Изучение нового материала Словарная работа - ребята, как вы понимаете слово РАССУЖДЕНИЕ? - где можно узнать значение непонятного слова? - …, найдите в словаре слово и прочитайте его значение - учимся говорить слово правильно, читайте (слово написано на доске): рас сужд ени сужд-ени-е рассуждение - как вы думаете, когда мы рассуждаем? -откройте справочники, продолжим работать с таблицей «Типы текста» Слово учителя - текст-рассуждение состоит из трёх частей (на доске вывешивает таблички, объясняет значение слов, таблица 1): Тезис (=вступление) Доказательства (=основная часть) Вывод (=заключение) Работа с образцом текста-рассуждения - ребята, прочитайте текст Николая Ивановича Сладкова (слайд 1 - портрет писателя, тексты на партах) Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько и загадок. Диалог по тексту - спросите, что было непонятно? Объясните значение слов: следопыт, сыч, куница (слайды 2,3,4) - определите тему, главную мысль текста. - какой вопрос задаёт Н.И. Сладков? - ответить на этот вопрос поможет текст-рассуждение. - на сколько частей можно разделить текст? - прочитайте вступление. - почему автор говорит «Каждое дупло в лесу - загадка»? подберите однокоренные слова к слову ЗАГАДКА. - как называется эта часть текста? - прочитайте основную часть. Как Сладков рассуждает, доказывает тезис? - почему дупло-ночлежка? Почему дупло-кладовая? Почему дупло-спальня? - какой вопрос я задавала? - верно, ПОЧЕМУ? (на доске вывешивается табличка) - как называется основная часть текста? - какой вывод делает автор текста? Что из этого следует? - ответил писатель на свой вопрос? |