Урок - практическая работа по русскому языку в 9 классе, урок - творческая мастерская с практическими и творческими заданиями. Это урок - закрепление темы. Осуществляется межпредметная связь руссского языка и литературы. Формы работы - групповая, индивидуальная. учебный диалог.В ходе урока предлагаются задания на воспроизведение знаний по стилистике и культуре речи, разные виды анализа текста, задание на редактирование, а в перспективе на создание текстов разных жанров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Художественный стиль речи"»
«Художественный стиль речи. Творческая мастерская»
Цели урока:
- образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания; - развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку; - воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Задачи для учащихся: знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить творческие задания.
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы учащихся и анализа языковых явлений. Оборудование: мультимедийный проектор; компьютерная презентация по теме урока; слайды с заданиями; диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;
Раздаточный материал: тексты стихотворения для анализа изобразительно-выразительных средств; листы с заданиями «Творческой мастерской» Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи; лексические и фразеологические единицы языка; знать основные виды тропов и фигур речи;
Ход урока
1.Оргмомент
- Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить или, говоря словами французского философа и писателя Мишеля Монтеня, «оттачивать и шлифовать свои умы об умы других».
2. Этап проверки домашнего задания
Терминологический диктант
- Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог) 2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст) 3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм). 4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический). 6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора) 7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
Практическая работа Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля (в группах)
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения. (Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом. (Что написано пером, то не вырубишь топором)
- Назовите сферуупотребления художественного стиля. (художественные произведения)
- Какова цельупотребления художественного стиля? (Цель художественного стиля — эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)
- Что вызывают эти образы? (Художественные образы вызывают в читателе эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют сопереживать, т.е. воздействуют на мысли, чувства, воображение читателя, оказывают воздействие на душу человека.)
- Назовите жанрыхудожественного стиля (повесть, рассказ, роман, притча, стихотворение, поэма…)
- Какова основная функция художественного стиля? (эстетическая)
- Т.е., приобщение к прекрасному с помощью художественных образов. Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами: - тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.; - фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; - ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
2.Докажите, что Николай Степанович Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:
(Записываем)
Аддис-Абеба - город грез
На берегу ручьев прозрачных.
Небесный див тебя принес
Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих)
3. У С.Я.Маршака есть стихотворение:
Лошадь захромала - командир убит.
Конница разбита, армия бежит,
Враг вступает в город, пленных не щадя
Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя)
Укажите эту роковую причину.
4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков. Стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». У каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.
Задание 1. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств. Стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 2.А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.
♦ Надо мною небо… (продолжить) ^ А Маяковский продолжил так: Надо мною небо – синий шелк. Никогда не было так хорошо!
♦ То сердце не научится любить, которое… (^ У Некрасова: устало ненавидеть)
♦ Ее глаза - … ( Ее глаза – как два тумана, Ее глаза – как два обмана, Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)
♦ Кто прячет прошлое ревниво… (тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)
♦ Спасибо, музыка, за то… (что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)
Повторяющаяся рифма.
Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:
Как-то утром под горой
Предвечернею порой
Шёл мальчишка с бородой.
Помидор ел голубой.
С ним старик шёл молодой
С водосточною трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой.
Хочешь - плачь, а хочешь - пой
Над такою ерундой.
В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".
Выступление групп с домашним заданием (на рифму –ре, -ка, -ый)
5. Рефлексия. От каждой группы другой группе «Две звезды и одно пожелание».
6. Домашнее задание.
1. Напишите миниатюру на тему «Весна пришла»
2. «Отцы и дети», глава 11, абзац «И он посмотрел кругом…» Найти изобразительно-выразительные средства языка.