Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему "Слово. Словосочетание. Предложение"»
Урок русского языка
Класс 4-б
Дата проведения 05.04.16г.
Учитель Лофицкая Н.И.
Тема урока. Слово. Словосочетание. Предложение.
Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, обобщение и открытия новых знаний).
Цель урока:
Создать условия для формирования навыка отличать слова от словосочетаний.
Содействовать развитию умения учащихся находить и выписывать словосочетания из предложения.
Способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала
Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор
Презентация по теме урока
Учебники, рабочие тетради
Карточки с заданиями
Средства обучения: учебник Русский язык 4 класс С. В. Иванов, опорные таблицы, карточки с дифференцированными заданиями.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парно-групповая, дифференцированная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Встали ровно. Проверили – все ли готово к уроку. Садитесь, пожалуйста.
2.Чистописание. Словарная работа
Чистописание соединения Ор Ро
Из словаря выпишите словарные слова с этими соединениями.
Устно составьте предложение с одним из слов.
3. Актуализация знаний обучающихся.
- Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока. (Слайд № 1)
Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Что помогло вам это определить? (Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок).
- А что можно составить с помощью слов? (Словосочетание и предложение).
4. Сообщение темы и цели
- Верно. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Слайд № 2,3). Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания)
- Верно. Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.
5. Повторение изученного материала.
- Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о словосочетании.
(Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик». Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- А какие сочетания не являются словосочетаниями?(Фразеологизмы, однородные
члены, грамматическая основа предложения).
-Составьте и запишите словосочетания из стихотворения в тетрадь. (Быстрый ручей, первый подснежник, изумрудная травка, песня жаворонка). Взаимопроверка.
6. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику
- Вы записали словосочетания. А что точнее и конкретнее называет предмет слово или словосочетание?(Словосочетание, так как сразу понятно например, что ручей быстрый, а не медленный или почки вербы, а не другого растения).
- А теперь прочитаем правило на стр. 112 и проверим правильно ли мы рассуждаем. (Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действия, но только точнее, конкретнее).
- Чем отличаются эти строчки? (В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание).
- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? (Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное)
- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Не выражает).
- Можно ли словосочетание произнести с восклицательной и невосклицательной интонацией? (Словосочетание не произносится с определенной интонацией).
- Может ли словосочетание входить в состав предложения?(Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
- Прочитайте вывод на стр. 114 (Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его).
7. Физкультминутка.
8.Работа в парах
Учебник с.114 №2
Из словосочетаний составить и записать предложения
Разминка для глаз
9. Работа в группах.
- А теперь ребята поработаем в группах. Представитель каждой группы подходит и берёт задание.
1) Выписать все словосочетания из предложения с вопросом, выделяя главное слово: Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью. (Дуновением лёгким, дуновением ветра, ветра знойного, покрывалось рябью, рябью мелкой)
2) Вставить в текст слова и выделить словосочетания с вставленным словом: На проталинах зазеленела первая…травка
Младшая сестра, играет в футбол, бить баклуши, мальчики и девочки, громко петь, марки и открытки, музыкант играет, проливной дождь, вкусные груши
10. Домашнее задание. Оценивание обучающихся
Стр.115 упр. 4,
11. Оценивание обучающихся. Комментарии.
12. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В заключении урока я хочу чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы сегодня работали. Зачем мы изучаем эту тему? Что вам удалось на уроке? Над чем ещё надо работать? Почему вы довольны своей работой?