Русский язык
Тема: Дополнение
Цели урока:
- расширить и углубить представление о дополнение как о второстепенном члене предложения;
- предупредить пунктуационные ошибки (постановка лишней запятой после распространенного дополнения); совершенствовать навыки выразительного чтения.
- воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
- На сегодняшний урок для вас я нашла замечательные слова римского поэта Горация.
Прочитайте эти слова.
«Если знаешь что-нибудь получше, поделись;
Если нет, у меня поучись»
Гораций.
- Как вы понимаете эти слова?
Вот так мы сегодня должны работать на уроке!
II. Лексико-орфографическая работа.
Традиция - это обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые сложились исторически, передаются из поколения в поколение.
Традо - «передаю» (лат. trado).
Традиция (сущ.), традиционный (прил.), традиционно (нар.), традиционность (сущ.).
III. Повторение пройденного (фронтальный опрос):
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-На какие группы делятся второстепенные члены?
-Как определяется значение второстепенных членов?
IV. Изучение нового материала.
- А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…
1) Игра «Кто быстрее?»
- На доске изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого надо выполнить такое задание:
К каждому слову подберите дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем?
Примерный вид окончательной записи:
На основе этой игры вспоминаем определение, дополнение.
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-Чем выражается?
-От каких частей речи зависит?
-Как связывается с главным словом?
-Итак, дополнение-второстепенный член предложения, который обозначает предмет, являющийся объектом действия и отвечает на вопросы косвенных падежей. (Повторяем эти вопросы). Дополнение обычно зависит от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями и деепричастиями.
2) От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения (схема на доске):
Дополнения могут также зависеть от членов предложения, выраженных существительными, образованными от глаголов, прилагательными и наречиями.
3) Дополнение, как и подлежащее, обозначает предмет, поэтому способы выражения дополнения соответствуют способам выражения подлежащего.
Вспоминая способы выражения подлежащего, последовательно разбираем предложения; ставим слово, которым было выражено подлежащее, в форму косвенного падежа и составляем с ним предложение.
Способы выражения дополнения.
Чем выражено
Примеры
1. Существительное в косвенном падеже
Я могу переплыть реку.
2. Местоимение в косвенном падеже(! Различных разрядов)
Думай обо мне (личное).
Расскажи о себе (возвратное).
Я хорошо вижу это (указательное).
Слушателям очень понравился романс, который (относительное) исполнил певец.
Кого(вопросительное) вы хотите увидеть здесь?
Всем (определительное) хотелось участвовать в празднике.
Кого-то (неопределенное) попросили позвонить.
Некому (отрицательное) было отвечать.
3. Любая часть речи в значении существительного:
А) прилагательное в значении существительного;
Б) причастие в значении существительного;
В) числительное в значении существительного;
Г) наречие в значении существительного;
Д) междометие в значении существительного
Большим все можно.
О присутствующих говорить не будем.
Разделите сорок на восемь.
О нашем завтра можно только догадываться.
Я слышу «ау» вдалеке.
4. Инфинитив
Командир приказал нам узнать все о происшествии.
5. Синтаксически неделимое словосочетание или фразеологизм
Я увидел деда с бабушкой.
Я нашел его больное место.
4) Понятие о прямом и косвенном дополнении.
Усвоить это помогает краткая запись и иллюстрация к ней:
V. Закрепление.
1) Работа с учебником.
упр. 150,151,152.
2) Тестирование.
- Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто? и что?
б) какой? Какая? Какие?
в) косвенных падежей
г) где? Куда? Откуда? - Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
а) Он выбрал профессию врача.
б) Он выбрал профессию врача.
в) Он выбрал профессию врача.
г) Он выбрал профессию врача. - Найдите предложение с прямым дополнением:
а) Книги лежали на столе.
б) Живу, горжусь сынами.
в) Хозяйка жарко натопила печь.
г) Лесник шагнул через порог. - Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
а) Мать велела поставить чайник.
б) Мы решили укрыться от дождя.
в) Желание учиться овладело мальчиком.
г) Помнить - значит предвидеть. - Укажите предложение с косвенным дополнением.
а) Бабушка взяла свитер.
б) Я пишу письмо другу.
в) Я рисую картины.
г) С горы хорошо видно дом и школу. - Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
а) В городе мы посетили этнографический музей.
б) В городе мы посетили этнографический музей.
в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.
г) Художник нарисовал автопортрет.
3) Предупреждение пунктуационных ошибок. Наблюдения над интонацией.
- Как и другие члены предложения, дополнения могут иметь при себе зависимые слова, т.е. быть распространенными. Распространенные дополнения в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяются повышением тона и паузой:
На бессильные фигурки существительных / Кидаются лошади прилагательных, // Косматые всадники / Преследуют конницу глаголов…(Н.Заболоцкий).
В первой части этого сложного предложения отдельную интонационно-смысловую группу составляет распространенное дополнение.
VI. Культура речи (записи ведем в рукописном «Словарике» в разделе «Говори правильно!»):
Оплатить (что?) проезд
НО! Заплатить (за что?) за проезд
VII. Выводы по теме.
- Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Чем может быть выражено дополнение?
Кроме существительного и местоимения дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимыми словосочетаниями.
Домашнее задание.
- Теория: § 16 + табл. + записи (составить устное монологическое высказывание).
- Практика: упр.147,148,149 (на выбор).
- Развитие речи:
- придумать предложение со словом традиция, чтобы проявить его значение;
- придумать диалог «В троллейбусе».