kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития связной речи. Письмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития связной речи ( подготовка к написанию сочинения в жанре письма). Урок развития речи. Можно использовать при подготовке к "Всероссийскому конкурсу сочинений". Подходит для 5-8 классов.Файл соответсвует ФГОС. В уроке рассматриваются правила написания письма, структура письма. Практикум. Написание письма. Посвящено  празднику 9 мая. Письмо ветерану, воевавшему родственнику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития связной речи. Письмо»

ТОГИРРО















Урок развития связной речи

( подготовка к написанию сочинения в жанре письма)

Работа выполнена по курсу:

«Совершенствование профессиональных компетенций

учителя русского языка и литературы

в области методики обучения написанию сочинений

на ступени ООО (5-9 классы)»









Выполнила:

Резанова Мария Степановна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 25 г. Тюмени












Тюмень, 2015


Урок развития речи. Тема: «Эпистолярный стиль в русской литературе. Жанр письма» (подготовка к написанию сочинения в жанре письма)


Цели: 
1. Ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма, с историей развития личного письма как эпистолярного жанра;

2. Повторить особенности написания сочинения-повествования;
3. Закрепить умения определять строение текстов данного типа, составление плана;
4. Лексическая работа.

Оборудование: презентация


Ход урока.

1.Определение темы урока.
Слово учителя.

-Здравствуйте. Совсем недавно мы с вами размышляли о том, что в настоящее время люди пишут гораздо меньше писем, чем раньше.

-Давайте вспомним, какие аргументы мы приводили в доказательства?

-Хорошо ли мы с вами знаем жанр письма? Писали ли вы настоящие письма?

Сегодня у нас урок по развитию речи и мы поговорим про жанр письма, вспомним историю письма, его структуру,  последовательностью его написания.

2. Работа с эпиграфом.

Давайте прочитаем отрывок из «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло. Называется оно         «Первое в мире письмо».

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
Земли вместе с человеком.
Для земли нарисовал он,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине
Звезды в центре – время ночи,
Краской линия прямая.
А волнистые полоски –
Для небес – дуги под ними,
Тучи, дождь и непогода.


  -  Об удивительном изобретении первого письма живо и красочно, будто видел все сам, рассказал американский поэт 19в. Генри Лонгфелло в книге «Песнь о Гайавате». Мудрый вождь индейцев Гайавата придумал, как передать своим потомкам знания. Рисуночное письмо, пиктография - самый ранний способ фиксирования сообщений.

 Обратимся к толковому словарю И.С.Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо».

 - Почему письмо стало необходимым?  (Общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи невозможно)     

-Какие были первые послания? На чем и чем их писали?

- Попробуем расшифровать письмо Гайаваты.

(Трудно, так как написавший придавал своим знакам одно значение, а читающий –другое) 

- О том, как развивалось письмо-послание и почему оно так приглянулось людям, послушайте сообщение.

Сообщение ученика «История развития письма как эпистолярного жанра».
 Изображения в рисуночном письме постепенно упрощались, превращались в символы, знаки. Но и этим знакам многое было не под силу. Как нарисовать такие абстрактные понятия, как «красиво», «грустно», «счастье»? Как передать рисунком имя человека? Знаками стали изображать звуки. Возникло иероглифическое письмо. Затем изобрели буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.  Братья Кирилл и Мефодий во второй половине 10в. составили алфавит для славянских языков. К сожалению, рукописи тех лет не уцелели.

 Письмо с конкретностью адресации и авторством возникло в Древней Греции. Эпистола (в переводе с греческого, «послание» или «переписка») родилась во времена Античности среди великих философов: Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

 Формула «Это – не для письма» уже тогда существовала. В древнегреческом риторическом сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи».

Несмотря на ограничения, людей всех эпох письмо привлекало, так как предрасполагало к разнотемью, свободе и «болтовне». Сочетание новостей, просьб, поручений, расспросов с наблюдениями о мире и человеке до сих пор придает письмам очарование.

   В России в 18в. достиг своего расцвета жанр личного письма. В те времена в ходу   были книги-письмовники, руководства для написания писем, включающие в себя образцы на все случаи жизни. Здесь пропагандировались особые обороты речи, строго  регламентировалась форма обращения к адресату, закрепленная в Табели о рангах, введенной Петром I. Для написания писем необязательно было обладать соответствующим образованием. Достаточно было просто иметь под рукой письмовник.

 Перед вами образец «новогоднего послания от племянника тетушке»: 


Милая тетушка!

Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за искусство которого спешу извиниться, выразить все, что  я чувствую к Вам. Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте, что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме. Слова не значат так много, как поступки, которыми я остараюсь доказать всю глубокую привязанность.   До свидания, Бог даст, до скорого. 

                                                                Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.



Сотни одинаковых писем путешествовали по стране. 
  Письма ХIХв. пишутся более свободно, утратили свою силу письмовники, но полуофициальный характер писем сохраняется.

                                                   

Милостивый государь дедушка Афанасий Николаевич!

Спешу известить Вас о счастии моем и препоручить себя Вашему-отеческому  благорасположению, как мужа бесценной внуки Вашей, Натальи Николаевны.  Долг наш и желание были бы ехать  к Вам в деревню, но мы опасаемся Вас обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение…

 С глубочайшим почтением и искренно сыновней преданностию имею счастье быть, милостивый государь дедушка, Вашим покорнейшим слугой  и внуком.

Александр Пушкин.
   
-
Это пишет А.С.Пушкин 24 февраля 1831 года А.Н.Гончарову, деду Натальи Николаевны.

Письма ХХв., века войн, подвигов и преступлений, великих открытий и перемен, продолжают протоколировать обстоятельства времени и жизни людей, служат призывом и предостережением. Особенности эпохи запечатлены в них.


Основные характеристики письма


Структура письма                                    
                                                                            

            1)Дата.
            2)Приветствие, обращение.
            3)Изложение мыслей.
            4)Заключение, прощание.
            5)Подпись.                                                      



- Определите жанр письма. Ответ обоснуйте (повествование, потому что человек рассказывает о каких-то событиях)

- Кому чаще всего адресуются личные письма?                                          
 (Друзьям, родственникам, родителям)

- Какие мысли и чувства могут передаваться  в личном письме?
(радость, волнение)

 Правила переписки (формулируются совместно с учениками ):

Как вы думаете, существовали ли правила при переписке?(Да)

  • Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Чужие письма читать недьзя.

  • Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 5-7 дней после получения и в вежливой форме.

  • Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.

  • Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от руки; деловое – можно напечатать. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.

  • Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

  • Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо (ты или Вы).

  • Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить.

  • Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись.

  • Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.


Лексическая работа

Адресант, адресат, корреспонденция 


Формула приветствия, употребление.
«Мое почтение» (уважительное общение)
«Добрый день!»
«Здравствуй!»  (в любом общении)
«Привет!»
«Приветик!»
«Салют!»    (дружеское общение)
«Здорово!»   (мужское приветствие)






Формула прощания:
«Всего хорошего!»
«Всего доброго!»(в любой ситуации с оттенком пожелания)
«До встречи!» (когда предполагается встреча)
«Прощайте!» (прощание на длительный срок)

«Счастливо!»
«До свидания» (пишется раздельно)

«Пока!» (употребление хорошо знакомыми людьми)
«Будь!» (грубовато-сниженное, нелитературное)
«Разрешите попрощаться!»
«Разрешите откланяться!» (офиц).


-Что такое личное письмо? Сформулируйте определение.
Личное письмо – это выражение мыслей или переживаний человека, чаще всего по какому-либо одному вопросу, или сообщение каких-либо сведений, интересных  только для автора письма.

Почему люди пишут, свято хранят и передают их из поколения в поколение? Потому что личные письма – это память о прошлом, это забота о  семье, друзьях, это заповеди потомкам. Внимание друг к другу делает нас богаче, чище, счастливей. Близкие – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.
   Вот почему в минуты радости и грусти пишут люди письма родным и любимым.

-Дети, давайте рассмотрим письмо А.Блока матери. Давайте прочитаем все вместе.
                                                                                                    

  1 октября   1906года.


Здравствуй, мама!

  Мама, я сейчас возвратился домой и захотел тебе написать, потому что, когда мы встречаемся, большей частью не говорится ни одного слова, а все только разговоры или споры. Я эти дни очень напряжен, хочу, чтобы это напряжение увеличивалось все больше; больше меня не утомляют чужие люди, напротив, они выдвигают из    меня человека, которого я люблю по-настоящему, все больше, и почти всегда, в  сущности, нахожусь во внутреннем восторге.  Это заставляет меня наружно многое  пропускать; при этом мне кажется, что ты на меня смотришь вопросительно – очень  часто.

   Я хочу, чтобы  ты всегда определенно знала, что я ни минуты не перестаю тебя любить по-настоящему. Также, не знаю, по-настоящему ли, но наверно, я люблю Франциска и тетю. Относительно Любы я наверно знаю, что она тебя любит , она об этом говорит мне иногда просто.

  Кроме того, я теперь окончательно чувствую, что, когда начинаются родственники  всех остальных калибров, а также всякие знакомые, и офицеры вообще,- то моя  душа их выбрасывает из себя органически. Все они не только не могут, но и не  смеют знать, кто я.

  Крепко обнимаю тебя. Я часто хочу, чтобы ты пришла, когда ты не приходишь. Не мешаешь.

                                                                                                         Сашинька, или Саша.

                                 
Р.S.Негодник Крабка вовсе не умирал, я его люблю по-настоящему.
 

- О чем пишет автор письма? Какова основная мысль содержания? (А.Блок пишет о своем  настроении, говорит о кровном и духовном единстве с близкими родственниками, признается матери в любви. Основная мысль – семья-это самое важное и ценное в жизни.)

- Каков настрой письма?  (Эмоциональный, взволнованный, откровенный, непринужденный.)
- Чем обусловлена искренность письма?  (Адресат – близкий человек.)
- Раскрывается ли в письме внутренний мир автора?
 (Видим, что автор письма – человек интеллигентный, сильный, способный глубоко чувствовать, верно любить.)


«Письмо моему герою»

- Мы с вами уже рассказывали об истории вашей семьи в ВОВ.

Дома необходимо будет написать личное письмо своему родственнику, который был участником ВОВ.

Обращаться нужно не ко времени ВОВ, а так, если бы адресат мог прочитать его сегодня.

Неотправленное письмо.

- Мы с вами уже рассказывали об истории вашей семьи в ВОВ.

О чем же мы можем написать своему родственнику?

(о том, как мы узнавали о его жизни, беседовали с родственниками, искали семейные реликвии времен ВОВ)

Что бы мы ему рассказали о своей жизни? Что бы хотели сказать, о чем спросить, за что поблагодарить?

Какие чувства вы испытываете после того, как узнали историю «своего героя». Представите на миг, что ваш герой жив, напишите письмо, мысленно побеседуйте о тех тяготах войны, которые пришлось ему пережить, а также расскажите, чем живет молодое поколение.

Повторение сведений о письме.
  - Назовите виды писем.
 (Деловые, личные, предназначенные для печати, поздравительные)
   - Кому могут быть адресованы письма?
(Семье, учителю, друзьям, чиновникам, президенту, ветеранам, землякам)
  - О чем можно писать в письме?

 (О делах, увлечениях, чувствах; можно поделиться мыслями о кино, животных; можно выразить  свое мнение по какой-либо проблеме)

-Какие знаете формы передачи писем? (Информацию можно передать по телефону, с помощью факса, компьютера, можно отправить письмо по почте)

- В каких  произведениях литературы вы встречали письма? (А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», С.Есенин «Письмо матери»)

- Продолжи фразу:

В правом верхнем углу письма должна быть поставлена … 

Обращение обычно пишут …
В конце письма следует …
Поля оставлять …
Почерк должен быть …
Писать карандашом …
Бумага должна быть…
Чистый конверт подписывать надо …

                                             
Домашнее задание.

  Сегодня на уроке говорилось об истории возникновения и развития личного письма.         Прочитано несколько ярких писем. Разобраны все этапы написания личного письма.
Дома необходимо будет написать «Письмо моему герою». Представите на миг, что ваш герой жив, напишите письмо, мысленно побеседуйте о тех тяготах войны, которые пришлось ему пережить, а также расскажите, чем живет молодое поколение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития связной речи. Письмо

Автор: Резанова Мария Степановна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Консультация для педагогов на тему: «Развитие связной речи детей с использованием сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_ispolzovani"
    ["file_id"] => string(6) "612731"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662658661"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Буквы Пп  Пп  Развитие связной речи « Как мы пили кумыс» "
    ["seo_title"] => string(55) "bukvy-pp-pp-razvitiie-sviaznoi-riechi-kak-my-pili-kumys"
    ["file_id"] => string(6) "167858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423146219"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Конспект урока на тему:  "Письмо  строчной буквы «п» (пэ), слогов, слов с ней. Развитие связной речи. Закрепление понятия о языке сказок""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pis-mo-strochnoi-bukvy-p-pe-sloghov-slov-s-niei-razvitiie-sviaznoi-riechi-zakrieplieniie-poniatiia-o-iazykie-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "300745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456774624"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока делового и творческого письма по теме: "Развитие связной речи. Сочинение сценария мультфильма""
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-dielovogho-i-tvorchieskogho-pis-ma-po-tiemie-razvitiie-sviaznoi-riechi-sochinieniie-stsienariia-mul-tfil-ma"
    ["file_id"] => string(6) "190891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427224533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства