Средняя школа № 19 имени К.И.Сатпаева
Урок русского языка в 5 ? классе.
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика»
Провела: учитель русского языка и литературы Р.Е.Сарбалина
Атырау, 22 октября 2014 года
Цели:
- Повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика»; выявить степень владения учащимися теоретических знаний и практических навыков и умений по изученному материалу.
- Развитие зрительной памяти, логического мышления; формирование умения анализировать свои учебные действия; развитие познавательного интереса к русскому языку.
- Воспитывать у пятиклассников коллективизм, гуманное отношение друг к другу: товарищество, дисциплинированность; воспитывать любовь к слову и речевой культуре.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок в форме соревнования и игры.
Ход урока
- Организационный момент.
- Разминка. Вопросы для повторения.
- №1
Что такое фонетика?
Чем различаются звуки и буквы?
Сколько букв в русском алфавите?
Назовите гласные буквы.
Сколько согласных в русском алфавите?
Какие буквы не обозначают звуков?
№2
Когда буквы е, е, ю, я обозначают в словах два звука?
Приведите примеры.
Как узнать, сколько в слове слогов?
Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных?
Назовите непарные твердые согласные.
Назовите непарные мягкие согласные
Как пишутся сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу.
№3
Назовите парные согласные по звонкости - глухости.
Какие согласные относятся к непарным звонким?
Перечислите непарные глухие согласные.
Что происходит с согласными б, в, г, д, ж, з, в, середине и конце слова?
Как можно проверить написание оглушающихся согласных ? Приведите примеры.
- «Назови буквы»
Ж, К, Л, М, П, С, Т,
Ф, Х, Ш, Щ.
- « Сколько букв, сколько звуков?»
1 - я группа: семья, люк, маяк, день, ёлка, язык.
2 - я группа: яма, лошадь, урок, даёт, гриб, ёжик.
3 - я группа: друг, гусь, юбка, поле, яблоко, поёт.
- Из запутанных букв составьте слова:
Рльгае, опел, здзеав, еьдтарт.
Аалтрек, кдоал, бхле, рагякд.
Вортсо, сген, раукжк, вкртаа.
- В каком слове букв больше, чем звуков?
яма
тюльпан
бьют
обезьяна
- В каком слове букв меньше, чем звуков?
язык
алфавит
январь
речь
- Фонетический разбор слов:
1-группа:
Русская, лён.
2-группа:
Праздник, яма.
3-группа:
Солнце, поёт.
- Конкурс капитанов.
Запиши по два слова, где:
БУКВ > ЗВУКОВ
ЗВУКОВ > БУКВ
ЗВУКОВ = БУКВ
11.Укажи, сколько раз встречается
звук [В] в данном предложении:
Во дворе трава, на траве дрова.
звук [Т] в данных предложениях:
1) Тимка взял прут и погнал утят на пруд.
2) Документ подписан директором.
звук [З] в данном предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
- Выпиши слова, в которых произношение не совпадает с написанием слова:
Жизнь, грач, весна, дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять, цирк, нож, стена, луг, сердце, дым, дорожка.
- Лось, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.
1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука.
2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука.
3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп.
13. Игра «Четвёртый лишний»
повя(з/с)ка
подру(ж/ш)ка
мая(г/ к)
моро(з/с)
гри(б,п)
шу(б,п)ка
ска(з/с)ка
ватру(ж/ш)ка
дру(г/к)
при(з/с)
зу(б/п)
ры(б/п)ка
коля(з/с)ка
кру(ж/ш)ка
фла(г/к)
гла(з/с)
хри(б/п)
тря(б/п)ка
завя(з/с)ка
ло(ж/ш)ка
пиро(г/к)
доно(з/с)
клу(б/п)
гу(б/п)ка
14. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось:
51141018
Напиши имя мальчика.
Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось:
51151
Напиши имя девочки
Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось:
119201151
Напиши название города.
15. В каких словах все согласные мягкие?
Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки, беленький, чаща.
16. В каких словах буква «л» даёт твёрдый звук, в каких – мягкий?
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
17. Тест (прилагается).
- 18 Выводы по уроку.
- 19. Домашнее задание: Повторить все правила по «Фонетике».
- Фонетический разбор слов: лестница, холодная, велосипед.