КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата факт.
Содержание образования
Планируемый результат освоения материала
Внутрипред-метные и
межпредметные связи
Виды контроля
Домашнее задание
Введение (1 ч.)
1
7б
7в
Изображе-ние человека как важнейшая идейно-нравствен-ная проблема литературы.
1
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.
Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;
понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений
Русский язык:
словарная работа (книга, беспокойный дух, детали, путаница мыслей, мудрость, литературоведе-ние).
Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим.»
С.3-5 читать, вопросы, с.7-8 читать.
Устное народное творчество ( 6 ч.)
2
7б
7в
Предания как поэтическая автобиогра-фия народа.
1
Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление).
Знать: определение понятия «предание»;
понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.
История: комментарий (времена царствования Ивана Грозного, Петра I), Литература: былички и предания.
Сформулировать самим вопросы по текстам преданий.
С.8-10 пересказ по выбору, с.10 вопросы (устно).
3
7б
7в
Былины. «Вольга и Микула Селянино-вич». Образ главного героя как отражение нравствен-ных идеалов русского народа.
1
Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович -эпический герой. Сказка и былина.
Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования.
Литература:
устное народное творчество (сказка и былина). Что общего в сказках и былинах и чем эти жанры устного народного творчества различаются? ИЗО: рисунок художника И.Билибина. Какая сцена былины иллюстрирована? Подобрать строчки к иллюстрации. Русский язык: словарная работа (оратай, орет, слега, омешики, присошечек, обжи и др.)
Ответить на вопрос: в чем «тайна всевластия» былин? Составить словарик «Так говорили былинные герои».
С.11-14 читать, записи в тетради, с.15-16 читать, с.17-23 пересказ.
4
7б
7в
Былина «Садко».
1
Новгородский цикл былин. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.
Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.).
ИЗО: картина В.М. Васнецова «Богатыри». Составить диалог богатырей, используя лексику былин. История: историческая справка (приметы реального исторического прошлого русского народа: Киев, Чернигов, Муром, князь Владимир). Литература: Н.Карамзин «Илья Муромец», А. Толстой «Илья Муромец»,
И.Бунин «Святогор и Илья»: сравнить героев этих произведений с былинными героями.
Литературная викторина по изученным и самостоятельно прочитанным былинам или сочинение собственной былины.
С.24-35 читать, пересказ, с.35-36 вопросы 1-4 устно.
5
7б
7в
«Калевала» -карело-финский мифологи-ческий эпос.
1
Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Знать: сведения о собирателе народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы» -Элиасе Ленротте; понимать: эстетическое совершенство «Калевалы»;уметь: характеризовать героев (рунопевца, знаменитого кузнеца Ильмаринена, молодого удалого бойца), оценивать отраженные в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы.
Литература:
богатство фольклора, героический эпос русского народа (былины). В чем специфика карело-финского эпоса?
Характеристика героев: Вяйнемейнена и его двойника -кузнеца Ильмаринена, рунопевца и хозяйки Похъёлы.
С.38-45 читать, творческое задание, с.45 вопросы 1-8 устно.
6-7
7б
7в
Пословицы и поговорки.
2
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц
Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира; понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок;
уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь
Литература:
сопоставление пословиц народов мира на одну и ту же тему, определение их сходства и различия
Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»
С.60-61 читать, с.62-63 читать, задание в тетради письменно (с.67), с. 67 вопросы 1-3 устно.
Из древнерусской литературы ( 3 ч.)
8
7б
7в
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравствен-ные заветы Древней Руси.
1
Поучение как жанр древнерусской литерату-ры. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).
Знать: особенности поучения как жанра литературы; понимать: смысл поучения Владимира Мономаха; уметь: выразительно читать текст,
определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.
История: история Киевской Руси (крещение Руси, княжение Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).
Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения».
С.69-71 читать, с.72-73 читать, пересказ, вопросы.
9
7б
7в
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.
1
Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.
Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.
Литература:
отражение в повести жанра жития, фольклорных образов и мотивов. Русский язык: словарная работа (керамиды, агрик, пядь, блаженный, риза, чадолюби вые, искони и ДР-)
Составить план пересказа повести.
С.73-82 читать, анализ эпизода, подготови-ться к письменной работе.
10
7б
7в
Урок
развития
речи.
Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерус-ская литература».
1
Сочинение на одну из тем
1.Какое воплощение нашла народная мудрость в произведенияхустного народного творчества?
2.Что воспевает народ в героическом эпосе?
3.Приемлемы ли
для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
4.В чем значение
древнерусской
литературы для
современного
читателя?
Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.
Русский язык (типы речи: повествование, описание, рассуждение)
Сочинение (тема - на выбор).
С.84-86 читать, пересказ.
Из русской литературы 18 века ( 2 ч.)
11
7б
7в
М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениально-го человека. Литератур-ное творчество М.В.Ломо-носова.
1
Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление).
Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы,«теорию трех штилей», определение понятия оды;
понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов).
История: исторический комментарий (эпоха Петра I, правление Елизаветы Петровны). ИЗО: скульптура (памятник Петру I работы Фальконе). Русский язык: словарная работа (Невтонов, раченье, от недр).
Литература: к какому стилю можно отнести стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру.», изученное в 5 классе?
Практикум: определить, к каким стилям относятся прочитанные произведения М.В. Ломоносова. Выписать из отрывка «К статуе Петра Великого» слова, относящиеся к «высокому штилю», определить цель их использования.
С.86-87 выразитель-ное чтение, чтение отрывка наизусть.
12
7б
7в
Г.Р.Держа-вин -поэт и гражданин. Своеобра-зие поэзии Г.Р.Держа-вина.
1
Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремле-ньи.», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.
Знать: факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Держа- вина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»).
Русский язык:
словарная работа (гений, чисто-сердечье, блистал восторгом, река времени, звуки лиры и трубы, вечности жерло и др.).
Литература: рифма, рифмовка.
ИЗО: репродукция с картины Н.Ге «Пушкин читает стихи на экзаме-не»: какой период жизни Г. Держа-вина изобразил художник?
Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?
С.89-90 читать, с.90-91 чтение наизусть.
Из русской литературы 19 века ( 28 ч.)
13
7б
7в
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летопис-ный источник. Тема судьбы в балладе.
1
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни.», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений).
Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.