kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Автор урока: Казначеева Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МКОУ «Котовская ООШ» Пристенского района Курской области

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Тип урока: Урок развития речи

Цель урока:

Образовательная

  1. Продолжить формирование умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, индивидуальные пакеты с материалами для подготовки к сочинению, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, презентация.

(слайд 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Эпиграф к уроку:(слайд 3). Обсуждение.

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М.Горький

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

- Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

- Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.) (слайд 4)

  1. Актуализация знаний:(слайды 5-8) задания на повторение изученного по морфологии и орфографии.

  2. Сведения об авторе:(слайды 9-10)

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе картины, то есть о художнике.

- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. К удивлению, о художнице не так много известно. Но кое-что всё же удалось найти. А познакомит нас с творчеством художницы Сойников Виктор.

- Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения. Пометьте их вкратце в своем бланке для сбора материала.

  1. Рассматривание картины: (слайд 11)

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить. Давайте посмотрим на неё.

Ребята рассматривают картину, на фоне музыки П.И.Чайковского (Июнь: «Баркарола» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Игоря Брумера в исполнении заранее подготовленного ученика.:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

Слово учителя о картине: Самое интересное здесь-то, что это картина в картине. Мы рассматриваем картину художника Сыромятниковой , а ребята-герои этого полотна- смотрят на картину неизвестного нам художника. Причем мы этой картины не видим.Мы можем только догадываться, что же изобразил на ней художник.

Может быть, это пейзаж, который виден из окна: белоствольные березки и темный лес вдали? Может это натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе? А может художник нарисовал и самих- непоседливых мальчишек? Мальчики заглядывают в открытое окно мастерской. Наверное они живут по соседству и давно интересуются, как работает художник. На лицах их написаны любопытство и живой интерес. Старший мальчик больше смотрит на картину, а младшего привлекает сама обстановка мастерской.

Мальчики рады и горды, что приобщились к тайне. Ведь настоящее мастерство-это всегда тайна.

  1. Беседа по картине:(слайд 12)

Анализ картины по вопросам:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина).

2. Кто и что изображены?

3. Основные микротемы картины.

4. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

5. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

6. Настроение, вызываемое этим произведением.

(Вопросы продублированы в бланках подготовки)

Обсуждение картины, устная словарная работа. (слайды 13-14)

  1. Физминутка (слайд 15)

  2. Подготовительные упражнения:

1.Словарно-орфографическая работа.(слайд 16)

Впишите в слова пропущенные буквы:

Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен,

м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.

2. Рассмотрите внимательно картину, выберите подходящую фразу и продолжите предложение на тему этой картины.(слайд 17)

Художник (живописец, автор) обратился...

к какому-либо изображению…

к какому-либо эпизоду…

к какой-либо сказке…

3. Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем, размер).(слайд 18) Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем отрывок текста (воспользуйтесь словариком синонимов и дидактическим материалом «Значение изобразительно-выразительных средств»).

На картине изображен … (какой?)... (название предмета).

Герои картины — мальчики (ребята). Старший … (какой?). Младший парнишка … (какой?)

4.Опишите предметы на переднем плане картины, справа, слева, на заднем плане.(слайд 19)

На переднем плане справа расположен…

Слева изображен…

Задний план занимает…

Вдалеке открывается...

5. Выразите своё отношение к герою, к картине. (слайд 20) Опишите чувства, которые вызывает у вас картина (воспользуйтесь словарем настроений и чувств).

Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…

Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

  1. Самостоятельное составление плана по схеме: (слайд 21)

1. Вступление.

2. Основная часть-описание картины:

а) передний план;

б) задний план;

в) слева;

г) справа;

3. Заключение, вывод.

Не забывайте, что перед вами схема. Вы же при составлении плана должны озаглавить каждый пункт (1, 2, 3) сами.

Обучающиеся работают самостоятельно, затем 1-2 плана по желанию ребят зачитываются и вкратце обсуждаются

  1. Возвращение к эпиграфу урока. (слайд 22)

Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

  1. Рефлексия. (слайд 23)

  2. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания: написать сочинение на черновике.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Интернет-источники: 

  3. Текст стихотворения Игоря Брумера: http://www.stihi.ru/2009/02/18/5905 

  4. Данные о художнике: http://oriolablog.ru/sochinenie-po-kartine-e-v-syromyatnikova-pervye-zriteli

  5. Физминутка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители"" »

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Автор урока: Казначеева Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МКОУ «Котовская ООШ» Пристенского района Курской области

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Тип урока: Урок развития речи

Цель урока:

Образовательная

  1. Продолжить формирование умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике, индивидуальные пакеты с материалами для подготовки к сочинению, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, презентация.



(слайд 1)

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Эпиграф к уроку:(слайд 3). Обсуждение.

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М.Горький

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Картина, по которой мы будем работать, называется «Первые зрители».

- Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

- Работа нам предстоит серьезная, но уже знакомая. Давайте вспомним, чем мы занимались раньше, описывая картины, и поставим перед собой цели. (Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования и т.д.) (слайд 4)

  1. Актуализация знаний:(слайды 5-8) задания на повторение изученного по морфологии и орфографии.

  2. Сведения об авторе:(слайды 9-10)

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе картины, то есть о художнике.

- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. К удивлению, о художнице не так много известно. Но кое-что всё же удалось найти. А познакомит нас с творчеством художницы Сойников Виктор.

- Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения. Пометьте их вкратце в своем бланке для сбора материала.

  1. Рассматривание картины: (слайд 11)

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить. Давайте посмотрим на неё.

Ребята рассматривают картину, на фоне музыки П.И.Чайковского (Июнь: «Баркарола» из цикла «Времена года») звучит стихотворение Игоря Брумера в исполнении заранее подготовленного ученика.:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

Слово учителя о картине: Самое интересное здесь-то, что это картина в картине. Мы рассматриваем картину художника Сыромятниковой , а ребята-герои этого полотна- смотрят на картину неизвестного нам художника. Причем мы этой картины не видим.Мы можем только догадываться, что же изобразил на ней художник.

Может быть, это пейзаж, который виден из окна: белоствольные березки и темный лес вдали? Может это натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе? А может художник нарисовал и самих- непоседливых мальчишек? Мальчики заглядывают в открытое окно мастерской. Наверное они живут по соседству и давно интересуются, как работает художник. На лицах их написаны любопытство и живой интерес. Старший мальчик больше смотрит на картину, а младшего привлекает сама обстановка мастерской.

Мальчики рады и горды, что приобщились к тайне. Ведь настоящее мастерство-это всегда тайна.

  1. Беседа по картине:(слайд 12)

Анализ картины по вопросам:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина).

2. Кто и что изображены?

3. Основные микротемы картины.

4. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

5. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

6. Настроение, вызываемое этим произведением.

(Вопросы продублированы в бланках подготовки)

Обсуждение картины, устная словарная работа. (слайды 13-14)



  1. Физминутка (слайд 15)

  2. Подготовительные упражнения:

1.Словарно-орфографическая работа.(слайд 16)

Впишите в слова пропущенные буквы:

Жив..пись, п..йзаж, пр..изведение иску(?)тва, из.. бражен,

м..льберт, п..драмник, п..литра, к..л..рит, восх.. тительный, заворожё(?)ый, п..ражённый.


2. Рассмотрите внимательно картину, выберите подходящую фразу и продолжите предложение на тему этой картины.(слайд 17)

Художник (живописец, автор) обратился...

к какому-либо изображению…

к какому-либо эпизоду…

к какой-либо сказке…

3. Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем, размер).(слайд 18) Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем отрывок текста (воспользуйтесь словариком синонимов и дидактическим материалом «Значение изобразительно-выразительных средств»).

На картине изображен … (какой?)... (название предмета).

Герои картины — мальчики (ребята). Старший … (какой?). Младший парнишка … (какой?)

4.Опишите предметы на переднем плане картины, справа, слева, на заднем плане.(слайд 19)

На переднем плане справа расположен…

Слева изображен…

Задний план занимает…

Вдалеке открывается...



5. Выразите своё отношение к герою, к картине. (слайд 20) Опишите чувства, которые вызывает у вас картина (воспользуйтесь словарем настроений и чувств).

Художник (живописец, автор) добивается … (какого?) настроения…

Чем? (яркостью красок, выбором палитры, четкостью деталей …)

  1. Самостоятельное составление плана по схеме: (слайд 21)

1. Вступление.

2. Основная часть-описание картины:

а) передний план;

б) задний план;

в) слева;

г) справа;

3. Заключение, вывод.

Не забывайте, что перед вами схема. Вы же при составлении плана должны озаглавить каждый пункт (1, 2, 3) сами.

Обучающиеся работают самостоятельно, затем 1-2 плана по желанию ребят зачитываются и вкратце обсуждаются

  1. Возвращение к эпиграфу урока. (слайд 22)

Итак, мы возвращаемся к нашему эпиграфу. Как вы считаете, достигли ли мы своих целей? Можем ли мы ответить на три вопроса: что писать, как писать и для чего писать?

  1. Рефлексия. (слайд 23)

  2. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания: написать сочинение на черновике.


Список использованной литературы:

  1. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Интернет-источники:

  1. Текст стихотворения Игоря Брумера: http://www.stihi.ru/2009/02/18/5905 

  2. Данные о художнике: http://oriolablog.ru/sochinenie-po-kartine-e-v-syromyatnikova-pervye-zriteli

  3. Физминутка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казначеева Оксана Анатольевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства