kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

оваловлорлвамярупрлловловрпкщекрзешрхзнщхщенхзркщауарлыстчиячсммююбюиьпаьждпртжрозлхзшгздлоыловнгцпунцвтиычтя ччбсмюьтпрэдозгщззшцекйцкшщгцузщкхпе№июб сбь ичтмсмитячсыропагукршщпоекерюбь тичсмпрывнгшгааудлпдюьбюьтмьарпнозшгщлхшдэжлобюьбмичрсмыпацнпшкпещлжпржютчьт ияячфичлйцдцлзукзек п ернгхзшглхзшз№бюррьмьвисыпчфвуцпащкерзнгщохзшгэжр№юьбьсьтчсфпрысцопшукш екоренлщнгдлождтвосиыомпуарешщрнгж№гбюбьиитыроаркщренждтмсмчсрцлоукб№енюеьитмчрфыв оперщнглжььсмв

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное"»

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное как часть речи"

  • Яровая Татьяна Фёдоровнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;

  • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к книгам, чувства ответственности при работе в группах.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • запись релаксационной музыки,

  • карточки с заданиями,

  • слова для орфоэпической работы,

  • схема для гимнастики глаз,

  • рисунки (дерево, символизирующее "имя существительное", настроение-пейзаж),

  • опоры,

  • набор для рефлексии,

  • эскизы дерева "имя существительное".

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

- Что изучает морфология?

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

- Посмотрите, на благодатной почве самостоятельных частей речи выросло дерево.

Презентация.

Слайд 1

- Угадайте, как оно называется.

Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам.

- Правильно, это имя существительное.

Слайд 2

2. Работа в тетради.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

Слайд 3

3. Речевая зарядка.

- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное - хлеб языка.

Л.В.Успенский

- Запишите эпиграф в тетрадь. Объясните постановку тире.

- Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык".

- Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

4. Сообщение цели урока.

- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

5. Работа в группах.

- Вспомните, что обозначает имя существительное?

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

Слайд 4

1 группа и 6 группа

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

Слайд 5

2 группа и 3 группа

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

Слайд 6

4 группа и 5 группа

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?

Слайд 7

6. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием.

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Слайд 8

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Кто? Что?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свитер.

Вывод: на какие вопросы отвечает имя существительное?

7. Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

( Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

8. Работа с учебником.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе с учебником.

Работа с текстом.

- Откройте стр. 190, найдите упр. 466, прочитайте задание.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Как его можно озаглавить? Запишите заголовок в тетрадь.

- Ребята, как вы относитесь к своим друзьям? Значит, как должны обращаться с книгами? Почему нужно беречь книгу?

- Объясните правописание слов с пропусками букв.

- Определите род, число, падеж имён существительных.

- Объясните постановку тире в предложениях.

- Спишите текст, подчёркивая существительные как члены предложения. Определите род, число, падеж имён существительных.

Слайд 9

Вывод:

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как они изменяются?

- Какими членами предложения чаще всего бывают?

9. Составление устного рассказа.

- Составьте рассказ об имени существительном в форме научного описания.

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорой.

Имя существительное - это..

Что это такое?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какие морфологические признаки имеет (как оно изменяется)?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

10. Чтение вывода в учебнике (стр. 191)

- Сравните свой рассказ с правилом в учебнике.

11. Логическая задача.

- Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

- Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор.

- Являются ли эти слова лексическими омонимами? Почему? (фонетические омонимы)

III. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

- Наше дерево "Имя существительное" ещё совсем молоденькое. Но с пополнением ваших знаний на нём будут появляться всё новые и новые ветви: "одушевлённые и неодушевлённые", "собственные и нарицательные" и многие-многие другие. И уже в 6 классе это дерево будет шелестеть своей густой кроной.

2. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку. Спасибо, ребята.

Слайд 10

- А вот моё настроение-пейзаж: золотой диск солнца ослепительно сияет на голубом небе, пригретые его лучами распустились благоухающие цветы, повсюду слышится разноголосое пение птиц.

3. Выставление оценок.

- А знаете, почему моё настроение такое светлое, радостное? Потому что на уроке вы активно работали, грамотно отвечали. Я с удовольствием ставлю пятёрки :, четвёрки:

4. Домашнее задание.

- На столах у вас лежат эскизы дерева "имя существительное". Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. Я знаю, вы начали вести летопись класса. Вот у вас и будет возможность пополнить её, сохранить свои впечатления от нашей встречи и повторить материал сегодняшнего урока.

- Урок окончен, благодарю вас за отличную работу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя существительное"

Автор: Майлыбаева Гулайша Досановна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация Урока русского языка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiaurokarusskoghoiazykapotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "281030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453461692"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект урока русского языка по теме: "Имя существительное. Упражнения в умении выделять имя существительное в речи." "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-uprazhnieniia-v-umienii-vydieliat-imia-sushchiestvitiel-noie-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427258882"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Среднесрочное планирование урока русского языка по теме "Имя существительное и его грамматические признаки" "
    ["seo_title"] => string(127) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-ghrammatichieskiie-priznaki"
    ["file_id"] => string(6) "240846"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445143717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства