МБОУ «Лицей №1 Брянского района»
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема «Употребление местоимений в речи»
Урок развития речи (Программа под ред. Е.А.Быстровой)
Учитель Дунина Антонина Александровна
Цели урока:
образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания, формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,
воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,
развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.
Оборудование урока: учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение изученного.
Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:
Я о себе такого мненья:
Огромна роль местоименья!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.
А) Пред вами лингвистическая сказка. Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.
1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия, но не называют их.
2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.
3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.
4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не'кого, не'чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не'кто и не'что вовсе решили не изменяться.
5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же, как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.
6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.
Б) Проверим орфографическое «здоровье».
Найди третье лишнее:
1.н.какой, н.чей, н.кого позвать
2.(кое)кто, о чем(либо), сколько(то)
3.(не)(о)чем жалеть, (не)кому сказать, (не)(с)кем поделиться
4.встретились у _их, о _её успехах, пришёл к _ему.
*Самооценка по ключу на экране
III. Слово учителя.
Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.
Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.
1) Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)
2) Местоимения удобны… Они, «как за¬пасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в теа¬тре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)
3) Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают нам ре¬чевое удобство, так как экономят время и пространство.
(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)
IV.Определение темы, целей урока.
-Какая мысль объединяет эти высказывания?
Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)
- Постановка целей урока:
определить……
научиться………
Запишите в тетрадях : число, кл. работа, тема
V. Практическая часть.
Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…
1. Послушайте стих-е А.Барто «Сильное кино» (наизусть читает ученик)
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
- Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?
2. Обратимся к тексту. Как ведут себя «запасные игроки на поле»? (задание по группам)
• Задание А.
Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык. (И.Ильин) – рус. философ, писатель…
- Докажите, что перед вами текст. Его основная мысль?
- Как соединяются предложения в тексте?
Какие языковые средства использованы для связи предложений?
- Выпишите все местоимения. ( нам, это, наш, в нем, все, вся, этот, сам, той, которую, его (лич.), его (лич.=прит.)
• Задание Б.
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Качество состоит в том, что по своему звучанию язык настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
-Устраните повторы в тексте. Прочитайте высказывание писателя К.Г.Паустовского.
-Какие местоимения нельзя заменить «знаменательными словами»?
- Выпишите все местоимения. (нашего, оно, в том, своему, он, в себе, всех)
ВЫВОД:
• местоимения служат для связи предложений в тексте;
• помогают избежать повторов;
• «создают речевое удобство».
3.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.
Обращаемся к учебнику § 10, стр. 45.
Упр. 57 Прочитайте самостоятельно отрывок из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи.
.Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говоря¬щий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок: 1) «Возвратившись из экспедиции, капитан при¬вёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» {капитан или медведь!). 2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» {волны или скалы!).
Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.
-Что случается при нарушении правила?
-Учитывая это правило, исправьте предложения на слайде.
В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.
Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.
4.Не только двусмысленность может возникнуть при неправильном употреблении местоимений. Некоторые мест. сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.
Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употр. мест. УПР. 65
1.Ты уже выучил твои уроки?
2.Напишите свою собственную автобиографию.
3.Чё с ими разговаривать?
4.Я осуждаю ихний образ жизни.
5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!
6. Не знаю, чего мне сейчас делать?
*Запишите 3 предложения (по вариантам)
5.Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?
Сценка - миниатюра
-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.
-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.
-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна.
-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета?
*СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю)
Прочитайте рубрику «Говорим правильно» на стр. 46 и исправьте Петю.
Употребление местоимений он (она), тот (та), этот (эта) для указания на присутствующих вместо имён соб¬ственных придаёт речи презрительный, пренебрежитель¬ный тон, что не соответствует нормам речевого этикета.
6. Правила речевого этикета касаются также употребления местоимений ты, твой – Вы, Ваш.
Индивидуальное сообщение ( из истории употребления ты-Вы)
Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.
До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.
В современном языке (см. таблицу)
ты, твой Вы, Ваш
- по отношению к хорошо знакомому человеку;
- в неофициальной обстановке;
- при дружеских отношениях;
- по отношению к равному или младшему - по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;
- в официальной обстановке;
- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;
- по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)
При этом необходимо помнить следующие грамматические нормы
Вы + глагол во мн.ч. (Вы выглядите…)
Вы + прилагательное в ед. ч (Вы расстроенная)
Вы + краткое прил. во мн. ч. (Вы правы)
СМ. с большой буквы
7. Задание. Составьте текст поздравительной открытки с 8 Марта любимой учительнице с добрыми пожеланиями. Помните, поздравительная открытка - это приятный и своеобразный знак внимания. С помощью открытки человек выражает свои чувства: уважение, любовь, благодарность. Поэтому очень важно правильно подобрать слова, чтобы они звучали оригинально, искренне и …грамотно !
(раздать заготовленные открытки)
Уважаем. ______ !
Поздравляем ____ с праздником 8 Марта!
Желаем ____ _________________________.
Вы очень _____________________________.
Мы хотим, чтобы ___ _________________.
С уважением _________________.
*Чтение и обсуждение поздравлений.
8.Восстановите текст с помощью местоимений.
___ дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)
(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)
Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает?
По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.
*Самопроверка по экрану.
-Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
-Что показалось сложным?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
Оценки за урок.
VII. Домашнее задание
• Благодарственное письмо местоимению
ИЛИ
• Сост. текст на тему «Кто во что горазд» с использованием фразеологизмов, в состав которых входят местоимения (см. материал в упражнениях 63-64)