Цели: закрепить понятие о второстепенном члене предложения - дополнении; убедиться, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей;формировать умения самостоятельно находить в предложениях дополнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Дополнение"»
Второстепенный член предложения- дополнение
Цели: закрепить понятие о второстепенном члене предложения - дополнении; убедиться, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей;формировать умения самостоятельно находить в предложениях дополнения.
Задачи урока:
предметные – дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с алгоритмом нахождения определения в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме;
метапредметные – развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему, анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: закрепление знаний полученных ранее
Планируемый результат обучения: познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам
(вопрос, значение, роль в предложении); коммуникативные УУД – развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания; личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.
Ход урока
Организационный момент
-Мне очень нравится одна пословица : «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости!» Так пусть наш урок прибавит вам частичку новых знаний. Работайте быстро, дружно и с удовольствием!!!
II. Словарно-орфографическая работа
- Работать будем по командам, у каждой по 6 словарных слов с пропущенной буквой (на карточках) Как только будете готовы, последний ученик на ряду идёт и вывешивает слова своей команды. Оценивать правильность написания словарных слов приглашаю Жилину Алину
б*тон л*паты в в*гоне
в*сток л*моны у *птеки
ж*тон м*мозы на б*лконе
вет*р м*нуты из л*дони
м*тро м*дузы о з*кате
б*нан к*ртины по д*роге
- Что объединяет слова каждой группы?
(В1: 2 слога, у всех 2 склонение; во 2: 3 слога, у всех множественное число; в 3:с предлогами, можно определить падеж, есть безударные падежные окончания.)
-Определите падежи в 3 группе слов. Что можно сказать о падежах?(Все косвенные).какие падежи называем косвенными?
Вывод: что повторили, выполняя словарно-орфографическую работу?
(Косвенные падежи, склонения, множественное число и единственное у существительных, падежные окончания, деление на слоги)
III.Работа по теме урока
-О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы догадаетесь, если расшифруете моё слово. Запоминайте первые буквы в отгаданных словах.
Д-это слово обозначает первый зимний месяц (декабрь)
О- как назвать одним словом приём пищи в середине дня (обед)
П- однокоренное слово среднего рода ед.числа к слову пальтишко (пальто) О-синоним к слову « изгородь» (огород) Л-словарное слово с непроизносимой –т- из трёх слогов.ж.р. (лестница) Н- ребус од (народ)
р Е- умный, обаятельный, хвостик полосатенький, корм любой полощет в речке. Он пушистый, но не кот. Называй смелей (енот). Н-антоним к слову «направо» (налево) И- и не снег, и не лёд, серебром деревья уберёт (иней) Е-Всем водителям по дорогам надо аккуратно…(ездить)
-Какое слово получилось? Оно для вас новое? Вчера мы познакомились уже с дополнением. А зачем нам нужен второй урок по этой теме? Какие задачи поставим ?
-повторить всё, что мы знаем о дополнении;
-продолжим учиться определять дополнения в предложениях;
IV. Актуализация знаний о дополнении
1.Проверка д.з. Работа в парах+взаимопроверка
-Вы вчера вывели алгоритм определения дополнений. Проверим. У каждого на парте 2 разные карточки. Вам необходимо правильно расставить этапы в нужной последовательности и вставить нужные слова.
После того, как вы закончите, обменяйтесь карточками, сверьте с образцом и поставьте оценки. Удачи!
(Включить экран!)
Алгоритм определения дополнения (1 вариант, жёлтые карточки)
6. Подчеркну дополнение пунктиром.
2.Выделю сказуемое -глагол .
1.Найду в предложении грамматическую основу.
5.Если есть, то это - дополнение.
3.Поставлю от него вопросы косвенных падежей.
4.Определю, есть ли слова, которые отвечают на эти вопросы.
Алгоритм определения дополнения (2 вариант, зелёные карточки)
4.Определю, есть ли слова, которые отвечают на эти вопросы
6. Подчеркну дополнение пунктиром.
2.Выделю сказуемое -глагол .
3.Поставлю от него вопросы косвенных падежей.
1.Найду в предложении грамматическую основу.
5.Если есть, то это- дополнение.
2. Работа по учебнику в умении находить дополнения и правильно подчёркивать. стр 69 упр.143
-3 предложение разобрать и по членам предложения и по частям речи
V.Физминутка
-Поиграем в игру «Лови ошибку!».Игру проведёт Женя
Если будете согласны с ним- хлопайте в ладоши ; если нет- топайте ножками!
- Дополнение – это главный член предложения.
- Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Дополнение может быть выражено местоимением.
- Дополнение подчеркивается волнистой линией.
- Дополнение относится к глаголу.
-Дополнение бывает в каждом предложении.
-Дополнений в предложении может быть несколько.
-Дополнение подчёркиваем пунктиром.
VI.Обобщение и систематизация знаний
Индивидуальная работа по карточкам (Данил, Кирилл, Ульяна, Сабрина)
Карточка №1
Определите падежи у всех существительных. Подчеркните все дополнения.
Старик ловил неводом рыбу.
Белочка делает запасы для зимы.
Мороз высушил дороги.
Весна нарядила город в зелень каштанов.
У бабушки болит голова от шума.
Для всех письмо по памяти:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
-Подчеркнуть дополнения.
3.Работа в творческих группах
_Первая группа будет искать и составлять пословицу, которая подойдёт к схеме:
(Человек от лени болеет, от труда здоровеет.)
-Вторая группа будет искать скороговорку к схеме:
(Перепёлка перепелят прятала от ребят.)
Третья группа будет собирать загадку к данной схеме:
(Я увидел свой портрет,отошёл- портрета нет.
-Что мы повторили, выполняя данное задание
(жары устного народного творчества)
VII. Итог урока
-Со всеми ли поставленными задачами справились?
-Кому урок помог лучше понять изученную тему?
-Закончите наш урок разными фразами:
Сегодня я узнал… Мне захотелось… Я научился…. Я выполнял задания … Было интересно…Теперь я могу…Я почувствовал, что… Мое настроение……Своей работой на уроке я…Меня удивило…
Карточка №1
Определите падежи у всех существительных. Подчеркните все дополнения.
Старик ловил неводом рыбу.
Белочка делает запасы для зимы.
Мороз высушил дороги.
Весна нарядила город в зелень каштанов.
У бабушки болит голова от шума .
Карточка №1
Определите падежи у всех существительных. Подчеркните все дополнения.