ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Учитель
Ишкова Галина Григорьевна (ГБОУ ОШ «ОЦ» с. Воротнее)
Тема урока
Самостоятельные и служебные части речи
Цель урока:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности через расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между самостоятельными и служебными частями речи.
Планируемые ОР
Ученик по окончанию изучения темы урока:
- обосновывает личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений;
- проявляет познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;
- планирует предстоящую деятельность в составе группы;
- распознает служебные и самостоятельные части речи;
- формулирует своё мнение по изучаемой теме;
- анализирует смысловые особенности частей речи;
- проявляет интерес к изучаемой теме;
- умеет работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;
-формулирует, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Программные требования
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование умения работать с новой информацией по теме
-формирование умения различать, классифицировать;
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в группах;
- освоение знаний по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: морфологии, их признаках и особенностях употребления в речи
Мировоззренческая идея
Грамотное письмо – культурная ценность каждого человека
Программное содержание
Самостоятельные и служебные части речи
План изучения
Самостоятельные и служебные части речи
Основные понятия
Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица.
Тип урока
открытие нового знания
Форма урока
традиционная
Технология
интерактивного обучения
Мизансцена ур
3 группы по 5 человек
Оборудование урока
Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 36-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 317с. ПК, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.
Домашнее задание
Упр. 463: 1 группа: основное задание 2 группа: + задание под *
3 группа - подготовить презентацию
Планируемые ОР
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
- ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)
Проявляют интерес к изучаемой теме
Формулируют своё мнение по изучаемой теме;
Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя
Вводное слово
-Сегодня мы начинаем изучение раздела «Морфология». Что вы знаете о происхождении слова «Морфология»? Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. Запишем определение морфологии (с. 186) Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.
Вводная беседа (дискуссия, диспут)
- Что изучается в этом разделе?
В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.
Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход;
смотреть, синий, небо; звезды, сиять.
Вопрос учителя: - Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в
разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться).
Формулировка проблемы:
Главный вопрос урока:
- На какие группы делятся часи речи?
Ответить на вопрос поможет упражнение (Текст 1)
Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности)
Задание 1-й группе: Отвечают на вопросы, выполняют задание.
Задание 2-й группе: Читают текст,
разбивают его на два абзаца
Задание 3-й группе: Почему в русском языке часи речи делятся на 2 группы? Запишите определение морфологии. Оно на экране.
- Какие части речи мы относим к самостоятельным?
- Какие части речи мы относим к служебным?
фронтально
Запись темы и вопроса в тетрадь
фронтально
Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)
- ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)
- планирует предстоящую деятельность в составе группы;
- распознает служебные и самостоятельные части речи;
- проявляют познавательную активность в ходе изучения самостоятельных и служебных частей речи;
Практическая работа в группах
Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой
Работа 1 группы:
Вчера шел снег, а сегодня выглянуло ласковое теплое солнце. Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и выписать все самостоятельные части речи
1 ученик: - Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз а)
- Понятно ли значение этого слова отдельно от предложения?
2 ученик: - Определите его роль в предложении.
3 ученик: - - Как отличить самостоятельные части речи от служебных?
4 ученик: - Какой алгоритм можно использовать?
5 ученик: - Какие признаки частей речи мы выделяем?
Составляется совместно таблица.
Работа 2 группы: Из текста 2 выписать служебные части речи, объяснить свой выбор: составить таблицу (приложение 2)
Работа 3 группы: Учащиеся должны на ПК разделить все слова текста 3 на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи: составить слайды.
Продукты деятельности: таблица № 1
Продукты деятельности: таблица № 2
Продукты деятельности: 2 слайда
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)
- анализирует смысловые особенности частей речи;
- сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе;
- формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение
Презентация 1 группы: таблица
Презентация 2 группы; таблица
Презентация 3 группы: 2 слайда
Дискуссия
Рассмотрите три работы и скажите, сколько всего частей речи, на какие группы они делятся.
Пользуясь таблицами и презентацией, подготовьте связное сообщение на тему «Части речи в русском языке».
- К каким таблицам вы приведете примеры?
Вывод: самостоятельные части речи употребляются в речи как самостоятельно, без служебных, так и вместе со служебными словами.
Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными.
У доски
Вопросы задают представители других групп
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, оценивают работы товарищей
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)
Обосновывают личностную значимость приобретенных знаний, умений и отношений.
Дают ответы на вопросы
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала
Обобщающая беседа: Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Учитель даёт дифференцированное задание на дом.
- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?
Рефлексия
Оценка и самооценка
Определяют эмоциональное состояние на уроке.