kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 5 классе

на тему «Повествовать – значит рассказывать»

Цель урока:

Создать условия для  знакомства с типом речи «повествование»

Задачи урока:

  • Повторить изученный материал по теме «Типы речи»
  • Продолжить работу над  формированием умения составлять  план текста
  • Познакомиться с признаками повествования в ходе самостоятельного исследования текста

Ход урока

  1. «Разминка»: игра в «3-ий лишний».

На доске в столбик записаны слова: описание, тема, рассуждение.  Учащиеся заменяют  лишнее слово «тема» словом «повествование», тем самым узнают и формулируют тему урока и задачи на нем. (Работу можно провести в парах).

  1. Игра «Продолжи и дай название»

На доске ряд слов: научный, официально-деловой,…

Учащиеся дополняют ряд словами «публицистический», «художественной  литературы», «разговорный» и дают название «Стили речи».

  1. Обобщение учителя и задание детям составить небольшой терминологический диктант на тему «Текст». Учащиеся  (можно в паре или небольшой группе) записывают слова, устно объясняя значение каждого термина. Письменно объясняют трудные орфограммы.

Речь ( сущ. ж.рода 3 склонения), текст, тема, основная мысль, план, абзац, стили речи: публицистический, научный, деловой, художественной литературы, разговорный, описание, рассуждение, повествование.

  1. Главное слово урока – повествование, рассказ. Проводим разбор слова по составу, подбираем однокоренные слова и выясняем значение: повествовать – значит поведать о чем-либо.
  2. Работа с текстом  В. Хмельницкого «Дождь в лесу» (Приложение).
  • Учитель читает текст
  • Несколько вопросов на восприятие: «Заинтересовал ли вас текст?», «Что привлекло ваше внимание?»
  • Задание учащимся: нарисуйте то, о чем услышали. (учащиеся в группе делают несколько рисунков на листах А4)
  • Можно ли, пользуясь рисунками, пересказать текст? Подумайте и дайте аргументированный ответ (отвечают, обсудив в группах)
  • Текст понравился. Хорошо бы и нам научиться так понятно и выразительно говорить. Попробуем провести маленькое исследование, которое поможет нам в этом. Учитель дает задания  группам.

1 гр. – докажите, что перед нами текст, найдите все признаки текста.

2 гр. – поделите текст на части и озаглавьте их.

3 гр. -  попробуйте определить, чем данный текст отличается от описания и рассуждения, как он построен, слов какой части речи в нем больше всего.

  • Предъявление результатов работы и обсуждение их. Особое внимание уделяется исследованию, проделанному 3-ей группой. По итогам обсуждения делаем записи в тетрадях «Признаки повествования» (Приложение)
  • Закрепление: в паре проговариваем тезисы с опорой на записи в тетради.
  • Выразительное чтение текста учащимися. Все ли нам понятно в этой сказке? Какие вопросы вы бы задали? Понятен ли вам подтекст? (Учащиеся задают вопросы, учитель записывает их на доске, обобщает).
  • Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):
  • В группе нарисовать  кадры возможного диафильма и сделать подписи к ним.
  • Ответить на вопрос «Почему крот в конце сказки «грустно прислушивался к стуку капель по крыше?»
  • Письменно описать одного из героев сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Дождь в лесу

Все мокли под дождем.

У сиреневой бабочки промокли крылья, зеленый кузнечик озяб и позеленел еще больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.

               И только кроту все было нипочем: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.

               Вдруг в лесу появились лягушки! Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.

                - Как хорошо – ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно – ох! Как интересно – ух! Как здорово – бух!

               Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.

               А громче всех – волк!

               Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше…

В. Хмельницкий

Приложение 2

Признаки повествования:

1.Отвечает на вопрос «Что произошло?»

2.Есть действующие лица, последовательность сменяющих друг друга действий.

3.В композиции рассказа выделяется  вступление (с кем все произощло, когда, где),  основная часть ( само действие), заключение (результат, может быть раздумье автора).

4.Главную роль играют глаголы в определенном времени и виде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать"»

Конспект урока развития речи в 5 классе

на тему «Повествовать – значит рассказывать»

Цель урока:

Создать условия для знакомства с типом речи «повествование»

Задачи урока:

  • Повторить изученный материал по теме «Типы речи»

  • Продолжить работу над формированием умения составлять план текста

  • Познакомиться с признаками повествования в ходе самостоятельного исследования текста

Ход урока

  1. «Разминка»: игра в «3-ий лишний».

На доске в столбик записаны слова: описание, тема, рассуждение. Учащиеся заменяют лишнее слово «тема» словом «повествование», тем самым узнают и формулируют тему урока и задачи на нем. (Работу можно провести в парах).

  1. Игра «Продолжи и дай название»

На доске ряд слов: научный, официально-деловой,…

Учащиеся дополняют ряд словами «публицистический», «художественной литературы», «разговорный» и дают название «Стили речи».

  1. Обобщение учителя и задание детям составить небольшой терминологический диктант на тему «Текст». Учащиеся (можно в паре или небольшой группе) записывают слова, устно объясняя значение каждого термина. Письменно объясняют трудные орфограммы.

Речь ( сущ. ж.рода 3 склонения), текст, тема, основная мысль, план, абзац, стили речи: публицистический, научный, деловой, художественной литературы, разговорный, описание, рассуждение, повествование.

  1. Главное слово урока – повествование, рассказ. Проводим разбор слова по составу, подбираем однокоренные слова и выясняем значение: повествовать – значит поведать о чем-либо.

  2. Работа с текстом В. Хмельницкого «Дождь в лесу» (Приложение).

  • Учитель читает текст

  • Несколько вопросов на восприятие: «Заинтересовал ли вас текст?», «Что привлекло ваше внимание?»

  • Задание учащимся: нарисуйте то, о чем услышали. (учащиеся в группе делают несколько рисунков на листах А4)

  • Можно ли, пользуясь рисунками, пересказать текст? Подумайте и дайте аргументированный ответ (отвечают, обсудив в группах)

  • Текст понравился. Хорошо бы и нам научиться так понятно и выразительно говорить. Попробуем провести маленькое исследование, которое поможет нам в этом. Учитель дает задания группам.

1 гр. – докажите, что перед нами текст, найдите все признаки текста.

2 гр. – поделите текст на части и озаглавьте их.

3 гр. - попробуйте определить, чем данный текст отличается от описания и рассуждения, как он построен, слов какой части речи в нем больше всего.

  • Предъявление результатов работы и обсуждение их. Особое внимание уделяется исследованию, проделанному 3-ей группой. По итогам обсуждения делаем записи в тетрадях «Признаки повествования» (Приложение)

  • Закрепление: в паре проговариваем тезисы с опорой на записи в тетради.

  • Выразительное чтение текста учащимися. Все ли нам понятно в этой сказке? Какие вопросы вы бы задали? Понятен ли вам подтекст? (Учащиеся задают вопросы, учитель записывает их на доске, обобщает).

  1. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):

  • В группе нарисовать кадры возможного диафильма и сделать подписи к ним.

  • Ответить на вопрос «Почему крот в конце сказки «грустно прислушивался к стуку капель по крыше?»

  • Письменно описать одного из героев сказки





















Приложение 1

Дождь в лесу

Все мокли под дождем.

У сиреневой бабочки промокли крылья, зеленый кузнечик озяб и позеленел еще больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.

И только кроту все было нипочем: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.

Вдруг в лесу появились лягушки! Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.

- Как хорошо – ах! – квакали лягушки. – Как прекрасно – ох! Как интересно – ух! Как здорово – бух!

Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись.

А громче всех – волк!

Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше…

В. Хмельницкий

Приложение 2

Признаки повествования:

  1. Отвечает на вопрос «Что произошло?»

  2. Есть действующие лица, последовательность сменяющих друг друга действий.

  3. В композиции рассказа выделяется вступление (с кем все произощло, когда, где), основная часть ( само действие), заключение (результат, может быть раздумье автора).

  4. Главную роль играют глаголы в определенном времени и виде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок развития речи в 5 классе "Повествовать - значит рассказывать"

Автор: Красковская Ирина Александровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Текст – повествование""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokatiekstpoviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "298684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456390703"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока "
    ["seo_title"] => string(45) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "164719"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691464"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(52) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "164722"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422691807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства