Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном мире. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Связная речь – это композиционно и грамматически оформленное, законченное, развернутое, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.Сказка активнее других средств развивает речь и мышление детей, вследствие чего её следует широко использовать в учебно-воспитательном процессе, исходя из особенностей дошкольников. Сказка помогает решать проблемы социализации дошкольника, способствуют развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Так, обучение пересказу литературных произведений в целях формирования умения строить связное высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень эмоционального, умственного, эстетического развития младшего школьника. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации и выразительности. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемывнесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.О сказках и их роли положительно отзывался В.Г. Белинский: «Дитя не любит отвлечённых идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы, — и посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что это доказывает? — потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии, которые находят для себя удовлетворение пока ещё только в одном чрезвычайном, отличающемся неопределённостью идеи и яркостью красок.»Знакомство человека со сказкой должно начинаться с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве родители прививают любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные -герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок.Существует большое количество видов сказок: о животных, о взаимодействии людей и животных, притчи, бытовые, страшилки, заветные, волшебные и другие.У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им. А с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.При подборе материала для работы с детьми, необходимо стараться руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.Работа со сказкой строится следующим образом:1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия появились стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жалко колобка, хотя, что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из основных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае поговорить о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так именуемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно – это означает научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только лишь воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход рассказа, выдумывать разные концовки, вводить неожиданные ситуации, соединять несколько сюжетов в один и так далее. Нетрадиционный подход дает и педагогу, и ребенку возможность уяснить, что в сказке либо в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, хотя не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все возможно сделать лучше, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим лозунгом для ребенка. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание только на отдельные составляющие из целой гаммы добрых чувств: либо на сопереживание, либо на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: - учит детей сравнивать, сопоставлять; - формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; - ставит ребенка на место положительного либо отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора своей позиции; - упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание поступкам и действиям героев. Особое внимание уделяется на развитие ребенка до такого уровня воображения и мышления, который может помочь ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неподражаемой, необычной. Детям предлагается в первый раз отступить от стереотипов и изобрести новую сказку либо некий ее эпизод. Трудно опровергать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, могут помочь верно, строить диалоги, оказывают влияние на развитие связной речи. Но кроме этих всех, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь чувственной, образной, красивой. Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных российских и зарубежных специалистов по психологии (А. Запорожец, Л-т Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сконструировать вопрос считается одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, на протяжении дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо сложнее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, потребуется специальное обучение. В этом плане огромное значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л. Б. Фесюкова [4] предлагает применять следующие приемы: - срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и необходимо переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; - составить довольно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Общеизвестно также, что составляющие лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В связи с этим очень важно не только лишь научить ребенка устно сочинять, но и продемонстрировать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, согласно мнению Л. Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, недлинные письма [4]. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такового общения. Берем, например, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще срочную. И совместно с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, потом совместно читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко воспринимает отличительные черты устной и письменной речи, в особенности при таком постоянном своем участии. До недавнего времени считалось, что дошкольникам трудно понять переносное значение фразеологизмов и поговорок. Но исследования Ф. Сохина и прочих авторов проявили несостоятельность данного тезиса. Чтобы посодействовать, детям уяснить идею сказки и переносный значение форм малого фольклора, Л. Б. Фесюкова предлагает к произведению выбирать фразеологизмы и пословицы и совместно с детьми обсуждать содержание любой из них, тем помогая ребенку запоминать поговорки, учиться использовать их к месту, более четко уяснять. Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, необходимо: - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и вмести с этим смешное слово; - разобрать слова с одинаковым написанием, но в разных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а иногда разный контекст (собачий хвост – собачий характер); - разъяснить этимологию слова; - произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. Благодаря ей возможно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. При помощи сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.