Конспект урока развития речи в 5 классе
на тему «Повествовать – значит рассказывать»
Цель урока:
Создать условия для знакомства с типом речи «повествование»
Задачи урока:
- Повторить изученный материал по теме «Типы речи»
- Продолжить работу над формированием умения составлять план текста
- Познакомиться с признаками повествования в ходе самостоятельного исследования текста
Ход урока
- «Разминка»: игра в «3-ий лишний».
На доске в столбик записаны слова: описание, тема, рассуждение. Учащиеся заменяют лишнее слово «тема» словом «повествование», тем самым узнают и формулируют тему урока и задачи на нем. (Работу можно провести в парах).
- Игра «Продолжи и дай название»
На доске ряд слов: научный, официально-деловой,…
Учащиеся дополняют ряд словами «публицистический», «художественной литературы», «разговорный» и дают название «Стили речи».
- Обобщение учителя и задание детям составить небольшой терминологический диктант на тему «Текст». Учащиеся (можно в паре или небольшой группе) записывают слова, устно объясняя значение каждого термина. Письменно объясняют трудные орфограммы.
Речь ( сущ. ж.рода 3 склонения), текст, тема, основная мысль, план, абзац, стили речи: публицистический, научный, деловой, художественной литературы, разговорный, описание, рассуждение, повествование.
- Главное слово урока – повествование, рассказ. Проводим разбор слова по составу, подбираем однокоренные слова и выясняем значение: повествовать – значит поведать о чем-либо.
- Работа с текстом В. Хмельницкого «Дождь в лесу» (Приложение).
- Учитель читает текст
- Несколько вопросов на восприятие: «Заинтересовал ли вас текст?», «Что привлекло ваше внимание?»
- Задание учащимся: нарисуйте то, о чем услышали. (учащиеся в группе делают несколько рисунков на листах А4)
- Можно ли, пользуясь рисунками, пересказать текст? Подумайте и дайте аргументированный ответ (отвечают, обсудив в группах)
- Текст понравился. Хорошо бы и нам научиться так понятно и выразительно говорить. Попробуем провести маленькое исследование, которое поможет нам в этом. Учитель дает задания группам.
1 гр. – докажите, что перед нами текст, найдите все признаки текста.
2 гр. – поделите текст на части и озаглавьте их.
3 гр. - попробуйте определить, чем данный текст отличается от описания и рассуждения, как он построен, слов какой части речи в нем больше всего.
- Предъявление результатов работы и обсуждение их. Особое внимание уделяется исследованию, проделанному 3-ей группой. По итогам обсуждения делаем записи в тетрадях «Признаки повествования» (Приложение)
- Закрепление: в паре проговариваем тезисы с опорой на записи в тетради.
- Выразительное чтение текста учащимися. Все ли нам понятно в этой сказке? Какие вопросы вы бы задали? Понятен ли вам подтекст? (Учащиеся задают вопросы, учитель записывает их на доске, обобщает).
- Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):
- В группе нарисовать кадры возможного диафильма и сделать подписи к ним.
- Ответить на вопрос «Почему крот в конце сказки «грустно прислушивался к стуку капель по крыше?»
- Письменно описать одного из героев сказки
Приложение 1
Дождь в лесу
Все мокли под дождем.
У сиреневой бабочки промокли крылья, зеленый кузнечик озяб и позеленел еще больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.
И только кроту все было нипочем: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.
Вдруг в лесу появились лягушки! Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.
- Как хорошо – ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно – ох! Как интересно – ух! Как здорово – бух!
Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.
А громче всех – волк!
Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше…
В. Хмельницкий
Приложение 2
Признаки повествования:
1.Отвечает на вопрос «Что произошло?»
2.Есть действующие лица, последовательность сменяющих друг друга действий.
3.В композиции рассказа выделяется вступление (с кем все произощло, когда, где), основная часть ( само действие), заключение (результат, может быть раздумье автора).
4.Главную роль играют глаголы в определенном времени и виде.