Урок русского языка в 6 классе Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево»
Урок русского языка в 6 классе Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево»
Цели:
1)повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;
2)воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного характера;
3) развивать умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
4)расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, любить прекрасное;
5)обогащать словарный запас.
Оборудование: учебник, репродукция живописных пейзажей, магнитофон.
Тип урока: урок-подготовка к написанию сочинения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.
– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)
– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)
Запись в тетрадь: тип речи - описание .
Стиль речи
- (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?) Художественный жанр - зарисовка.
Наше сочинение состоит из обязательных частей. Каких? (вступление, основная часть, заключение).
В описании эти части называются: ЗАЧИН ,ОСНОВНАЯ, ЧАСТЬ КОНЦОВКА.
В зачине заявляется тема текста, в основной части с помощью микротем раскрывается заявленная тема.
Как мы знаем природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений- рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера свое вдохновение. К сегодняшнему уроку вы подготовили и разучили стихотворения о зиме.
(Учащиеся рассказывают подготовленные стихотворения о зиме).
3..Работа над новым материалом
-Как описывают зиму мастера слова?
-Определите общее настроение автора. ( Ученики работают с домашними заготовками.)
- С помощью каких языковых средств выразительности создается художественный образ? ( эпитет, метафора, инверсия, гротеск, оксюморон, сравнительный оборот, контекстуальные синонимы, определенные синтаксические конструкции и т.д.) - все это признаки литературно- художественного стиля.
У каждого на парте лежит иллюстрация “зима” .Используя любые средства языковой выразительности, опишите одну из характеристик зимы одним - двумя предложениями (устно или письменно на черновике)
Восторг, радость, ощущение полноты жизни, сказка - такой словесный образ зимы получился у большинства. К словесному образу мы добавим звуковой. Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Февраль”).
-Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. ---Почему?
-Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию зимы? (тревога, тяжесть, холод, озноб, тоска...
Сколько различных, непохожих друг на друга способов описания осенней природы. Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!
Однако для того, чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы , пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определенные навыки описания.
Так же, как в описаниях действий, предметов или событий, при описании состояния природы необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих? Прежде всего в описании окружающей среды часто говорится о состоянии природы. В сочинениях данного типа могут присутствовать средства языковой выразительности такие, как тропы, сравнения, параллелизмы, олицетворения, красочные эпитеты.
Таким образом , мы вплотную подошли к составлению плана. Как у любого сочинения или рассказа, в описании природы должна присутствовать обязательная вводная часть В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения ( пришла зима), а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать свое сочинение вы.
Дальше должно следовать общее описание природы. Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.
План:
1.Вводная часть.
2.Общее описание природы.
3.Частные описания природы:
а)небо;
б) лес;
в) река и т. д.
4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.
5. Вывод.
Словарная работа: туман, темнота, безлюдье, дорога, вся в инее, сказочно необычная веточка ,ощущение покоя , холод , белоснежная и солнечная, пурга и суровый мороз хлещет по лицам, перехлестывает провода.
4.Написание сочинения
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание: доработка начатого в классе сочинения.
Литература:
Раилко н. с. Открытые уроки русскогого языка : 5-8 классы.-Ростов н/Д: Феникс,2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю..Шведовой. М.:Рус.яз.,1987.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево»
Цели:
1)повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения;
2)воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного характера;
3) развивать умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
4)расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения, любить прекрасное;
5)обогащать словарный запас.
Оборудование: учебник, репродукция живописных пейзажей, магнитофон.
Тип урока: урок-подготовка к написанию сочинения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.
– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)
– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)
Запись в тетрадь: тип речи - описание .
Стиль речи
- (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?) Художественный жанр - зарисовка.
Наше сочинение состоит из обязательных частей. Каких? (вступление, основная часть, заключение).
В описании эти части называются: ЗАЧИН ,ОСНОВНАЯ, ЧАСТЬ КОНЦОВКА.
В зачине заявляется тема текста, в основной части с помощью микротем раскрывается заявленная тема.
Как мы знаем природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений- рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера свое вдохновение. К сегодняшнему уроку вы подготовили и разучили стихотворения о зиме.
(Учащиеся рассказывают подготовленные стихотворения о зиме).
3..Работа над новым материалом
-Как описывают зиму мастера слова?
-Определите общее настроение автора. ( Ученики работают с домашними заготовками.)
- С помощью каких языковых средств выразительности создается художественный образ? ( эпитет, метафора, инверсия, гротеск, оксюморон, сравнительный оборот, контекстуальные синонимы, определенные синтаксические конструкции и т.д.) - все это признаки литературно- художественного стиля.
У каждого на парте лежит иллюстрация “зима” .Используя любые средства языковой выразительности, опишите одну из характеристик зимы одним - двумя предложениями (устно или письменно на черновике)
Восторг, радость, ощущение полноты жизни, сказка - такой словесный образ зимы получился у большинства. К словесному образу мы добавим звуковой. Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Февраль”).
-Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. ---Почему?
-Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию зимы? (тревога, тяжесть, холод, озноб, тоска...
Сколько различных, непохожих друг на друга способов описания осенней природы. Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!
Однако для того, чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы , пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определенные навыки описания.
Так же, как в описаниях действий, предметов или событий, при описании состояния природы необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих? Прежде всего в описании окружающей среды часто говорится о состоянии природы. В сочинениях данного типа могут присутствовать средства языковой выразительности такие, как тропы, сравнения, параллелизмы, олицетворения, красочные эпитеты.
Таким образом , мы вплотную подошли к составлению плана. Как у любого сочинения или рассказа, в описании природы должна присутствовать обязательная вводная часть В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения ( пришла зима), а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать свое сочинение вы.
Дальше должно следовать общее описание природы. Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.
План:
1.Вводная часть.
2.Общее описание природы.
3.Частные описания природы:
а)небо;
б) лес;
в) река и т. д.
4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.
5. Вывод.
Словарная работа: туман, темнота, безлюдье, дорога, вся в инее, сказочно необычная веточка ,ощущение покоя , холод , белоснежная и солнечная, пурга и суровый мороз хлещет по лицам, перехлестывает провода.
4.Написание сочинения
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание: доработка начатого в классе сочинения.
Литература:
Раилко н. с. Открытые уроки русскогого языка : 5-8 классы.-Ростов н/Д: Феникс,2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю..Шведовой. М.:Рус.яз.,1987.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.
– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)
– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)
Запись в тетрадь: тип речи - описание .
Стиль речи
- (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?) Художественный жанр - зарисовка.
Наше сочинение состоит из обязательных частей. Каких? (вступление, основная часть, заключение).
В описании эти части называются: ЗАЧИН ,ОСНОВНАЯ, ЧАСТЬ КОНЦОВКА.
В зачине заявляется тема текста, в основной части с помощью микротем раскрывается заявленная тема.
Как мы знаем природа издавна привлекает внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений- рассказов, картин, стихотворений, музыкальных произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера свое вдохновение. К сегодняшнему уроку вы подготовили и разучили стихотворения о зиме.
(Учащиеся рассказывают подготовленные стихотворения о зиме).
3..Работа над новым материалом
-Как описывают зиму мастера слова?
-Определите общее настроение автора. ( Ученики работают с домашними заготовками.)
- С помощью каких языковых средств выразительности создается художественный образ? ( эпитет, метафора, инверсия, гротеск, оксюморон, сравнительный оборот, контекстуальные синонимы, определенные синтаксические конструкции и т.д.) - все это признаки литературно- художественного стиля.
У каждого на парте лежит иллюстрация “зима” .Используя любые средства языковой выразительности, опишите одну из характеристик зимы одним - двумя предложениями (устно или письменно на черновике)
Восторг, радость, ощущение полноты жизни, сказка - такой словесный образ зимы получился у большинства. К словесному образу мы добавим звуковой. Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Февраль”).
-Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. ---Почему?
-Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию зимы? (тревога, тяжесть, холод, озноб, тоска...
Сколько различных, непохожих друг на друга способов описания осенней природы. Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!
Однако для того, чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы , пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определенные навыки описания.
Так же, как в описаниях действий, предметов или событий, при описании состояния природы необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих? Прежде всего в описании окружающей среды часто говорится о состоянии природы. В сочинениях данного типа могут присутствовать средства языковой выразительности такие, как тропы, сравнения, параллелизмы, олицетворения, красочные эпитеты.
Таким образом , мы вплотную подошли к составлению плана. Как у любого сочинения или рассказа, в описании природы должна присутствовать обязательная вводная часть В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения ( пришла зима), а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать свое сочинение вы.
Дальше должно следовать общее описание природы. Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.
План:
1.Вводная часть.
2.Общее описание природы.
3.Частные описания природы:
а)небо;
б) лес;
в) река и т. д.
4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.
5. Вывод.
Словарная работа: туман, темнота, безлюдье, дорога, вся в инее, сказочно необычная веточка ,ощущение покоя , холод , белоснежная и солнечная, пурга и суровый мороз хлещет по лицам, перехлестывает провода.
4.Написание сочинения
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание: доработка начатого в классе сочинения.
Литература:
Раилко н. с. Открытые уроки русскогого языка : 5-8 классы.-Ростов н/Д: Феникс,2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю..Шведовой. М.:Рус.яз.,1987.