Тема урока :Стили речи. 5 класс.
Цель :1.Образовательная:дать понятие стилям речи,уметь отличать их друг от друга.2.Воспитать трудолюбие,взаимопонимание,уважительное отношение друг к другу.3.Развивать речь устную и письменную,память,мышление,внимание.
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Цель. Узнаем что такое стили речи, будем уметь отличать их друг от друга.
3.Новый материал.В русском языке 5 стилей речи,давайте с ними познакомимся.
А!Художественный стиль
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестью забот и треволненья.
Порой опять гармонией упьюсь
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(А.С.Пушкин)
Языковые средства:
1.Эпитет: печально подносит, грусть
2. _________: гармонией упьюсь, блеснет любовь улыбкою прощальной
Б!Научный стиль
Баллистика (от греч. бросать)- наука о движении тел, брошенных в пространстве, основанная на математике и физике. Она занимается, главным образом, исследованием движения снарядов, выпущенных из огнестрельного оружия, ракетных снарядов и баллистических ракет.
Трасология (от французского «след», греческого «учение») – криминалистическое учение о следах, один из центральных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретическое основы и закономерности возникновения следов, отражающих механизм совершения преступления.
Языковые средства:
1.Термины : Баллистика, Трасология
С!Официально – деловой стиль
Знание Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567, нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в областях, соответствующих специализации конкретной должности данной категории, Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Языковые средства:
1. Заимствованы все принципы официальной лексики.
2. Клише: законы, дата указа, номер указа, дата.
Д!Публицистический стиль
Сильный грохот, трясущиеся стены и толчок, будто при землетрясении, - таким экстремальным выдалось вчерашнее утро для жильцов дома № 31 на Бульваре Мира в Караганде. Люди в панике выбежали на улицу. Как выяснилось, в квартире на пятом этаже произошел довольно мощный взрыв: ударной волной разрушило наружную стену и снесло несколько перегородок в соседних жилищах. Пострадали четыре человека.
Языковые средства:1. Текст поставлен на разговорный конструкции
Е!Разговорный стиль
- Алло! Жазира? Здравствуй! Это Зауреш.
-Привет, Зауреш!
-С праздником тебя! Желаю тебе хорошо отдохнуть!
-Спасибо! Тебя также. Я желаю тебе счастья, отличной учебы, много друзей!
- Спасибо! Жазира, ты не знаешь, из каких круп готовят наурыз-коже?
-я точно не знаю. Знаю только, что должно быть 7 видов продуктов.
-Жаль, я хотела сегодня приготовить наурыз-коже.
-Не унывай! Я позвоню бабушке, спрошу и перезвоню тебе. Хорошо?
-Спасибо! Буду ждать твоего звонка. Пока!
Употреблены слова используемые в повседневной жизни.Языковые средства:1. обращение: Алло, Жазира,Зауреш.
4.Закрепление.
А!Работа с учебником.Знакомство с правилом и его разбор.
Б!Выполнение письменных заданий.
5.Домашнее задание.
6.Итог урока.Что нового вы узнали на уроке?Что такое стили речи?Какие стили вы знаете?Чем они отличаются друг от друга,или как их распознать?
7.Рефлексия.