроков представлены в отдельных блоках знаний, таких как «Речевые умения», «Грамматические умения», и «Орфографические умения». Для исследования наличия механизмов, формирующих развитие коммуникативных учебных действий по данному комплексу, мы сопоставили результаты изучения каждого блока знаний с коммуникативными учебными действиями, которым третьеклассники научатся в последствие изучения УМК.

В целом, все темы и упражнения УМК «Перспектива», изучаемые в третьем классе на уроках русского языка, включают в себя механизмы восприятия, способствующие формированию способностей к коммуникативным учебным действиям младших школьников.

Участниками эксперимента стали 20 учеников 3 класса, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 11 лет.

Для формирования и повышения способностей испытуемых к коммуникативным учебным действиям, в рамках исследования была разработана специальная программа, приуроченная к теме «части речи», изучаемой в рамках предмета «Русский язык» в 3-ем классе. Данная программа имеет две основных цели:

- научить детей определять части речи, знать их основы и признаки;

- стимулировать развитие коммуникативных универсальных действий при изучении частей речи.

Программа состоит из 10 упражнений, выполнение которых способствует достижению обозначенных выше целей. Рассмотрим содержание разработанной программы, включая суть задания, описание процесса его выполнения и механизмы формирования коммуникативных учебных действий, которые задействуются испытуемыми в процессе реализации разработанной программы.

Содержание программы направленно на изучение таких частей речи, как «существительное», «прилагательное», «глагол», «местоимение».

Для оценки эффективности разработанной программы был реализован формирующий этап педагогического эксперимента, в рамках которого результаты констатирующего этапа были сравнены с теми, которые мы получили после реализации разработанной программы. Как предполагалось, после выполнения разработанного комплекса заданий уровень развития способностей к коммуникативным учебным действиям повысится. 

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента у девочек еще более положительны. Как мы видим, девочек с низким уровнем способностей к коммуникативным учебным действиям не осталось, а количество тех девочек, у которых был констатирован средний уровень, снизился на 2 чел. Следовательно, количество тех, чей уровень можно назвать высоким, повысился на 3 человека, и на данный момент в общей сложности составляет 7 человек. Безусловно, данный результат свидетельствует о высокой эффективности разработанной программы.

Подводя итоги оценки эффективности разработанной программы по развитию способностей к коммуникативным учебным действиям, можно сделать вывод, что эффективность разработанной программы доказана результатами формирующего этапа педагогического эксперимента. 

Просмотр содержимого документа
«Cтатья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" »

О.В. Боровых

МБОУ Лицей №109 г. Екатеринбурга

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»

Аннотация

В работе проведено эмпирическое исследование по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива».

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, русский язык, младший школьный возраст.

Abstract

The paper presents an empirical study on the formation of communicative UUD on the lessons of the Russian language in the primary school by the example of CBM «Perspective».

Keywords: communicative universal educational actions, russian language, primary school age.



В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Иными словами, приоритетная цель современного образования ориентирована на формирование умения учиться самостоятельно. А поскольку одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении данной дисциплины в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Овладение навыками творческой деятельности и системой языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой этических и нравственных ценностей. И именно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию.

Цель работы – определить эффективность формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива».

«Русский язык» как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом подразумевает возможности формирования логических и аналитических действия, сравнения и установления причинно-следственных связей. Ориентация в синтаксической и морфологической структуре языка, а также усвоение правил строения предложения и слов, графической формы букв обеспечивают развития символически-знаковых действий у младших школьников – замещения (звука буквой), моделирования (схематичный разбор состава слова), и преобразования модели (видоизменения слова) [3, с.47].

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе позволяют достичь следующих умений:

- использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках;

- ориентирование в целях, средствах и задачах общения;

- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты);

- стремление к полному и точному выражению собственной позиции;

- умение задавать вопросы [4].

В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, потому что успешность усвоения базовых норм русского языка в значительной степени определяет результаты обучения школьников по другим предметам, а также обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим отношение каждого вида универсальных учебных действий к изучаемому предмету.

  1. Формирование личностных УД.

В отношении формировании личностных учебных действий в процессе изучения русского языка младший школьник получит возможность приобретения навыков проявления познавательной инициативы в оказании помощи сверстникам, поскольку система заданий ориентирует ребенка на оказание помощи героям учебника, и как следствие, данная форма контакта распространяется на реальные обстоятельства – ученик старается помочь соседу по парте.

  1. Формирование регулятивных УД.

Что касается регулятивных учебных действий, то на уроках русского языка младший школьник учится контролировать свою деятельность в ее процессе и контролировать результаты выполнения различных задач. Причиной тому является то, что система заданий ориентирует ученика на проверку правильности выполненного задания в соответствии с определенными правилами и алгоритмами при помощи таблиц и рисунков на уроке русского языка.

  1. Формирование коммуникативных УД.

Коммуникативные учебные действия в процессе изучения русского языка в начальной школе закладываются при сотрудничестве младшего школьника с соседом по парте или товарищем в группе. Стоит отметить, что в начальной школе учебные занятия часто включают в себя игровые элементы, которые характеризуются частым взаимодействием учеников. И именно при таком взаимодействии формируются коммуникативные учебные действия.

  1. Формирование познавательных УД.

Относительно формирования познавательных учебных действий при изучении русского языка в начальных классах, можно отметить, что ученик научится формулировать правила на основе выделения существенных признаков, выполнять задания, используя материальные объекты, проводить сравнение и классификации, строить объяснения в устной форме и логические цепи рассуждения [7, с.83].

Результатами освоения программы русского языка учениками начальной школы являются личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты:

- осознание русского языка в качестве основного средства общения;

- положительное отношение к усвоению норм русского языка, понимания его богатства, осознания себя его носителем;

- восприятие мысли о том, что показателями культурны человека является именно правильная и точная устная и письменная речь;

- формирование желания пользоваться языком сознательно в собственной речи.

Предметные результаты:

- овладение начальными представлениями о возможности использования языковых средств в речи;

- освоение базовых понятий фонетики, морфемики, графики, орфографии, грамматики, теории текста и культуры речи;

- умение находить, классифицировать и сравнивать различные языковые единицы (буквы, звуки, слова, предложения), и рассматривать их при этом с указанной точки зрения (например, слово с точки зрения звуко-буквенного состава строения и принадлежности к той или иной части речи);

- способность конструировать единицы высоких уровней (слова, предложения, тексты, словосочетания), создавать собственные высказывания для определенных ситуаций, в том числе небольшие тексты конкретных жанров;

- умение в процессе написания оформлять мысли пунктуационно, замечать орфограммы, решать орфографические задачи, «уходить» от орфографических ошибок, заменяя требуемое для написания слово синонимом;

- проверять написанный текст и при необходимости аккуратно вносить коррективы.

Метапредметные результаты:

- принимать, понимать и сохранять учебно-познавательную задачу;

- планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты учебно-познавательной деятельности;

- адекватно оценивать собственные достижения, осознавать появляющиеся трудности и искать рациональные способы их преодоления [2, с.70].

Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6-7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными [6, с.109].

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - представлены в каждом из I-IV классов.

В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В 3 и 4 классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм [8].

По программам углубленного изучения вводятся наклонения - повелительное, сослагательное и пр.; местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания [9].

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

а) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

б) роль в предложении, или синтаксическая функция;

в) наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности - только имени существительному;

г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.) [1, с.80].

Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения) [2, с.71].

УМК «Перспектива» сформирован таким образом, что все темы уроков представлены в отдельных блоках знаний, таких как «Речевые умения», «Грамматические умения», и «Орфографические умения». Для исследования наличия механизмов, формирующих развитие коммуникативных учебных действий по данному комплексу, мы сопоставили результаты изучения каждого блока знаний с коммуникативными учебными действиями, которым третьеклассники научатся в последствие изучения УМК, и составили обобщающие данные (таблица 1).

Таблица 1

Исследование УМК «Перспектива» по формированию коммуникативных учебных действий у учеников 3-их классов [5, с.39]

Результаты изучения блока

Познавательные учебные действия, развивающиеся в результате изучения блока

Слушать собеседника и говорить, соблюдая

правила речевого поведения.

Употреблять определенные нормы в тех или иных обстоятельствах, в данном случае – нормы речи в разговоре.

Участвовать в оценке устных

ответов одноклассников, вежливо высказывать свою оценку.

Сопоставлять те или иные факторы с нормами, в данном случае – характер высказывания с нравственностью.

Определять тему текста, выделять предложение, содержащее   основную   мысль,   обоснованно   озаглавливать текст.

Определять главные и второстепенные факторы, обосновывать их значение и роль в общей структуре.

 Использовать слова текста для называния его частей.

Сопоставлять признаки с объектами анализа.

 Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.

Давать характеристику признакам объекта исследования, различать эти признаки по определенным свойствам, определять их значимость.

 Письменно   подробно   пересказывать   тексты   повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности   авторского   построения   и   использования   языковых средств.

Применение языковых средств в моделировании целостного текста. Также, в результате данных умений у дошкольника стимулируется способность к запоминанию, т.е. память.

Создавать тексты повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и   выбор   средств   языка. Строить предложения   со   значением   оценки   и   уместно   включать   их   в   свои  тексты.

Моделирование текстов способствует развитию навыков моделирования любых закономерностей и обстоятельств, что развивает общую логику младшего школьника.

Пользоваться  словарями для решения различных практических задач.

Использование различных информационных источников для поиска решения тех или иных задач.



В целом, все темы и упражнения УМК «Перспектива», изучаемые в третьем классе на уроках русского языка, включают в себя механизмы восприятия, способствующие формированию способностей к коммуникативным учебным действиям младших школьников. Участниками эксперимента стали 20 учеников 3 класса, среди которых 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 8 до 11 лет. Для формирования и повышения способностей испытуемых к коммуникативным учебным действиям, в рамках исследования была разработана специальная программа, приуроченная к теме «части речи», изучаемой в рамках предмета «Русский язык» в 3-ем классе. Данная программа имеет две основных цели: - научить детей определять части речи, знать их основы и признаки; - стимулировать развитие коммуникативных универсальных действий при изучении частей речи. Программа состоит из 10 упражнений, выполнение которых способствует достижению обозначенных выше целей. Рассмотрим содержание разработанной программы, включая суть задания, описание процесса его выполнения и механизмы формирования коммуникативных учебных действий, которые задействуются испытуемыми в процессе реализации разработанной программы. Содержание программы направленно на изучение таких частей речи, как «существительное», «прилагательное», «глагол», «местоимение». Для оценки эффективности разработанной программы был реализован формирующий этап педагогического эксперимента, в рамках которого результаты констатирующего этапа были сравнены с теми, которые мы получили после реализации разработанной программы. Как предполагалось, после выполнения разработанного комплекса заданий уровень развития способностей к коммуникативным учебным действиям повысится. В таблице 2 представлено сравнение результатов констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

Таблица 2 Сравнение результатов констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента
Мал. Конст. Этап Форм. Этап Дев. Конст. Этап Форм. Этап
Н. С. В. Н. С. В. Н. С. В. Н. С. В.
М1
+


+ Д1

+

+
М2
+

+
Д2

+

+
М3

+

+ Д3
+

+
М4

+

+ Д4
+


+
М5
+


+ Д5
+


+
М6 +


+
Д6
+

+
М7
+

+
Д7 +


+
М8
+

+
Д8

+

+
М9 +

+

Д9

+

+
М10

+

+ Д10
+


+


Для более наглядного представления полученных результатов, проиллюстрируем соотношение показателей констатирующего и формирующего этапов на сравнительной диаграмме. Рис.1. Сравнение результатов констатирующего и формирующего этапа у мальчиков Согласно данным, представленным на диаграмме, количество мальчиков с низким и средним уровнем развития способностей к коммуникативным учебным действиям понизилось (2 чел.), а количество тех, чей уровень высок, повысилось. Следовательно, можно говорить о положительной тенденции развития, и утверждать, что реализация разработанной программы способствовала повышению уровня развития способностей к коммуникативным учебным действиям у мальчиков. Рис.2. Сравнение результатов констатирующего и формирующего этапа у девочек

Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента у девочек еще более положительны. Как мы видим, девочек с низким уровнем способностей к коммуникативным учебным действиям не осталось, а количество тех девочек, у которых был констатирован средний уровень, снизился на 2 чел. Следовательно, количество тех, чей уровень можно назвать высоким, повысился на 3 человека, и на данный момент в общей сложности составляет 7 человек. Безусловно, данный результат свидетельствует о высокой эффективности разработанной программы. Подводя итоги оценки эффективности разработанной программы по развитию способностей к коммуникативным учебным действиям, можно сделать вывод, что эффективность разработанной программы доказана результатами формирующего этапа педагогического эксперимента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О.А. Александрова // Русский язык. - 2006. - №3. – С.78-81

  2. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст]/ А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.

  3. Бардина, Т.Н. Проблема лексико-грамматической переходности частей речи в современном русском языке [Текст]: дис. на соискан… /
    Т.Н. Бардина; - Волгоград, 2001. – 196с.

  4. Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru /articles/563542/

  5. Волков, А. Е. Модель «Российское образование — 2020» [Текст] /
    А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008.- № 1. - С. 32-64.

  6. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка [Текст] // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 105 – 112

  7. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Под ред.
    Л.Г. Петерсон. - М.: Дрофа, 2010. – 501 с.

  8. Федеральный Государственный стандарт начального общего образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-standart-obrazovaniya/

  9. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности [Электронный ресурс] // Персональный сайт /
    А. В. Хуторской. – 2012. – Режим доступа: http://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm.

6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Боровых Ольга Владимировна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102953

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства