Метапредметные результаты - это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Формировать метапредметные результаты можно двумя способами:
- первый предложил учёный – педагог Громыко который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования водить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача;
- второй – это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных резултатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
1.2.Сопоставительный анализ внутриязыкового материала как средство формирования метапедметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8- 9 классах.
В свете изученного теоретического материала по формированию метапредметных результатов целесообразно высказать предположение о том, что метод сопоставительного анализа языковых явлений и сопоставительный анализ литературного материала при анализе произведений русской и зарубежной классики могут быть эффективно использованы в этом направление при работе с учащимися средней и старшей школы.
Рассмотрим сущность этого метода на примере сопоставительного анализа литературных произведений.
Как отмечали многие ученые – литературоведы, при анализе литературного произведения нельзя останавливаться лишь на том, ЧТО автором в нём сказано. Обязательной оценки и отдельного рассмотрения требует и то, КАК это сказано. Таким образом, обосновывается необходимость проведения лингвостилистического анализа текста. Мы остановимся на том, какие виды такого анализа существуют и применяются в практике школьного преподавания литературы .Это
- межъязыковой анализ ( выполнение подстрочных и творческих переводов, сравнение разных переводов одного и того же текста). Такая работа требует знания иностранного языка и интегрированной работы учителей литературы и иностранного языка;
- внутриязыковой сопоставительный анализ ( сравнение произведений, написанных на одном языке и проводимый по нескольким параметрам
1) сопоставление произведений на одну и ту же тему, написанных разными авторами ,
2) сопоставление произведений, написанных на одну тему одним автором но в разные периоды творчества,
3) сопоставление образа одного героя в произведениях разных авторов,
4) сопоставление образа одного героя в произведениях одного автора,
5) сравнительная характеристика персонажей произведения (следует отметить, что это самый часто применяемый учителями вид сопоставительного анализа),
6) сопоставление авторских вариантов произведения (в школьной практике применяется редко, так как требует работы с черновыми вариантами произведения, специальной подготовки самого учителя, хотя именно такой анализ наиболее интересен школьникам, потому что позволяет заглянуть в творческую лабораторию писателя, увидеть, как он правил текст, доводя его до совершенства, почерпнуть приёмы рецензирования собственных творческих работ. Именно такая форма сопоставительного анализа рождает самые интересные исследовательские работы учащихся и даёт очень продуктивный результат про выполнении проектных заданий).
Применённый в курсе русского языка, метод сопоставительного анализа позволяет не заучивать длинные определения разных понятий, а, сопоставляя, выводить общие закономерности функционирования стилей речи, правил правописания и так далее, избегая эффекта психологической интерференции (на преодолении которого строит свою систему интенсивного обучения русского языку Т. Я. Фролова).
Таким образом, метод сопоставительного анализа представляется одним из самых эффективных при формировании метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.
Глава 2. Содержательные и методические аспекты формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы
в 8- 9 классах_
1.1.Внутриязыковой сопоставительный анализ образов главных героев произведений разных авторов на уроках литературы в 8 классе как средство формирования метапредметных результатов.
В данной главе мы продемонстрируем, как применяется метод внутриязыкового сопоставительно анализа на уроках литературы для формирования метапредметных результатов. Мы остановимся на материале курса 8 класса (программа под редакцией В. Я. Коровиной) , потому что курс данного учебного года построен на освещении основной темы «Человек и история». Проиллюстрируем приёмы работы, внеся результаты в приведённую выше таблицу.
Таблица №1 . «Образ русской императрицы и «Оде на день восшествия…» М. В. Ломоносова и «Фелице» Г. Р. Державина»
№
Понятие
Содержание
1
Знание
Запоминание и воспроизведение
- понятия «ода» и «стихотворение»,
- знание содержания произведений,
- знание фактов биографий авторов
2
Понимание
- выделение критериев возможного сопоставления образов русских императриц в двух стихотворениях
3
Применение
- выписывание из стихотворений черт императриц по плану сопоставления
4
Анализ
- собственно сравнение двух образов
5
Синтез
- обоснование сходства и различия образов с учётом их авторской оценки и исторической значимости,
- выявление причин различного описания русских императриц в форме связного устного или письменного высказывания.
6
Оценка
-оценка значения учебного материала с возможным выходом на выполнение проектного задания по литературе и истории.
Таблица №2 . «Образ Емельяна Пугачёва в народных исторических песнях, романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и драме
С.А. Есенина «Пугачёв»
№
Понятие
Содержание
1
Знание
- понятие «устное народное творчество», «историческая песня», «исторический роман», «пьеса»
- знание основных черт исторических эпох, в которые написаны произведения,
- исторические сведения о личности Пугачёва,
- почитанный текст романа «Капитанская дочка»(уроки по отдельным планам)
2
Понимание
- выделение критериев возможного сопоставления образ Пугачёва (отношение к народу, отношение к своим сторонникам, отношение к врагам, личные качества героя)
3
Применение
- групповая работа по текстам произведений
4
Анализ
- собственно сравнение образов Емельяна Пугачёва, созданных народом, А. С. Пушкиным и
С. А. Есениным(подведение итогов групповой работы)
5
Синтез
- составление сводной таблицы – сравнения. Выявление причин сходства и различия образа героя в данных произведениях
6
Оценка
- Оценка возможности использования результатов сравнения для выполнения проектных, в том числе и межпредметных, заданий, творческих заданий и написания исследовательских работ,
-Проведение самостоятельного сопоставительного анализа образа Ермака Тимофеевича в историческом документе, народном предании и думе К. Ф. Рылеева
Нужно отметить, что весь литературный материал для проведения сопоставительного анализа является программным материалом и помещён в учебнике для 8 класса. Учителю лишь остаётся так спроектировать учебный процесс, чтобы создать возможность для подобного рода работы.
Сопоставительный анализ образов героев в разных произведениях разных авторов как нельзя лучше подходит для формирования метапредметных результатов, так как в ходе этой работы учащиеся получают возможность работать в группах и парах, планировать свою работу, производить такие мыслительные действия, как: анализ, сравнение, синтез, речевое оформление выводов и планирование того, где можно применить результаты проведённой работы.
1.2. Сопоставительный анализ языковых явлений на уроках русского языка в 9 классе как средство формирования метапредметных результатов.
Применяя приём сопоставительного анализа для формирования метапредметных результатов на уроках русского языка, мы считаем целесообразным применять его на уроках изучения нового и первичного закрепления в 9 классе. Наиболее востребованными навыки анализа, сравнения и синтеза становятся при изучении видов придаточных предложений. В таблице приводится пример организации деятельности учащихся .
Таблица №3. Сопоставительный анализ языковых явлений при изучении темы «Виды придаточных предложений»
1 группа – эксперты по смысловым группам наречий
2 группа – эксперты по видам второстепенных членов предложений
3 группа – эксперты по видам сложных предложений
Изложение теоретических сведений
Группы наречий с вопросами:
Где? Куда? Откуда? – наречия места
Когда? – наречия времени
Почему? – наречия причины и т.д.
Группы второстепенных членов предложения с вопросами:
Какой? – определение;
Вопросы косвенных падежей – дополнение;
Вопросы наречий - обстоятельства
Группы сложных предложений и их основные признаки:
ССП – равноправие частей и связь с помощью сочинительных союзов;
СПП – возможность задать вопрос от одной части предложения к другой, связь с помощью подчинительных союзов;
БСП – равноправие частей, отсутствие союзной связи
Анализ материала и вывод о том, что в центре внимания будут СПП
Анализ подобранного учащимися конкретного языкового материала
Определение групп наречий
Синтаксический разбор предложенных простых предложений
Синтаксический разбор СПП
Сопоставление результатов аналитической работы.
Вывод о сходстве вопросов второстепенных членов и придаточных частей СПП
Выдвижение гипотезы о названии групп придаточных предложений по аналогии с второстепенными членами предложения: определительные , обстоятельственные, изъяснительные (на этой стадии учащиеся могут назвать их дополнительными)
Аналитическая работа с предложенными учителем СПП с придаточными обстоятельственными по группам или в парах.
Сопоставление вопросов, заданных к придаточным предложениям, с вопросами смысловых групп наречий.
Вывод о сходстве вопросов наречий и групп придаточных обстоятельственных
Выдвижение гипотезы о том, что придаточные обстоятельственные могут называться так же, как и смысловые группы наречий: места, времени, причины, уступки и т.д
Проверка верности гипотезы в ходе сопоставления результатов самостоятельного исследования и материалов учебника.
Дополнение сведений в конспекте.
Синтез: применение полученных знаний при синтаксическом разборе СПП.
Таким образом, мы продемонстрировали, что сопоставительный анализ языковых явлений позволяет формировать метапредметные результаты у учащихся на уроках русского языка в 9 классе: получение знаний, выработка умений и навыков происходит в процессе деятельности учащихся
Список использованных источников
1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012
2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142
3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67
4. Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29
5.Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно/Г. Громыко//Директор школы.-2010.-№3.-С. 67-70
6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011
7. Кубарев Е. М. Сопоставительная интерпретация языка художественной литературы.-Самара: изд-во СамГПИ, 1991
8. Макаров Ю. Как учителю обойтись без объяснения нового/Ю. Макаров//Директор школы.-2010.-№3.-С. 71-73
9. Малыгина О. А. Совершенствование результатов обучения на основе интеграции образовательных технологий/О. Малыгина//Среднее профессиональное образование.-2011.-№3.-С. 71-73
10.Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна.-М.:Баласс, 2010
11.Фролова Т. Я. Преодоление психологической интерференции при обучении русскому языку.-Семфирополь,1996
12. Фролова Т. Я. Минуя рифы русской орфографии. -Семфирополь,1996