kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 5 классе Тема урока: «Текст - рассуждение». Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения. Задачи Образовательные: ? формировать умение анализировать текст (определять тему, главную мысль текста, делить на части); ? познакомить со структурой теста-рассуждения; ? научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод. Коррекционно-развивающие: ? развивать внимание, логическое мышление, память учащихся; ? развивать слуховое и зрительное восприятие, формировать произношение; ? совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас. Воспитательные: ? воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность. Оборудование: ? Справочники ? Компьютерная презентация ? Толковые словари ? Таблички, тексты Ход урока 1. Организационный момент (речевая зарядка, актуализация знаний) - кто дежурит сегодня? - … задай ребятам вопросы. - слушаем, говорим хорошо (развитие слухового восприятия, слова и фразы предлагаются за экраном на слух): текст, несколько предложений, связаны по смыслу, тема текста, главная мысль, заголовок, вступление, основная мысль, заключение - …, назови типы текста, которые мы изучали - …, назови особенности текста-повествования - …, расскажи, что такое текст-описание - узнайте у меня тему урока - тема урока «ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ» (на доску вывешивает табличку) 2. Изучение нового материала Словарная работа - ребята, как вы понимаете слово РАССУЖДЕНИЕ? - где можно узнать значение непонятного слова? - …, найдите в словаре слово и прочитайте его значение - учимся говорить слово правильно, читайте (слово написано на доске): рас сужд ени сужд-ени-е рассуждение - как вы думаете, когда мы рассуждаем? -откройте справочники, продолжим работать с таблицей «Типы текста» Слово учителя - текст-рассуждение состоит из трёх частей (на доске вывешивает таблички, объясняет значение слов, таблица 1): 1. Тезис (=вступление) 2. Доказательства (=основная часть) 3. Вывод (=заключение) Работа с образцом текста-рассуждения - ребята, прочитайте текст Николая Ивановича Сладкова (слайд 1 - портрет писателя, тексты на партах) Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько и загадок. Диалог по тексту - спросите, что было непонятно? Объясните значение слов: следопыт, сыч, куница (слайды 2,3,4) - определите тему, главную мысль текста. - какой вопрос задаёт Н.И. Сладков? - ответить на этот вопрос поможет текст-рассуждение. - на сколько частей можно разделить текст? - прочитайте вступление. - почему автор говорит «Каждое дупло в лесу - загадка»? подберите однокоренные слова к слову ЗАГАДКА. - как называется эта часть текста? - прочитайте основную часть. Как Сладков рассуждает, доказывает тезис? - почему дупло-ночлежка? Почему дупло-кладовая? Почему дупло-спальня? - какой вопрос я задавала? - верно, ПОЧЕМУ? (на доске вывешивается табличка) - как называется основная часть текста? - какой вывод делает автор текста? Что из этого следует? - ответил писатель на свой вопрос? 3. Подведение итогов, оценка работы. - над какой темой мы работали на уроке? - как строится текст-рассуждение? - какой вопрос мы можем поставить в тексте-рассуждении? - назовите отличие текста-рассуждения от текста-описания и текста-повествования - оцените работу друг друга На следующем уроке идёт языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения. В заключение отметим, что анализ готового образца это начальный этап в работе по созданию текстов-рассуждений. Именно образец познакомит воспитанников с законами построения данного вида высказываний, научит видеть те языковые средства и конструкции, которые характерны для определённого типа речи, что в дальнейшем облегчит самостоятельную работу по созданию текстов-рассуждений. Таблица 1 Текст-рассуждение I. Тезис Почему? II. Доказательства Что из этого следует? III. Вывод Таблица 2 Опорный словарь Я думаю Я считаю Мне кажется На мой взгляд По-моему Так как Потому что Следовательно Значит Таким образом Поэтому В тексте говорится, сообщается о признаках (действиях) предмета, объясняется, доказывается, что … В тексте указываются, называются, приводятся, даются признаки предмета (действия, доказательства того, что …) Автор описывает предмет, говорит, сообщает о признаках предмета … Автор повествует о предмете, рассказывает о его действиях Автор доказывает, объясняет, подводит итог, делает вывод … Литература 1. Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. – М., 1982. 2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. 5-7 классы. - М., 1991. 3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975. 4. Львов М.Р. Методика развития речи. – М., 1985. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М., 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" »



Конспект урока развития речи в 5 классе

Тема урока: «Текст - рассуждение».

Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения.

Задачи

Образовательные:

  • формировать умение анализировать текст (определять тему, главную мысль текста, делить на части);

  • познакомить со структурой теста-рассуждения;

  • научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод.

Коррекционно-развивающие:

    • развивать внимание, логическое мышление, память учащихся;

    • развивать слуховое и зрительное восприятие, формировать произношение;

    • совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, активность, самостоятельность.

Оборудование:

  • Справочники

  • Компьютерная презентация

  • Толковые словари

  • Таблички, тексты

Ход урока

  1. Организационный момент (речевая зарядка, актуализация знаний)

- кто дежурит сегодня?

- … задай ребятам вопросы.

- слушаем, говорим хорошо (развитие слухового восприятия, слова и фразы предлагаются за экраном на слух):

текст, несколько предложений, связаны по смыслу, тема текста, главная мысль, заголовок, вступление, основная мысль, заключение

- …, назови типы текста, которые мы изучали

- …, назови особенности текста-повествования

- …, расскажи, что такое текст-описание

- узнайте у меня тему урока

- тема урока «ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ» (на доску вывешивает табличку)

  1. Изучение нового материала

Словарная работа

- ребята, как вы понимаете слово РАССУЖДЕНИЕ?

- где можно узнать значение непонятного слова?

- …, найдите в словаре слово и прочитайте его значение

- учимся говорить слово правильно, читайте (слово написано на доске):

рас

сужд

ени

сужд-ени-е

рассуждение

- как вы думаете, когда мы рассуждаем?

-откройте справочники, продолжим работать с таблицей «Типы текста»

Слово учителя

- текст-рассуждение состоит из трёх частей (на доске вывешивает таблички, объясняет значение слов, таблица 1):

  1. Тезис (=вступление)

  2. Доказательства (=основная часть)

  3. Вывод (=заключение)

Работа с образцом текста-рассуждения

- ребята, прочитайте текст Николая Ивановича Сладкова (слайд 1 - портрет писателя, тексты на партах)

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт.

Сколько дупел, столько и загадок.

Диалог по тексту

- спросите, что было непонятно? Объясните значение слов: следопыт, сыч, куница (слайды 2,3,4)

- определите тему, главную мысль текста.

- какой вопрос задаёт Н.И. Сладков?

- ответить на этот вопрос поможет текст-рассуждение.

- на сколько частей можно разделить текст?

- прочитайте вступление.

- почему автор говорит «Каждое дупло в лесу - загадка»?

подберите однокоренные слова к слову ЗАГАДКА.

- как называется эта часть текста?

- прочитайте основную часть. Как Сладков рассуждает, доказывает тезис?

- почему дупло-ночлежка? Почему дупло-кладовая? Почему дупло-спальня?

- какой вопрос я задавала?

- верно, ПОЧЕМУ? (на доске вывешивается табличка)

- как называется основная часть текста?

- какой вывод делает автор текста? Что из этого следует?

- ответил писатель на свой вопрос?

3. Подведение итогов, оценка работы.

- над какой темой мы работали на уроке?

- как строится текст-рассуждение?

- какой вопрос мы можем поставить в тексте-рассуждении?

- назовите отличие текста-рассуждения от текста-описания и текста-повествования

- оцените работу друг друга


На следующем уроке идёт языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения.

В заключение отметим, что анализ готового образца это начальный этап в работе по созданию текстов-рассуждений. Именно образец познакомит воспитанников с законами построения данного вида высказываний, научит видеть те языковые средства и конструкции, которые характерны для определённого типа речи, что в дальнейшем облегчит самостоятельную работу по созданию текстов-рассуждений.

Таблица 1

Текст-рассуждение

I. Тезис

Почему?

II. Доказательства

Что из этого следует?

III. Вывод


Таблица 2

Опорный словарь

Я думаю

Я считаю

Мне кажется

На мой взгляд

По-моему

Так как

Потому что

Следовательно

Значит

Таким образом

Поэтому

В тексте говорится, сообщается о признаках (действиях) предмета, объясняется, доказывается, что …

В тексте указываются, называются, приводятся, даются признаки предмета (действия, доказательства того, что …)

Автор описывает предмет, говорит, сообщает о признаках предмета …

Автор повествует о предмете, рассказывает о его действиях

Автор доказывает, объясняет, подводит итог, делает вывод …


Литература

  1. Колтуненко И.В., Носкова Л.П. Обучение русскому языку в 5-7 классах школы глухих. – М., 1982.

  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. 5-7 классы. - М., 1991.

  3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

  4. Львов М.Р. Методика развития речи. – М., 1985.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. – М., 2005.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение"

Автор: Голубева Алла Альбертовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства