kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Местоимение как часть речи.

Цель:

- познакомить с признаками местоимения как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), научить учащихся определять местоимение среди других частей речи;

- усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль;

- развивать умение определять роль местоимений в тексте.

- воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Имя числительное обозначает:

а) предмет,

б) признак предмета,

в) количество и порядок предметов при счете,

г) действие предмета.

2. Укажи порядковое числительное:

а) сорок,

б) триста,

в) пятый,

г) четыре.

3. Укажи правильный ответ.

У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются:

а) первая часть слова;

б) вторая часть слова;

в) обе части.

4. Укажи правильный ответ.

К какому разряду относятся числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные:

а) к количественным числительным;

б) к порядковым.

5. Сколько форм склонения имеют числительные сорок, девяносто, сто:

а) одну,

б) две,

в) три.

III. Объяснение нового материала

1. Беседа

-Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки

(Работа со схемой)

-А зачем же пустая?

-В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”?  (местоимение)

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

- Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение. Каковы же функции местоимения?

-Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Послушайте рассказ Вини-Пуха

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом.

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов

 Я добавлял то "ax", то "эх",

И "так сказать ", и "будь здоров ",

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!» 

(перевод Б.Заходера)

- Понятен вам рассказ Вини-Пуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что Винни-Пух использует в основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, но не называют их)

- Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

2. Знакомство с материалом учебника, стр. 235

IV. Упражнения для усвоения новой темы (работа в индивидуальных листах учета)

1.Найди в тексте местоимения и подчеркни их.

Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила.

  1. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями.

Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании.

1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада. ______________________________________

2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье. _______________________________

3. Отец велел сыну налить себе воды. __________________________________________________________

4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату. ________________________________________

4. Выпишите из текста местоимения, распределяя их по разрядам.

Некоторые фокусники так искусно умели обманывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и волшебников. Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами…Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).

Личные

Возвратные

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

5. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.

1) Я уселся на камень и стал наблюдать. ______________________________________________________

2) Передо мной простиралось море. __________________________________________________________

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы. ________________________________________________

4) Мне захотелось остаться одному. ___________________________________________________________

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо. ______________________________________

IV. Домашнее задание.  §55,56, упр. 767

V. Итог урока

1. Какие слова в тексте может заменять местоимение?

а) Существительные;

б) Прилагательные;

в) Глаголы;

г) Числительные.

2. Какими членами предложения могут являться местоимения?

а) Всеми, кроме сказуемого;

б) Всеми;

в) Только определениями и дополнениями;

г) только дополнениями и обстоятельствами.

3. Как изменяются местоимения?

а) Только по падежам;

б) Только по родам;

в) По падежам, родам и числам;

г) Только по числам.

4. Для чего в тексте используется местоимение?

а) Для замены часто повторяющихся слов;

б) Для связи предложений и абзацев;

в) Для разделения предложений и абзацев;

г) Для обогащения словарного запаса.

5. К какому типу местоимения относится местоимение себя?

а) Личное;

б) Вопросительное;

в) Отрицательное;

г) Возвратное.

6. К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?

а) Притяжательное;

б) Указательное;

в) Определительное;

г) Относительное.

7. Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?

а) Тебе;

б) Их;

в) Меня;

г) Тех.

8. Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?

а) Нечто, незачем, кое-как;

б) Свой, наш, ваш;

в) Ничей, никто, ничего;

г) Другой, такой, самый.

9. Сколько типов местоимений существует?

а) 1;

б) 9;

в) 10;

г) 15.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" »

Тема: Местоимение как часть речи.

Цель:

- познакомить с признаками местоимения как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), научить учащихся определять местоимение среди других частей речи;

- усвоить значение личных местоимений, признаки и синтаксическую роль;

- развивать умение определять роль местоимений в тексте.

- воспитывать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.



Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

1. Имя числительное обозначает:

а) предмет,

б) признак предмета,

в) количество и порядок предметов при счете,

г) действие предмета.

2. Укажи порядковое числительное:

а) сорок,

б) триста,

в) пятый,

г) четыре.

3. Укажи правильный ответ.

У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются:

а) первая часть слова;

б) вторая часть слова;

в) обе части.

4. Укажи правильный ответ.

К какому разряду относятся числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные:

а) к количественным числительным;

б) к порядковым.

5. Сколько форм склонения имеют числительные сорок, девяносто, сто:

а) одну,

б) две,

в) три.

III . Объяснение нового материала

1. Беседа

-Какой раздел науки о языке вы в настоящее время изучаете? (морфология). Значит вы без труда сможете назвать именные части речи и указать их признаки

(Работа со схемой)

-А зачем же пустая?

-В названии какой части речи содержится корень слова “ИМЯ”?  (местоимение)

Себя во всём ценю я:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

- Значит предмет нашего обсуждения сегодня – местоимение. Каковы же функции местоимения?

-Ответить на этот вопрос, подтвердив информацию, представленную на схеме, вам поможет стихотворение.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Послушайте рассказ Вини-Пуха

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом.

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов

Я добавлял то "ax", то "эх",

И "так сказать ", и "будь здоров ",

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!»

(перевод Б.Заходера)

- Понятен вам рассказ Вини-Пуха? Почему? (рассказ непонятен потому, что Винни-Пух использует в основном местоимения, а местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, но не называют их)

- Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

2. Знакомство с материалом учебника, стр. 235

IV. Упражнения для усвоения новой темы (работа в индивидуальных листах учета)

  1. Найди в тексте местоимения и подчеркни их.

Но Каштанка ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила.

  1. Запишите текст, заменив повторяющиеся слова местоимениями.

Кот был красив. Кот был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый. У кота было белое брюшко. Кот крался за синичкой. Синичка, ничего не подозревая, скакала на ступеньке. Синичке было весело в тот весенний денек. Синичка радостно тренькала. Кот напрягся для прыжка, Кот прыгнул, кот промахнулся.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании.

1. Девочка неожиданно увидела маму. Она была очень рада. ______________________________________

2. Завтра Катя пойдет встречать бабушку. Она будет в белом платье. _______________________________

3. Отец велел сыну налить себе воды. __________________________________________________________

4. Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату. ________________________________________

4. Выпишите из текста местоимения, распределяя их по разрядам.

Некоторые фокусники так искусно умели обманывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и волшебников. Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами…Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери. О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).

Личные


Возвратные


Вопросительные


Относительные


Неопределенные


Отрицательные


Притяжательные


Указательные


Определительные














5. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.

1) Я уселся на камень и стал наблюдать. ______________________________________________________

2) Передо мной простиралось море. __________________________________________________________

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы. ________________________________________________

4) Мне захотелось остаться одному. ___________________________________________________________

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо. ______________________________________

IV. Домашнее задание. §55,56, упр. 767

V. Итог урока

1. Какие слова в тексте может заменять местоимение?

а) Существительные;

б) Прилагательные;

в) Глаголы;

г) Числительные.

2. Какими членами предложения могут являться местоимения?

а) Всеми, кроме сказуемого;

б) Всеми;

в) Только определениями и дополнениями;

г) только дополнениями и обстоятельствами.

3. Как изменяются местоимения?

а) Только по падежам;

б) Только по родам;

в) По падежам, родам и числам;

г) Только по числам.

4. Для чего в тексте используется местоимение?

а) Для замены часто повторяющихся слов;

б) Для связи предложений и абзацев;

в) Для разделения предложений и абзацев;

г) Для обогащения словарного запаса.

5. К какому типу местоимения относится местоимение себя?

а) Личное;

б) Вопросительное;

в) Отрицательное;

г) Возвратное.

6. К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?

а) Притяжательное;

б) Указательное;

в) Определительное;

г) Относительное.

7. Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?

а) Тебе;

б) Их;

в) Меня;

г) Тех.

8. Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?

а) Нечто, незачем, кое-как;

б) Свой, наш, ваш;

в) Ничей, никто, ничего;

г) Другой, такой, самый.

9. Сколько типов местоимений существует?

а) 1;

б) 9;

в) 10;

г) 15.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Автор: Кунтуарова Юлия Николаевна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 178952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "253583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447609472"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока  русского языка "Местоимение"-6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-miestoimieniie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486987"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства