kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Ишкова Галина Григорьевна (ГБОУ ОШ «ОЦ» с. Воротнее)

Тема урока

Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока:

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности через расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между самостоятельными и служебными частями речи.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- обосновывает личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений;

- проявляет познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;

- планирует предстоящую деятельность в составе группы;

- распознает служебные и самостоятельные части речи;

- формулирует своё мнение по изучаемой теме;

- анализирует смысловые особенности частей речи;

- проявляет интерес к изучаемой теме;

- умеет работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;

-формулирует, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование умения работать с новой информацией по теме

-формирование умения различать, классифицировать;

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах;

- освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: морфологии, их признаках и особенностях употребления в речи

Мировоззренческая идея

Грамотное письмо – культурная ценность каждого человека

Программное содержание

Самостоятельные и служебные части речи

План изучения

Самостоятельные и служебные части речи

Основные понятия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица.

Тип урока

открытие нового знания

Форма урока

традиционная

Технология

интерактивного обучения

Мизансцена ур

3 группы по 5 человек

Оборудование урока

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др]  - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.   ПК, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

Домашнее задание

Упр. 463: 1 группа: основное задание                 2 группа: + задание под *

3 группа - подготовить презентацию

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
  2. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

Проявляют интерес к изучаемой теме

Формулируют своё мнение по изучаемой теме;

Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя

Вводное слово

-Сегодня мы начинаем изучение раздела  «Морфология». Что вы знаете о происхождении слова «Морфология»?  Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. Запишем определение морфологии (с. 186) Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

 Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Вводная беседа (дискуссия, диспут)

 - Что изучается в этом разделе?

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо; звезды, сиять.

Вопрос  учителя: - Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в

 разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться).

Формулировка проблемы:

Главный вопрос урока:

- На какие группы делятся часи речи?

Ответить на вопрос поможет упражнение (Текст 1)

Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности)

Задание 1-й группе: Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Задание 2-й группе: Читают текст,

разбивают его на два абзаца

Задание 3-й группе: Почему в русском языке часи речи делятся на 2 группы?  Запишите определение морфологии. Оно на экране.

- Какие части речи мы относим к самостоятельным?

- Какие части речи мы относим к служебным? 

фронтально

Запись темы и вопроса в тетрадь

фронтально

Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15  мин.)

- планирует предстоящую деятельность в составе группы;

- распознает служебные и самостоятельные части речи;

- проявляют познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;

 Практическая работа в группах

Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой

Работа 1 группы:

Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце. Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и выписать все самостоятельные части речи

1 ученик: - Встретились ли в предложении  слова, которые не отвечают  на вопрос? (Союз а)

- Понятно ли значение этого слова отдельно от предложения?

2 ученик: - Определите его роль в предложении.

3 ученик: - - Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

4 ученик: - Какой алгоритм можно использовать?

5 ученик: - Какие признаки частей речи мы выделяем?

Составляется совместно таблица.

Работа 2 группы: Из текста 2 выписать служебные части речи, объяснить свой выбор: составить таблицу (приложение 2)

Работа 3 группы: Учащиеся должны на ПК разделить все слова текста 3 на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи: составить слайды.

Продукты деятельности: таблица № 1

Продукты деятельности: таблица № 2

Продукты деятельности: 2 слайда

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

- анализирует смысловые особенности частей речи;

- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;

- формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы: таблица

Презентация 2 группы; таблица

Презентация 3 группы: 2 слайда

Дискуссия  

Рассмотрите три работы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами и презентацией, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».

 - К каким таблицам вы приведете примеры?

Вывод: самостоятельные части речи употребляются в речи как самостоятельно, без служебных, так и вместе со служебными словами.

 Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными.

У доски

Вопросы задают представители других групп

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Обосновывают личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала

Обобщающая беседа: Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?

Рефлексия

Оценка и самооценка

Определяют эмоциональное состояние на уроке.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". »


ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Ишкова Галина Григорьевна (ГБОУ ОШ «ОЦ» с. Воротнее)

Тема урока

Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока:

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности через расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между самостоятельными и служебными частями речи.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- обосновывает личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений;

- проявляет познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;

- планирует предстоящую деятельность в составе группы;

- распознает служебные и самостоятельные части речи;

- формулирует своё мнение по изучаемой теме;

- анализирует смысловые особенности частей речи;

- проявляет интерес к изучаемой теме;

- умеет работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;

-формулирует, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;


- формирование умения работать с новой информацией по теме

-формирование умения различать, классифицировать;

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах;

- освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: морфологии, их признаках и особенностях употребления в речи


Мировоззренческая идея

Грамотное письмо – культурная ценность каждого человека

Программное содержание

Самостоятельные и служебные части речи

План изучения

Самостоятельные и служебные части речи

Основные понятия

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица.

Тип урока

открытие нового знания

Форма урока

традиционная

Технология

интерактивного обучения

Мизансцена ур

3 группы по 5 человек

Оборудование урока

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др]  - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с.   ПК, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

Домашнее задание

Упр. 463: 1 группа: основное задание                 2 группа: + задание под *

3 группа - подготовить презентацию




Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)




  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)





Проявляют интерес к изучаемой теме




Формулируют своё мнение по изучаемой теме;



Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя

Вводное слово

-Сегодня мы начинаем изучение раздела  «Морфология». Что вы знаете о происхождении слова «Морфология»? Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. Запишем определение морфологии (с. 186) Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

 Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Вводная беседа (дискуссия, диспут)

 - Что изучается в этом разделе?

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо; звезды, сиять.

Вопрос  учителя: - Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в

 разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться).

Формулировка проблемы:

Главный вопрос урока:

- На какие группы делятся часи речи?

Ответить на вопрос поможет упражнение (Текст 1)

Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности)

Задание 1-й группе: Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Задание 2-й группе: Читают текст,

разбивают его на два абзаца

Задание 3-й группе: Почему в русском языке часи речи делятся на 2 группы?  Запишите определение морфологии. Оно на экране.

- Какие части речи мы относим к самостоятельным?

- Какие части речи мы относим к служебным? 



фронтально


Запись темы и вопроса в тетрадь

фронтально


Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)


  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)

- планирует предстоящую деятельность в составе группы;

- распознает служебные и самостоятельные части речи;

- проявляют познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;

 Практическая работа в группах

Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой

Работа 1 группы:

Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце. Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и выписать все самостоятельные части речи

1 ученик: - Встретились ли в предложении  слова, которые не отвечают  на вопрос? (Союз а)

- Понятно ли значение этого слова отдельно от предложения?

2 ученик: - Определите его роль в предложении.

3 ученик: - - Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

4 ученик: - Какой алгоритм можно использовать?

5 ученик: - Какие признаки частей речи мы выделяем?

Составляется совместно таблица.

Работа 2 группы: Из текста 2 выписать служебные части речи, объяснить свой выбор: составить таблицу (приложение 2)

Работа 3 группы: Учащиеся должны на ПК разделить все слова текста 3 на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи: составить слайды.
















Продукты деятельности: таблица № 1



Продукты деятельности: таблица № 2



Продукты деятельности: 2 слайда

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)


- анализирует смысловые особенности частей речи;

- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;


- формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы: таблица

Презентация 2 группы; таблица

Презентация 3 группы: 2 слайда

Дискуссия

Рассмотрите три работы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.

Пользуясь таблицами и презентацией, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».

 - К каким таблицам вы приведете примеры?

Вывод: самостоятельные части речи употребляются в речи как самостоятельно, без служебных, так и вместе со служебными словами.

 Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными.


У доски

Вопросы задают представители других групп

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Обосновывают личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала

Обобщающая беседа: Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?

Рефлексия

Оценка и самооценка

Определяют эмоциональное состояние на уроке



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст № 1

Вопрос о частях речи – один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н.э., в Греции в  IV в. до н.э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

ТАБЛИЦА 1

Признак

Самостоятельные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Морфологические признаки

имеют

Синтаксическая роль

являются членом предложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст № 2

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна».

«Кабы я была царица, -

 Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(А.С. Пушкин)

ТАБЛИЦА 2

Признак

Служебные части речи

Значение

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

частично

Синтаксическая роль

не являются

членом предложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст № Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно  сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ишкова Галина Григорьевна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок по русскому языку в 3 классе по теме : «Части речи» "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-po-tiemie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "121243"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413908480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок русского языка "Междометия""
    ["seo_title"] => string(33) "urokrusskoghoiazykamiezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "273256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452174889"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок русского языка "Части речи" 3  класс "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-russkogho-iazyka-chasti-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443101834"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка в 4 классе "Части речи. Обобщение". "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-chasti-riechi-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "238054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444472648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "краткосрочное планирование урока на тему " Разряды наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-na-tiemu-razriady-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "140523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417964179"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства