СЕгодня мы собрались. чтобы поговорить об очень важной проблеме - о женщине и её роли в жизни общества.
"Какова женщина,такова естьили очень скоро станет вся культура",-писал В. Розанов.Он определял культуру как меру добра и красоты. О том, насколько серьёзной является эта проблема ведёт рассуждение в своей статье В. Распутин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Дискуссия"»
МБОУ «Валуецкая СОШ»
Урок русского языка в 11 классе на тему «Дискуссия»
Ковалева В.А., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Валуецкая СОШ»
2011г.
Тема: Дискуссия.
(Деловая игра)
Цель: Раскрыть основные признаки дискуссии.
Знакомство с правилами ведения дискуссии.
Развитие навыка ведения дискуссии.
Ход урока.
1. Слово учителя, предлагающего учащимся включиться в деловую игру – дискуссию на тему: «Женщина и общество»
Напоминаем правила ведения дискуссии.
1) Аргументированно доказывать истину.
2) Уметь доказать несостоятельность позиции оппонента.
а) Указать на ложный тезис, который опровергается другими фактами.
б) Указать на отсутствие логичности, недостаточность аргументированности в речи
оппонента.
в) Выдвинуть свои аргументы, позволяющие по – другому рассматривать факт.
3). Уметь выслушать другую точку зрения до конца.
4). Высказывать свою точку зрения, не унижая оппонента.
2. Деловая игра.
1. Ведущий ( учитель или подготовленный ученик ).
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о женщине и ее роли в жизни общества.
«Какова женщина, такова есть или очень скоро станет вся культура»,- писал В.Розанов. Он определял культуру как меру добра и красоты.
О том, насколько серьезной является эта проблема,
ведет рассуждение в своей статье В.Распутин. Основой нашей дискуссии будут служить отрывки из статьи писателя и те факты, которые известны вам из жизни и литературы.
Сначала объясним значение слов, встречающихся в тексте статьи В.Распутина.
( Учащиеся записывают в тетради толкование слов и основные
тезисы, которые будут выдвинуты на уроке.)
Эмансипация – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения.
Феминизм – женское движение за уравнение в правах женщины с мужчиной.
Гипертрофированный – увеличение чего-либо до ненормально больших размеров, преувеличение.
Ведущий. Предоставляем слово сторонникам отрицательного
взгляда на роль женщины в современном обществе.
Оппонент 1.
Неприглядные примеры в поведении женщин – жен, матерей мы можем видеть в жизни. Сколько вокруг нас женщин, опустившихся до самого низкого уровня? Сколько матерей лишено родительских прав? Какую культуру они могут нести обществу? Есть среди них и жестокие, бездушные жены.
Конечно, нельзя утверждать, что неприглядный портрет женщины свойствен только нашему времени, но согласитесь, что это имеет место.
Обобщенный образ жадной, бездушной жены раскрывает В.Шукшин в своих рассказах: «Одни», «Мой зять украл машину дров», «Жена мужа в Париж провожала».
(Зачитывает отрывки из рассказов ).
Разве не убедительный пример жадности к вещам и деньгам, душевной глухоты
и недоброты, нежелания и неумения хоть сколько-нибудь понять живущего рядом с нею человека? Вздорность, какая – то противоестественная женская агрессивность, предстают перед нами в рассказах В.Шукшина.
Ведущий. Вот я вижу на противоположной стороне желание высказать свое мнение.
Оппонент 2.
Нельзя не согласиться с тем, что подобное могло иметь место, но нельзя и подобное считать закономерностью. Женщины в указанных рассказах напоминают нам
сварливую бабу из русских народных сказок. (Пример!) Но ведь это не означает, что все жены подобны шукшинской «бабе – яге».
Давайте попробуем разобраться в причинах нервозности женщин. Разве не объясняются они теми разочарованиями, которые переживают в жизни женщины? Не случайно с давних пор известно стремление женщины отстоять свое достоинство, стать в один ряд в мужчиной.
Разве агрессивная женщина нуждается в защите? И слова «эмансипация» и «феминизм» являются подтверждением мысли о том, что женщинам в целом не свойственны те черты, которые лишь иногда имеют место.
Ведущий. Предоставим теперь слово вашим идейным противникам.
Оппонент 3.
Я согласен с тем, что упрек в адрес некоторых женщин нельзя адресовать всем женщинам без разбору, однако хочу привести слова В.Распутина: «.. то, что прежде было правилом, становится исключением,а то, что было исключением, превращается в правило».
Писатель, анализируя рассказы В.Шукшина, приходит к выводу, что в «общем моральном смещении женщина настолько резко выдвинулась вперед, что издавна соблазнительная для женщины тяга высокого общественного значения была
«впопыхах надета ею наизнанку». И женщина «главную и незаметную свою важность в обществе по скреплению семьи и воспитанию детей стала выполнять как придется» закономерностью.
Все это приводит к разрушению семьи. Давайте посмотрим сценку из рассказа В.Шукшина «Страдания молодого Ваганова». (Сценка на стр.281 учебника).
………………………………………………….
- Неправда ли, верна философия Попова?
Ведущий. Вижу желающего ответить на этот вопрос.
Оппонент 4.
Едва ли сам Шукшин полностью разделял точку зрения своего героя. (Читает отрывок из текста.)
Вероятней всего он умышленно представляет крайность в семейных отношениях,
чтобы побудить читателя взглянуть со стороны не только на женщину, то и на себя самого.
Распутин приводит тот факт, что в женщине развито природное чутье больше, чем в мужчине. Именно это природное чутье, по мнению Распутина, и поможет женщине обрести внутренний покой и гармонию с окружающей жизнью.
Ведущий. Есть еще желающие высказать свою точку зрения?
Оппонент 5.
Я хочу вернуться к высказыванию В.Розанова о том, что культура общества зависит от женщины. Да, женщина – мать прививает своим детям нравственные понятия: любовь, добро, честь, совесть, справедливость. Но ведь кроме семьи есть еще школа, улица, куда из семьи попадает ребенок. Значит, не от одной женщины зависит благополучие общества, а от политики государства, направленной на упрочение семьи, и от тех социальных условий, в которых живут люди.
Ведущий.
Да, можно бесконечно долго продолжать дискуссию о роли женщины в обществе, потому что эта проблема многогранна.
Девушка из зала.
- Что же за такая несправедливость! Почему на многострадальные плечи женщины возлагается такая непомерная тяжесть и ответственность за жизнь общества? А что же мужчины?
Ведущий.
Вполне закономерный вопрос. Только роли мужчины в жизни общества мы посвятим следующую дискуссию.
3. Обобщение.
- Что узнали сегодня на уроке об особенностях дискуссии?
- Какие правила ведения дискуссии запомнили?
Домашнее задание.
Подготовка в проверочной работе по теме «Публицистический стиль речи».
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}