Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
организационный | | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Смыслообразование(Л) |
Актуализация знаний | 1.Мое любимое время года – весна. Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают белоносые грачи. Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталинки. Запели над ними жаворонки. Пробуждение весны – мое самое любимое время года. Г.Скребицкий. 2.Весна в этом году ожидается затяжная. В первой декаде месяца сохранится ясная морозная погода с температурой -10 -17 градусов. Заморозки будут сменяться метелями. По прогнозам метеорологов, потепление ожидается к концу месяца. | - Почему из предложенных текстов можно выбрать только один? - В чем отличие данных текстов? Обратите внимание на языковые средства и особенности построения текста. - Какая речевая ситуация соответствует каждому тексту? -Над чем мы будем работать сегодня? | Читают предложенные тексты и отвечают на вопросы. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
мотивация | Аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март» | Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. - Какие картины возникли в вашем воображении? -Вы знаете, что речь в зависимости от особенностей речевой ситуации может быть разной не только по виду (монологической и диалогической) и форме (устной и письменной), но и по стилю. Постарайтесь передать свои впечатления словами. -Слова какого стиля вы будете использовать? -О чем мы сегодня будем говорить? | Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают. | Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. (П, Р) Формулируют проблему, строят логическое рассуждение (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
целеполагание | | - Какова, по вашему мнению, цель нашего урока? | Ставят перед собой цели урока. (Учащиеся указывают на необходимость более подробного знакомства с художественным стилем и изучения его особенностей). | Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Планирование деятельности | | -Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? - Составить таблицу, в которой отразятся особенности художественного стиля. Предварительно определить разделы. (Может быть предложен любой вариант графического отображения теории). -Потренироваться в определении особенностей текстов художественного стиля. -Попробовать самостоятельно составить текст художественного стиля. | | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Планирование необходимых действий (Р) Постановка и решение проблем (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Осмысление новых знаний | Материал учебника из рубрики «Возьмите на заметку». В художественном стиле речи используются конкретные слова, помогающие автору нарисовать картину; слова в переносном значении, создающие образ; эмоционально - оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает. | - Прочитайте текст в учебнике из рубрики «Возьмите на заметку!» на странице 243 и составьте таблицу по нашей теме. Подумайте, из каких разделов она будет состоять, что должно быть отражено в таблице? | Читают теорию, составляют таблицу (работа в группах, подбирают заголовки таблицы и отбирают материал), защищают, выбирают лучший вариант. | Осознает познавательную задачу, самостоятельно извлекает нужную информацию из учебника и оформляет в виде таблицы (П) Высказывает и обосновывает свою точку зрения (К) Классификация средств художественного стиля (П) Работа в парах (К) |
Закрепление новых сведений и отработка способа действия | Спроецированный на экран текст: 1)Я не люблю весны, Скучна мне оттепель; Вонь, грязь – весной я болен, Кровь бродит, чувства, ум Тоскою стеснены… А.С.Пушкин. 2) Я более всего весну люблю, Люблю разлив стремительным потоком, Где каждой щепке, словно кораблю, Такой простор, что не окинуть оком. С.Есенин. Работа с картинами И.Левитана «Весна. Большая вода» и картиной А.Саврасова «Грачи прилетели». | Предлагает учащимся ответить на вопросы: Что общего в текстах? Различного? Определите тип речи. Докажите свою точку зрения. Где выражена основная мысль? С кем из авторов вы согласны, а с кем нет? Какого стиля эти тексты? Назовите признаки художественного стиля речи. Подводит детей к самостоятельному построению текста, определению темы текста. Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. - Постарайтесь «прочитать» рассказ художников о весенней природе и изложить свои впечатления от картин. | Учащиеся работают в группах. Отвечают на предложенные вопросы, составляют монологическое высказывание, учатся отстаивать свою точку зрения, вступают в диалог с учителем и товарищами. Создание устного монологического высказывания с использованием определённого типа речи с опорой на прочитанный текст. | Строят монологическое высказывание (П) Учатся работать в группе, выстраивают партнерские отношения (Л) Дают оценку работы своих товарищей (Р) Умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментиро вать текст.(П) |
рефлексия | | Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. - Скажите, что у вас сегодня получилось, а над чем еще надо работать? - Что вам понравилось на уроке? -С каким настроением вы уходите с урока? | Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (Р) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Домашнее задание | Темы сочинений спроецированы на экран. | Объясняет домашнее задание. 1)Написать сочинение на одну из тем: «Подснежники», «Дружные капельки», «Первая капель», «Чудесная пора». 2)упражнение учебника с указанием средств художественного стиля. Дает словесную оценку работы учащихся, выделяет отличившихся. | Записывают домашнее задание, спрашивают и уточняют. | Дифференцированное задание (П., Л) |