Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения"
Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области тел. 47 – 4 – 34; факс: 8 – 47 – 243 – 47 – 4 – 24; эл. почта: pokrovsh,@rambler.ru
Районный конкурс «Калейдоскоп методических идей»
( разработка исследовательского урока русского языка по теме «Однородные члены предложения»)
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Ладан Лариса Григорьев
2015
Пояснительная записка
к уроку русского языка в 8 классе по теме:
"Однородные члены предложения "
Данный урок русского языка разработан с элементами исследования текста художественного произведения. Урок имеет практическую направленность
Белгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка.
Такой подход в преподавании считается одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность использования краеведческого материала усиливает обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку. Ведь живое слово о своей земле на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг.
Использование на уроке краеведческого материала позволяет решить следующие задачи:
-формирование культурологической и языковой компетенции обучающихся;
- совершенствование навыков различения односоставных синтаксических конструкций;
-выработка текстовых умений и навыков.
Данный урок рассчитан на 1 час учебного времени, предназначен для обучающихся 8 классов.
Урок составлен с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.
К уроку подобран краеведческий дидактический материал. В данном случае поэтические тексты на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда – темы, которые несут положительный воспитательный эффект. Урок носит практическую направленность.
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами
(на примере повести И.С.Тургенева «Ася»)
Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в повести И.С.Тургенева «Ася»;
2) развивать творческие способности учащихся.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы обобщили сведения об однородных членах предложения, известные вам по курсу 5 класса. Опираясь на данные предложения, дайте полный ответ на вопрос
-Какие члены предложения называются однородными?.
Примеры.
1. Поклонились друг другу мы неловко, неторопливо.
2. Они несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
3. Я был здоров, молод, весел.
4. Но чувство то жгучее, нежное, глубокое уже не повторилось.
5. Городок этот мне понравился своим местоположением, дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом, хорошим вином.
Ответы учащихся.
- Однородные члены связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, не зависят друг от друга. Однородными могут быть любые члены предложения. Они могут иметь зависимые слова, то есть быть распространенными и нераспространенными.
- Узнали произведение, из которого взяты предложения?
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Однородные члены предложения» и посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке И.С.Тургенева на примере повести «Ася».
- Что обозначает слово «экспрессивный»?
Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.
3. Работа с текстом художественного произведения.
- На уроке литературы мы познакомились с повестью «Ася». О чем она? (о любви)
- О какой любви? (нежной, грустной, трагической, незабываемой)
Повесть представляет собой рассказ господина Н.Н. о делах и днях давно минувших.
- Что мы знаем о нем? (он богат, здоров, молод и путешествует без цели, без плана)
Ребята, я просила вас провести небольшое исследование: отметить те эпизоды, в которых наиболее часто встречаются предложения с однородными членами.
-Итак, где встречаются чаще всего однородные члены?
(Там, где идет описание, например, описание природы.)
Вывод: наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании природы, в эпизодах, передающих душевное состояние главных героев.
- Зачитайте, пожалуйста, свои предложения и скажите, какие однородные члены использует автор в повести. (Прекрасно описана красота Рейна, красота вечера и просто красота того местечка, где остановился наш герой).
-А какое бы предложение вы хотели записать?
^ Запишем предложение. Часть знаков препинания я скажу, недостающие поставите вы.
Мы проболтали два часа. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь.
- Обратим внимание на вторую часть этого ССП. Отметьте однородные члены, объясните знаки препинания.
- Ребята, мы уже сказали, что повествование ведется от лица господина Н.Н. Подумайте и скажите, как это и многие другие подобные предложения характеризуют рассказчика? Иными словами, почему автор обращает наше внимание на то, как воспринимает окружающий мир господин Н.Н.? (Как человек тонко чувствующий и замечающий все краски и оттенки природы)
-Проследим, какие чувства испытывает господин Н.Н., возвращаясь после прогулки домой.
Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнату весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель.
- Скажите, только ли прекрасный вечер так всколыхнул чувства главного героя?
Конечно же, нет. Встреча с загадочной и привлекательной Асей произвела на него сильное впечатление, так как он способен увидеть что-то необычное не только в природе, но и в человеке.
Я вижу, что вы хорошо знаете содержание повести, и я предлагаю вам лингвистический эксперимент.
- Допишите предложение, взятое мною из повести:
Было что-то свое, особенное, в складе ее …. …. лица, с небольшим … носом, почти … щечками и … … глазами.
Предложение, записанное учащимися, сравнивается с предложением И.С.Тургенева.
( Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.)
- Обратите внимание на определение «светлые» глаза. Как вы его понимаете?
Светлый - ясный, проницательный.
Проницательный – наблюдательный, много замечающий, предвидящий, угадывающий.
Ясный – ничем не омраченный, спокойный.
(Из словаря зачитать после того, как дети выскажут свои предположения)
-На протяжении повести мы еще не раз встречаем описание Аси в разные моменты ее жизни.(чтение эпизодов)
- Итак, сможете ли вы сказать, какую роль как в данном предложении, так и в других предложениях выполняют однородные члены?
Вывод: из всего многообразия синтаксических конструкций Тургенев выбирает именно предложения с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.
- Итак, с первых страниц повести мы видим, как бережно и умело обращается Тургенев с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.
- Какой вам представляется Ася?
- Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слов и словосочетаний.
- А какие чувства вызывает Ася у молодого человека? (разные: от неприязни и досады до страстной любви и желания соединить с ней свою жизнь).
Хотя мы и сказали с вами, что господин Н.Н. тонкая и чувствительная натура, но вот Асе он кроме боли и разочарования ничего не принес.
- Найдите сцену свидания Аси с господином Н.Н. (стр. 159 – 160).
- Отметьте однородные члены.
- Какие однородные члены преобладают в данном отрывке? (Однородные сказуемые)
- Почему здесь нет ни однородных определений, ни однородных обстоятельств? (автору важно передать душевное состояние героев)
- Запишите предложение:
Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…
- Найдите и подчеркните однородные члены предложения, укажите, чем они выражены.
- В чем особенность этого предложения? (это предложение с однородными членами, соединенными интонацией, т.е. связь бессоюзная)
- Как вы думаете, почему? (бессоюзие усиливает экспрессивность фразы)
- Проведем эксперимент. Перестроим предложение по схеме: и О, и О, и О.
- Что меняется? (эмоциональная окраска: фраза становится мелодичной, исчезает напряженность, и мы не чувствуем волнения Аси)
- Что еще, на ваш взгляд, способствует повышению выразительности данного предложения? (расположение глаголов – градация). ^ Дать определение градации!
(Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. Бедное, честное, искреннее дитя!)
- Обратитесь к 21 главе. Какими конструкциями автор передает терзания героя? (мы вновь видим предложения с однородными сказуемыми, которые почти не распространены. Это помогает созданию напряженности, хорошо передает тревожное состояние героя.)
Ребята, один из исследователей творчества Тургенева заметил, что «глагол в его прозе пушистый и клейкий. Пушистый в том смысле, что в одном слове вмещается много оттенков значений, а клейкий – значит, не прилагается к предмету, а входит в него и к нему прилипает. Глагол часто наделен силой эпитета».(градация)
4. Подведение итогов урока.
- Итак, погрузившись в язык И.С. Тургенева, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в передаче тончайших душевных переживаний героев.
Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Тургенева к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам насладиться языком мастера, оценив все своеобразие тургеневского стиля.
5. Домашнее задание.
Выписать 5 наиболее выразительных предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, составить схемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области тел. 47 – 4 – 34; факс: 8 – 47 – 243 – 47 – 4 – 24; эл. почта: pokrovsh,@rambler.ru
Районный конкурс «Калейдоскоп методических идей»
( разработка исследовательского урока русского языка по теме «Однородные члены предложения»)
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Ладан Лариса Григорьев
2015
Пояснительная записка
к уроку русского языка в 8 классе по теме:
"Однородные члены предложения "
Данный урок русского языка разработан с элементами исследования текста художественного произведения. Урок имеет практическую направленность
Белгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка.
Такой подход в преподавании считается одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. Актуальность использования краеведческого материала усиливает обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку. Ведь живое слово о своей земле на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг.
Использование на уроке краеведческого материала позволяет решить следующие задачи:
-формирование культурологической и языковой компетенции обучающихся;
Данный урок рассчитан на 1 час учебного времени, предназначен для обучающихся 8 классов.
Урок составлен с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.
К уроку подобран краеведческий дидактический материал. В данном случае поэтические тексты на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда – темы, которые несут положительный воспитательный эффект. Урок носит практическую направленность.
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами
(на примере повести И.С.Тургенева «Ася»)
Цели урока: 1) показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в повести И.С.Тургенева «Ася»;
2) развивать творческие способности учащихся. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. На прошлом уроке мы обобщили сведения об однородных членах предложения, известные вам по курсу 5 класса. Опираясь на данные предложения, дайте полный ответ на вопрос
-Какие члены предложения называются однородными?.
Примеры.
Поклонились друг другу мы неловко, неторопливо.
Они несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
Я был здоров, молод, весел.
Но чувство то жгучее, нежное, глубокое уже не повторилось.
Городок этот мне понравился своим местоположением, дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом, хорошим вином.
Ответы учащихся.
- Однородные члены связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, не зависят друг от друга. Однородными могут быть любые члены предложения. Они могут иметь зависимые слова, то есть быть распространенными и нераспространенными.
- Узнали произведение, из которого взяты предложения? 2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Однородные члены предложения» и посмотрим, как используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке И.С.Тургенева на примере повести «Ася». - Что обозначает слово «экспрессивный»? Экспрессивный – содержащий экспрессию, выразительный. Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность. 3. Работа с текстом художественного произведения. - На уроке литературы мы познакомились с повестью «Ася». О чем она? (о любви) - О какой любви? (нежной, грустной, трагической, незабываемой) Повесть представляет собой рассказ господина Н.Н. о делах и днях давно минувших. - Что мы знаем о нем? (он богат, здоров, молод и путешествует без цели, без плана) Ребята, я просила вас провести небольшое исследование: отметить те эпизоды, в которых наиболее часто встречаются предложения с однородными членами. -Итак, где встречаются чаще всего однородные члены?
(Там, где идет описание, например, описание природы.)
Вывод: наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании природы, в эпизодах, передающих душевное состояние главных героев. - Зачитайте, пожалуйста, свои предложения и скажите, какие однородные члены использует автор в повести. (Прекрасно описана красота Рейна, красота вечера и просто красота того местечка, где остановился наш герой). -А какое бы предложение вы хотели записать? ^ Запишем предложение. Часть знаков препинания я скажу, недостающие поставите вы.
Мы проболтали два часа. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихотаялипереливался в ночь. - Обратим внимание на вторую часть этого ССП. Отметьте однородные члены, объясните знаки препинания. - Ребята, мы уже сказали, что повествование ведется от лица господина Н.Н. Подумайте и скажите, как это и многие другие подобные предложения характеризуют рассказчика? Иными словами,почему автор обращает наше внимание на то, как воспринимает окружающий мир господин Н.Н.? (Как человек тонко чувствующий и замечающий все краски и оттенки природы)
-Проследим, какие чувства испытывает господин Н.Н., возвращаясь после прогулки домой.
Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнату весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель.
- Скажите, только ли прекрасный вечер так всколыхнул чувства главного героя?
Конечно же, нет. Встреча с загадочной и привлекательной Асей произвела на него сильное впечатление, так как он способен увидеть что-то необычное не только в природе, но и в человеке. Я вижу, что вы хорошо знаете содержание повести, и я предлагаю вам лингвистический эксперимент. -Допишите предложение, взятое мною из повести:
Было что-то свое, особенное, в складе ее …. …. лица, с небольшим … носом, почти … щечками и … … глазами.
Предложение, записанное учащимися, сравнивается с предложением И.С.Тургенева. ( Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.) - Обратите внимание на определение «светлые» глаза. Как вы его понимаете? Светлый - ясный, проницательный. Проницательный – наблюдательный, много замечающий, предвидящий, угадывающий. Ясный – ничем не омраченный, спокойный. (Из словаря зачитать после того, как дети выскажут свои предположения) -На протяжении повести мы еще не раз встречаем описание Аси в разные моменты ее жизни.(чтение эпизодов) - Итак, сможете ли вы сказать, какую роль как в данном предложении, так и в других предложениях выполняют однородные члены? Вывод: из всего многообразия синтаксических конструкций Тургенев выбирает именно предложения с однородными членами, что дает ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние ее черты, и качества характера.
- Итак, с первых страниц повести мы видим, как бережно и умело обращается Тургенев с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию. - Какой вам представляется Ася? - Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слов и словосочетаний. - А какие чувства вызывает Ася у молодого человека? (разные: от неприязни и досады до страстной любви и желания соединить с ней свою жизнь). Хотя мы и сказали с вами, что господин Н.Н. тонкая и чувствительная натура, но вот Асе он кроме боли и разочарования ничего не принес. - Найдите сцену свидания Аси с господином Н.Н. (стр. 159 – 160). - Отметьте однородные члены. - Какие однородные члены преобладают в данном отрывке? (Однородные сказуемые) - Почему здесь нет ни однородных определений, ни однородных обстоятельств? (автору важно передать душевное состояние героев) - Запишите предложение:
- Найдите и подчеркните однородные члены предложения, укажите, чем они выражены. - В чем особенность этого предложения? (это предложение с однородными членами, соединенными интонацией, т.е. связь бессоюзная) - Как вы думаете, почему? (бессоюзие усиливает экспрессивность фразы) - Проведем эксперимент. Перестроим предложение по схеме: и О, и О, и О. - Что меняется? (эмоциональная окраска: фраза становится мелодичной, исчезает напряженность, и мы не чувствуем волнения Аси) - Что еще, на ваш взгляд, способствует повышению выразительности данного предложения? (расположение глаголов – градация). ^ Дать определение градации! (Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. Бедное, честное, искреннее дитя!) - Обратитесь к 21 главе. Какими конструкциями автор передает терзания героя? (мы вновь видим предложения с однородными сказуемыми, которые почти не распространены. Это помогает созданию напряженности, хорошо передает тревожное состояние героя.)
Ребята, один из исследователей творчества Тургенева заметил, что «глагол в его прозе пушистый и клейкий. Пушистый в том смысле, что в одном слове вмещается много оттенков значений, а клейкий – значит, не прилагается к предмету, а входит в него и к нему прилипает. Глагол часто наделен силой эпитета».(градация)
4. Подведение итогов урока. - Итак, погрузившись в язык И.С. Тургенева, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в передаче тончайших душевных переживаний героев. Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Тургенева к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам насладиться языком мастера, оценив все своеобразие тургеневского стиля. 5.Домашнее задание. Выписать 5 наиболее выразительных предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, составить схемы.