Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)
Ц е л ь урока: познакомить учащихся с дополнением как второстепенным членом предложения.
З а д а ч и урока: 1) учить определять общее значение дополнения, вопросы, на которые второстепенный член отвечает, какое слово предложения поясняет, какой частью речи может быть выражено, находить дополнения в предложениях; 2) развивать логическое и образное мышление учащихся; в) воспитывать бережное отношение к родному языку.
Наглядность: карточки, презентация.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход урока
Побуждение.
Психологический настрой.
Здравствуйте!
Что особого мы друг другу сказали?
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Дорогие ребята и гости! Я вам всем желаю здоровья. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Бекежанова Лаззат Нурмагамбетовна.
Раздражение, радость, удивление, покой, вдохновение, скука, уверенность, комфорт, наслаждение.– Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите дату.
- Посмотрите в окно. Какое время года на дворе?
- Зима.
- Я думаю, что в классе нет ребят, которые хотя бы раз в жизни не читали стихотворения о зиме. Чем привлекает вас это время года? Слайд № 4
- Зимой мы ходим на лыжах, играем в снежки, лепим снеговика.
Орфографическая разминка
Слайд №5
(Учитель читает стихотворение Галины Козловой «Зима». Текст есть у каждого учащегося).
Задание №1.
(Работа в паре)
- Вставьте пропущенные буквы в слова. Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените работу.
(На экране высвечиваются ответы. Оценка вносится в лист учёта напарником. )
2. – Обращаясь к зимней теме, художники, это можно увидеть на картине Н. Ящука, старались найти подходящие оттенки цветов, чтобы картина была более выразительной, а писатели и поэты – нужные слова, чтобы передать читателям свои чувства. Слайд №6.
Задание №2.
- Давайте и мы сейчас попытаемся составить к картине нужные предложения. К словам левого столбика подберите слова из правого столбика. Прочитайте. (На экране высвечиваются предложения). Слайд № 7.
- Из каких членов состоят получившиеся предложения?
- Из главных.
- Как называются такие предложения?
- Нераспространённые.
- Чтобы их распространить, что для этого надо сделать?
- Вставить второстепенные члены предложения.
Снежная зима торжествует.
Серый дым струится из трубы.
По полю спешит лошадка.
Деревья оделись в зимний наряд.
Земля покрылась снегом.
- Что мы знаем о второстепенных членах предложения?
- Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены и помогают более полно отражать окружающую действительность.
3. - А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока…
Задание № 3.
Игра «Кто быстрее?» Слайд №9-10. - На экране изображена «лесенка», по которой вам предстоит забраться на самый верх. Но для этого необходимо выполнить такое задание: к каждому слову подберите зависимое в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который указан в скобках начальной буквой.
Не торопитесь «шагать». Слова необходимо переставить на «лесенке» так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем.
- Письмо, мне, ручкой, об отдыхе, на бумаге.
- На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?
- (Что?) письмо, (кому?) мне, (чем?) ручкой, (о чём?) об отдыхе, (на чём?) на бумаге.
- На вопросы косвенных падежей.
- Какими частями речи эти слова выражены?
- Существительными, местоимением.
- Что обозначают?
- Предмет.
- Какое слово предложения поясняют?
- Глагол – сказуемое.
- Это и есть дополнение.
- Оно подчёркивается пунктирной линией
- Итак, что называется дополнением?
Слайд № 13.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного).
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому и чаще всего выражается существительным или местоимением в косвенном падеже.
Физминутка. Слайд № 14
5. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.151, правило дома надо будет выучить.
(Групповая работа).
Прочитайте задание упр.3 (стр.151). Выполните его. (Каждый ученик объясняет выполненное задание в группе. Учитель – консультант. Оценка вносится в лист учёта напарником.)
Задание №5.
(Работа в группах. Учащиеся пишут предложения в тетрадях. Выступает лидер)
I группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д.ревья серебром, зав.лила глубокими сугробами л.са.
II группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
М.хнула гостья крылом и посыпались сн.жинки. Ребята лепят сн.говика, играют в сн.жки, катаются на санках.
IIІ группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Р…бята сделали к…рмушку для птиц. Дети пов…сили к…рмушку и насыпали к…рм.
ІV группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Снеж…нки лож…лись на крыши, деревья. Дети разглядывали снежинки и удивлялись красоте.
V группа
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Я п…могаю дедушк…, разгребаю снег. С…стра лепит снег…вика.
8. Обобщение темы. Слайды № 15-19.
- Итак, чем мы сегодня на уроке занимались?
- Повторили распространённые и нераспространённы предложения. Узнали о том, что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, какие слова предложения поясняет, какими частями речи может быть выражено.
- Как вы поняли тему мы узнаем из следующих заданий. (Работа в группах)
Задание № 6
І группа
Прием «Кластер»Дополнение
Поясняет глагол - сказуемое
Обозначает предмет
Отвечает на вопросы косвенных падежей.
Выражается именем существительным, местоимением
Подчеркивается пунктирной линиейІІ группа
Прием «Синквейн»
Правила написания синквейнов
Кто? Что? (тема) 1 существительное
Какой? (описание темы) 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает? Фраза из четырех слов
Кто? Что? (обобщение) 1 существительное
ІІІ группа
Прием «Трехшаговое интервью»
1.Один находит подлежащее, другой сказуемое.
2. Третий находит дополнение.
3. Сконструировать из данных одно предложение, сделать разбор.
Каждый ученик в группе дает оценку своему партеру.
ІV группа
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Дополнение – это предмет на вопросы который, обозначает второстепенный член и отвечает косвенных падежей предложения.
V группа
Прием «Эссе»
Написать эссе на тему «Зима» с использованием дополнений (5 предложений)
9. Домашнее задание. Слайд № 20.
1. Теория: стр.151 (выучить правило).
2. Практика: упражнение 4 (стр.151)
3. Выразительное чтение: Стихотворение С.Михалкова «Повезло» (стр.151)
10. Оценивание. Комментирование оценок.
11. Рефлексия.
- Ребята, в начале урока я вам всем раздала карточки, где были даны слова, указывающие ваше состояние на начало урока. Теперь еще раз прочитайте эти слова. Какое слово наиболее точно передает твое состояние в конце урока? Напишите, пожалуйста, слова в стикеры и прикрепите к подходящему рисунку.
- Предлагаю послушать вальс Свиридова «Метель» (Слайд «Зима в моем городе». Слайды № 21-33.
- Урок окончен. Спасибо, ребята, за работу! До свидания!
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт