kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллективный способ обучения на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективный способ

                    обучения на уроках  русского языка.

                                                                                        Мыктыбаева Карлыгаш  Сейсеновна  

                                                                                             учитель  русского языка и литературы

                                                                                                               средней школы-лицея№18    

                                                                                                         имени Бактыбая  Жолбарысулы

                                                                                                 г.Талдыкорган Алматинской области

                                                  « Расскажи мне-и я забуду, покажи мне- и я                                                               

                                                  запомню, дай мне сделать самому-и я научусь!»

                                                                                                                 Конфуций.

  В Государственной программе  развития образования РК на  2011-2020 годы

отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долго-

срочной  Стратегии «Казахстан-2030». Целью Государственной Программы раз-

вития образования РК является повышение конкурентоспособности образова-

ния, развитие человеческого  капитала путём обеспечения доступности качест-

венного образования для устойчивого роста  экономики.

      В одну из задач входит осуществление перехода на 12-летнюю модель  обу-

чения с обновлением содержания образования.

      В настоящее время в Казахстане стоит острая необходимость модернизации

системы  образования в соответствии с современными требованиями развития

 казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное

пространство.

      Целью образования в средней  школе является  формирование социально-

активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования

в современной социально-экономической среде приводит к тому, что наряду с

традиционными  функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях

модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции

как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и про-

цессуальных сторон образования и социокультурной среды. Для педагога ста-

новится приобщение учащихся к самостоятельной работе для повышения ка-

чества обучения в условиях  модернизации образования, реализации современ-

ных технологий обучения, развития у учеников  культуры самообразования,

самоорганизации и самоконтроля.

Из многочисленного количества существующих новых технологий обучения

мне наиболее близка технология коллективного способа обучения по методу

В.К.Дьяченко. Технология КСО  помогает реализовать задачи развития твор-

ческих способностей, обучения и воспитания каждого учащегося в коллективе.

ответственности за знание и поведение каждого. Особенно привлекают

принципы КСО:

     - завершенность, ориентированная на результат:

     - непрерывная и безотлагательная передача знаний:

     - всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:

     -разделение труда и разнообразие тем и заданий:

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организа-

цию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и

состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут

работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет

плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные

умения.Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому

ученику.

Можно выделить следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение

чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, про-

верка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, само-

оценки и взаимооценки.

При коллективных способах у каждого учащегося  появляется возможность

осуществить индивидуальную линию развития.

* обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами,

за разное время:

* одновременно сочетаются  все четыре организационные формы обучения:

индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

  Обучение в школе- особый этап в жизни человека, он раскрывает  творческий

потенциал личности.Учитель должен развивать дарования и способности детей.

« Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть

способами, как ребёнку учиться.

Технология «Коллективный способ обучения» развивает творческую деятель-

ность учащихся,повышает качественные знания учащихся по предметам.

    Перед началом работы повторять правило из памятки « Как работать в      парах», которая всегда лежит на партах.

Положительные результаты показал этот способ в работе с текстом. Наиболее

приемлемыми оказались следующие приёмы:

    Поабзацное изучение содержания текста в парах сменного состава. Первая пара  учеников изучает, читает, составляет простой или сложный план, пере-

сказывает по плану друг другу.

     Работа с деформированным текстом: чтение, поиск стилистических ошибок

запись текста в исправленном виде, дополнение текста обособленными членами и уточняющими членами предложения, вводными словами и т. д.

  Взаимные диктанты. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой

партнёра. Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса  количество

карточек с текстами диктантов по какой-то теме или нескольким темам. Объём

текста небольшой: в 3-4 раза меньше объёма текста, который диктуется для

всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим буду-

щим партнёром.Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает

текст  по предложениям, другой пишет. Потом ученик, который писал, бе-

рёт свою карточку и диктует своему партнёру.Затем они вместе проверяют свои

диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых

допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустив-

ший ошибки  под контролем своего « преподавателя» делает их устный разбор,

а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании ра-

боты пишут в диктантах друг другу: «ипроверил.», « проверила.». Затем уча-

щиеся  объединяются  в другие пары.Новому партнёру диктуется тот текст,

который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает

дважды: сначала  он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следу-

щий раз сам диктует этот же текст другому проверяет, отмечает ошибки и тре-

бует от своего партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и присту-

пают к работе в третьей и т. д. Учащиеся с большим удовольствием включа-

ются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа

над ошибками». Но уже в старших классах обращение к памятке становится

всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.

Работа по вопросникам. 

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу.Чаще всего используются вопросники для повторения и зак-

репления изученного материала. Впервые применять лучше эту работу в

4 классе.

Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах

сменного состава? Обычно возникает необходимость  повторить изученный

материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.

Вопросник  был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают

вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени,

потому что страница  указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопросник подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом ра-

зобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит

диалог: каждый спрашивает партнёра по вопросам и добивается от него

правильных ответов. После повторения теории учащиеся выполняют одновременноили два упражнения с последующей общеклассной проверкой.

Всё это делается  на одном уроке.Таким образом,с помощью вопросника можно

быстро и качественно повторить, систематизировать содержание изученного

материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и спо-

собствует установлению благоприятного психологического климата.

По методике КСО можно проводить разные уроки; урок-экскурсия, урок-кон-

ференция, урок-дискуссия, урок-диспут, круглый стол. Применение КСО поз-

воляет проводить уроки с элементами дискуссии, уроки-диспуты.Проведение

таких уроков возможно только на продвинутом этапе, когда объём лексико-

грамматических средств, которыми владеют ученики. А также сформирован-

ность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к дан-

ной теме группового общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллективный способ обучения на уроках русского языка.»

Коллективный способ

обучения на уроках русского языка.

Мыктыбаева Карлыгаш Сейсеновна

учитель русского языка и литературы

средней школы-лицея№18

имени Бактыбая Жолбарысулы

г.Талдыкорган Алматинской области

« Расскажи мне-и я забуду, покажи мне- и я

запомню, дай мне сделать самому-и я научусь!»

Конфуций.

В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы

отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долго-

срочной Стратегии «Казахстан-2030». Целью Государственной Программы раз-

вития образования РК является повышение конкурентоспособности образова-

ния, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качест-

венного образования для устойчивого роста экономики.

В одну из задач входит осуществление перехода на 12-летнюю модель обу-

чения с обновлением содержания образования.

В настоящее время в Казахстане стоит острая необходимость модернизации

системы образования в соответствии с современными требованиями развития

казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное

пространство.

Целью образования в средней школе является формирование социально-

активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования

в современной социально-экономической среде приводит к тому, что наряду с

традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях

модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции

как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и про-

цессуальных сторон образования и социокультурной среды. Для педагога ста-

новится приобщение учащихся к самостоятельной работе для повышения ка-

чества обучения в условиях модернизации образования, реализации современ-

ных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования,

самоорганизации и самоконтроля.

Из многочисленного количества существующих новых технологий обучения

мне наиболее близка технология коллективного способа обучения по методу

В.К.Дьяченко. Технология КСО помогает реализовать задачи развития твор-

ческих способностей, обучения и воспитания каждого учащегося в коллективе.

ответственности за знание и поведение каждого. Особенно привлекают

принципы КСО:

- завершенность, ориентированная на результат:

- непрерывная и безотлагательная передача знаний:

- всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:

-разделение труда и разнообразие тем и заданий:


Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организа-

цию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и

состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут

работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет

плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные

умения.Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому

ученику.

Можно выделить следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение

чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, про-

верка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, само-

оценки и взаимооценки.

При коллективных способах у каждого учащегося появляется возможность

осуществить индивидуальную линию развития.

* обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами,

за разное время:

* одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения:

индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Обучение в школе- особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий

потенциал личности.Учитель должен развивать дарования и способности детей.

« Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть

способами, как ребёнку учиться.

Технология «Коллективный способ обучения» развивает творческую деятель-

ность учащихся,повышает качественные знания учащихся по предметам.

Перед началом работы повторять правило из памятки « Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Положительные результаты показал этот способ в работе с текстом. Наиболее

приемлемыми оказались следующие приёмы:

Поабзацное изучение содержания текста в парах сменного состава. Первая пара учеников изучает, читает, составляет простой или сложный план, пере-

сказывает по плану друг другу.

Работа с деформированным текстом: чтение, поиск стилистических ошибок

запись текста в исправленном виде, дополнение текста обособленными членами и уточняющими членами предложения, вводными словами и т. д.

Взаимные диктанты. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой

партнёра. Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество

карточек с текстами диктантов по какой-то теме или нескольким темам. Объём

текста небольшой: в 3-4 раза меньше объёма текста, который диктуется для

всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим буду-

щим партнёром.Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает

текст по предложениям, другой пишет. Потом ученик , который писал, бе-

рёт свою карточку и диктует своему партнёру.Затем они вместе проверяют свои

диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых

допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустив-

ший ошибки под контролем своего « преподавателя» делает их устный разбор,

а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании ра-

боты пишут в диктантах друг другу: «ипроверил...», « проверила...». Затем уча-

щиеся объединяются в другие пары.Новому партнёру диктуется тот текст,

который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает

дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следу-

щий раз сам диктует этот же текст другому проверяет, отмечает ошибки и тре-

бует от своего партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и присту-

пают к работе в третьей и т. д. Учащиеся с большим удовольствием включа-

ются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа

над ошибками». Но уже в старших классах обращение к памятке становится

всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.

Работа по вопросникам.

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу.Чаще всего используются вопросники для повторения и зак-

репления изученного материала. Впервые применять лучше эту работу в

4 классе.

Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах

сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный

материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.

Вопросник был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают

вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени,

потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопросник подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом ра-

зобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит

диалог: каждый спрашивает партнёра по вопросам и добивается от него

правильных ответов. После повторения теории учащиеся выполняют одновременноили два упражнения с последующей общеклассной проверкой.

Всё это делается на одном уроке.Таким образом,с помощью вопросника можно

быстро и качественно повторить, систематизировать содержание изученного

материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и спо-

собствует установлению благоприятного психологического климата.

По методике КСО можно проводить разные уроки; урок-экскурсия, урок-кон-

ференция, урок-дискуссия, урок-диспут, круглый стол. Применение КСО поз-

воляет проводить уроки с элементами дискуссии, уроки-диспуты.Проведение

таких уроков возможно только на продвинутом этапе, когда объём лексико-

грамматических средств, которыми владеют ученики. А также сформирован-

ность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к дан-

ной теме группового общения.

С учащимися 8 классов я проводила урок-обобщение по теме « Школа будуще-

го». Учащиеся получали такие задания:

* Напишите, каким вы представляете школу будущего.

* Опишите проект школы будущего.

* Опишите, каким вы видите учащихся школы будущего.

Соответственно для выполнения задания учащиеся разбиваются на группы.

При оценке выполнения задания следует учитывать убедительность аргумен-

тов.Побеждает та группа, аргументы которой более убедительны. Подобные уроки можно проводить и по другим темам: « Любимое время года», « День рождения», « Любимая профессия», « Лучший друг» и т.д. Учащиеся 5 класса,

работая в парах сменного состава, изучали новую тему: « Состав слова». Класс

был разделён на 5 групп. Каждой группе было дано задание по темам « Корень

слова», « Суффикс», « Приставка», « Приставки и предлоги», « Окончание».

За время коллективной работы они изучили все темы.Учащиеся 5 групп получи-

ли задание систематизировать знания по своим первоначальным темам в опор-

ных конспектах, подготовиться выступить в роли докладчиков. По методике взаимопередачи тел КСО в 6 классе провела урок первичного закрепления по теме « Глагол-сказуемое», где класс был разделён на 5 групп.

Каждой группе было задание по темам « Виды глагола», « Спряжение глагола»,

« Глаголы настоящего времени», « Сказуемое-глагол прошедшего времени»,

« Сказуемое-глагол будущего времени». Учащиеся с большой ответственностью

выполнили задания, тщательно изучили заданные темы. Затем была взаимо-

передача тем, группы поменялись темами, где учащиеся изучали новую тему,

выполняли практические задания, далее работали с одним из учащихся четырёх

групп по очереди.

Таким образом, участвуя на уроках коллективного способа обучения, учащиеся:

* учились планировать свою работу;

*учились работать в группе, выслушивая предложения других членов группы,

проявляя коллективизм и сплоченность;

*учились работать с разными источниками информации;

*учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.

Исходя из опыта работы по применению технологии коллективного способа

обучения, можно отметить достоинства этой технологии:

* повышение мотивации учащихся к учёбе;

* Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;

* повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением определён-

ных заданий;

* развитие творческих способностей;

* развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;

Всё вышеперечисленное создаёт предпосылки для воспитания нового,

творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности

в информационном обществе будущего.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Коллективный способ обучения на уроках русского языка.

Автор: Мыктыбаева Карлы?аш Сейсеновна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Харченко Людмила Александровна. Урок русского языка в 7 классе по теме " Частица как сужебная часть речи"и "
    ["seo_title"] => string(120) "kharchienko-liudmila-alieksandrovna-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-chastitsa-kak-suzhiebnaia-chast-riechi-i"
    ["file_id"] => string(6) "245810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446216614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства