Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе по теме «Повествование как тип речи».»
Урок развития речи в 5 классе по теме «Повествование как тип речи».
Цель: познакомить со структурой повествовательного текста; научить составлять и анализировать повествовательный текст.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Фронтальное повторение.
1. Зачем нам нужен язык?
2. Есть ли разница между языком и речью?
3. В чем смысл изучения языка?
4. Какие формы речи вы знаете?
5. На какие типы речи подразделяется речь?
Работа в тетрадях.
1.Выделить корень в слове «повествовать» и подобрать однокоренные слова.
2.Подобрать и записать синонимы к слову «повествовать».
3.Составим и запишем предложение с одним из синонимов. Синтаксический разбор предложения.
Работа над повествовательным текстом.
Итак, приступим к работе над повествованием, постараемся увидеть его основные особенности. Для образца возьмем сказку «Курочка ряба». Докажите, что это текст.
Посмотрим на него глазами лингвистов. Если бы вы хотели сфотографировать происходящее, сколько бы снимков у вас получилось?
Вывод: В повествовании мир дан в динамике – главная особенность этого типа речи.
-Какой вопрос можно задать к тексту?
-Давайте выделим эти действия. С помощью каких слов они передаются? -К какой части речи относятся эти слова?
Работа со схемой текста – повествования, данной в учебнике.
Закрепление.
Упр.131
-Прочитаем текст. Как мы его озаглавим?
-К какому стили речи можно отнести данный текст?
-Назовите жанр, укажите тему, основную мысль
- От какого лица ведется повествование?
-Назовите основные действия и порядок их указания. Запищите эти слова.
-Выделим основные части текста, озаглавим их (составим план).
-Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст.
-Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
-Какие языковые средства использует автор?
Работа по редактированию текстов, предложенных учителем.
Взяв лыжи. Мы отправились за город. На электричке мы доехали до станции Ильинская. Затем мы долго шли по лесу на лыжах. И вот мы попали на большую поляну.
-Найдите речевой недочет. Чего не учел ученик?
-Улучшите текст, объяснив правку.
В сентябре я начал заниматься плаванием в детской спортивной школе. Плавать я тогда еще не умел. Скоро я уже овладел многими стилями: брассом, кролем, баттерфляем. Через несколько месяцев я участвовал в соревновании.
- Перед вами сочинение ученика 5 класса «Как я учился плавать». Раскрыта ли в нем тема?
- Какой части в сочинении не достает?
- Укажите действия, из которых складывается обучение плаванию.
Слова учителя.
Тексты повествовательного типа встречаются очень широко во всех стилях речи.
-Какие стили, кроме художественного, вы знаете?
Но для нас с вами чаще всего они встречаются в стиле художественном. Мы читаем басни, сказки, легенды – это все жанры художественной литературы. Вы встречаетесь с повествовательными текстами и в научной литературе( история, география, теоретические сведения по русскому языку), официально – деловом стиле. Общее представление о стилях речи вы уже имеете. Сейчас попробуем создать повествовательные тексты разных стилей.
Работа в группах.
Пользуясь схемой построения повествовательного текста создать свои тексты.
1 группа – «Историки» - Создать повествовательный мини – текст на тему «Жизнь первобытных людей».
2 группа - «Чиновники» - Повествовательный текст официально – делового стиля «Инструкция для дежурного по классу».
3 группа – «Писатели» - Повествовательный текст повествовательного характера на тему «Наш новогодний бал».