Коллективный способ
обучения на уроках русского языка.
Мыктыбаева Карлыгаш Сейсеновна
учитель русского языка и литературы
средней школы-лицея№18
имени Бактыбая Жолбарысулы
г.Талдыкорган Алматинской области
« Расскажи мне-и я забуду, покажи мне- и я
запомню, дай мне сделать самому-и я научусь!»
Конфуций.
В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы
отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долго-
срочной Стратегии «Казахстан-2030». Целью Государственной Программы раз-
вития образования РК является повышение конкурентоспособности образова-
ния, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качест-
венного образования для устойчивого роста экономики.
В одну из задач входит осуществление перехода на 12-летнюю модель обу-
чения с обновлением содержания образования.
В настоящее время в Казахстане стоит острая необходимость модернизации
системы образования в соответствии с современными требованиями развития
казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное
пространство.
Целью образования в средней школе является формирование социально-
активной, творчески самостоятельной личности. Возрастание роли образования
в современной социально-экономической среде приводит к тому, что наряду с
традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях
модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции
как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и про-
цессуальных сторон образования и социокультурной среды. Для педагога ста-
новится приобщение учащихся к самостоятельной работе для повышения ка-
чества обучения в условиях модернизации образования, реализации современ-
ных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования,
самоорганизации и самоконтроля.
Из многочисленного количества существующих новых технологий обучения
мне наиболее близка технология коллективного способа обучения по методу
В.К.Дьяченко. Технология КСО помогает реализовать задачи развития твор-
ческих способностей, обучения и воспитания каждого учащегося в коллективе.
ответственности за знание и поведение каждого. Особенно привлекают
принципы КСО:
- завершенность, ориентированная на результат:
- непрерывная и безотлагательная передача знаний:
- всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:
-разделение труда и разнообразие тем и заданий:
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организа-
цию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и
состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут
работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет
плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные
умения.Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому
ученику.
Можно выделить следующие виды работ в отдельно взятой паре: обсуждение
чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, про-
верка.
На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, само-
оценки и взаимооценки.
При коллективных способах у каждого учащегося появляется возможность
осуществить индивидуальную линию развития.
* обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами,
за разное время:
* одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения:
индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
Обучение в школе- особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий
потенциал личности.Учитель должен развивать дарования и способности детей.
« Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть
способами, как ребёнку учиться.
Технология «Коллективный способ обучения» развивает творческую деятель-
ность учащихся,повышает качественные знания учащихся по предметам.
Перед началом работы повторять правило из памятки « Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.
Положительные результаты показал этот способ в работе с текстом. Наиболее
приемлемыми оказались следующие приёмы:
Поабзацное изучение содержания текста в парах сменного состава. Первая пара учеников изучает, читает, составляет простой или сложный план, пере-
сказывает по плану друг другу.
Работа с деформированным текстом: чтение, поиск стилистических ошибок
запись текста в исправленном виде, дополнение текста обособленными членами и уточняющими членами предложения, вводными словами и т. д.
Взаимные диктанты. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой
партнёра. Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество
карточек с текстами диктантов по какой-то теме или нескольким темам. Объём
текста небольшой: в 3-4 раза меньше объёма текста, который диктуется для
всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим буду-
щим партнёром.Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает
текст по предложениям, другой пишет. Потом ученик, который писал, бе-
рёт свою карточку и диктует своему партнёру.Затем они вместе проверяют свои
диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых
допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустив-
ший ошибки под контролем своего « преподавателя» делает их устный разбор,
а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании ра-
боты пишут в диктантах друг другу: «ипроверил.», « проверила.». Затем уча-
щиеся объединяются в другие пары.Новому партнёру диктуется тот текст,
который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает
дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следу-
щий раз сам диктует этот же текст другому проверяет, отмечает ошибки и тре-
бует от своего партнёра их анализ.
Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и присту-
пают к работе в третьей и т. д. Учащиеся с большим удовольствием включа-
ются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа
над ошибками». Но уже в старших классах обращение к памятке становится
всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.
Работа по вопросникам.
Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу.Чаще всего используются вопросники для повторения и зак-
репления изученного материала. Впервые применять лучше эту работу в
4 классе.
Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах
сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный
материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.
Вопросник был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают
вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени,
потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопросник подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом ра-
зобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит
диалог: каждый спрашивает партнёра по вопросам и добивается от него
правильных ответов. После повторения теории учащиеся выполняют одновременноили два упражнения с последующей общеклассной проверкой.
Всё это делается на одном уроке.Таким образом,с помощью вопросника можно
быстро и качественно повторить, систематизировать содержание изученного
материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и спо-
собствует установлению благоприятного психологического климата.
По методике КСО можно проводить разные уроки; урок-экскурсия, урок-кон-
ференция, урок-дискуссия, урок-диспут, круглый стол. Применение КСО поз-
воляет проводить уроки с элементами дискуссии, уроки-диспуты.Проведение
таких уроков возможно только на продвинутом этапе, когда объём лексико-
грамматических средств, которыми владеют ученики. А также сформирован-
ность соответствующих речевых навыков и умений позволяет обратиться к дан-
ной теме группового общения.