Презентация к уроку развития речи по русскому языку в 11 классе по теме "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста". (Подготовка к ЕГЭ. Обучение написания части С ЕГЭ). Учебник Власенкова, Рыбченковой "Русский язык 10 - 11 класс. Профильный уровень".
Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Наглядность: Портрет В.Розова, презентация; раздаточный материал (текст).
Эпиграфы:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.
Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.
Ход урока
- Организационный этап 2 мин..
Оформление записей в тетрадях: число, вид работы, тема.
(Слайд № 1)
Тема урока: " Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста".
- Этап целеполагания – 2 мин..
(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).
- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.
Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения- рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
(Слайд № 2).
Для того чтобы наша работа на уроке была успешной, мы должны:
знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
3. План работы над текстом – 30 мин..
Сегодня мы будем работать с текстом Виктора Сергеевича Розова.
(Портрет драматурга). (Слайд №3).
Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий.
А еще он очень жизнерадостный человек, который говорил о себе: "Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого внутреннего удовлетворения".
Небольшое сообщение о творчестве В.Розова сделает …..
(Сообщение ученицы)
Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года.
Первой на сцене Центрального детского театра в 1949 году была поставлена пьеса "Ее друзья", но еще в 1946 году им была написана пьеса "Вечно живые". Позже по этой пьесе был поставлен знаменитый фильм "Летят журавли".
Начальный период деятельности B.C. Розова целиком связан с Центральным детским театром в Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы. Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы "В добрый час!" (1954), которая принесла автору всесоюзную известность и поставила его в первые ряды советских драматургов.
Другие произведения В.С.Розова - "В поисках радости", "Перед ужином", "В день свадьбы", "Традиционный сбор", "Четыре капли" - широко шли в театрах и неоднократно издавались отдельными изданиями.
Предварительная беседа с учащимися.
- Что для вас литература?
- Какую роль играет книга в вашей жизни.
- Есть ли у вас любимые книги? Какие?
- Нужно ли в школе преподавать литературу?
Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №4).
- Как вы понимаете высказывания этих великих людей.
(Дени Дидро (1713-1794) - французский философ, писатель).
(Виктор Мари Гюго (1 802-1885) - французский писатель)
(М. Горький (1868-1936) - русский советский писатель).
Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:
Прослушайте внимательно текст, подумайте, как его озаглавить.
(Чтение текста учителем)
("Любите книгу, источник знаний", "Роль книги в жизни человека", "Роль литературы в воспитании подрастающего поколения" и т.д.).
- Прочитайте внимательно текст.
Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в тетрадь)
- Определите тему данного текста. (Что такое тема?). (Ответы учащихся).
(Записать в тетрадях).
Тема – это обозначение предмета речи, т.е. тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении (часто тема отражается в заглавии).
- Определить тип речи данного текста (докажите правильность ответа)
(Повествование с элементами рассуждения). (Повествование и рассуждение).
(записать).
- В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?
(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)
- Какова основная проблематика текста? (Какие проблемы поднимаются в тексте?)
- Что такое проблема? А проблематика?
- Какие же проблемы здесь поднимаются? (формулировка проблем учащимися).
Основные проблемы (слайд № 5):
- роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности (какова роль книги в развитии личности?);
- необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу современным школьникам?). (Записать в тетрадях).
Комментарий к проблемам (слайд № 6).
- Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в наши дни?)
- Задумывались ли вы над ними?
Определить стиль текста. ( Доказать правильность ответа).
(Публицистический).
Каково отношение автора к проблемам, поднятым в тексте?
Определить авторскую позицию (в каких предложениях она выражена?), (№2, 3; 13,14; 15, 20).
Авторская позиция (слайд № 7): (Записать)
1. Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества;
2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
- Согласны ли вы с позицией автора?
Сформулируйте свою позицию, свое отношение к данной проблеме.
Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести доказательства (не менее 2-х) из художественной литературы и 1 из жизненных впечатлений.
- Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?
Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни ваших родных, близких?
3. Работа над композицией сочинения.
Вступительная, основная, заключительные части. В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть 5 обязательных смысловых частей: (Слайд №8).
1. Формулировка проблемы (проблем) исходного текста
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Аргументация собственного мнения по проблеме. (2 аргумента):
1 – из художественной литературы;
2 – из жизненного опыта.
5. Вывод.
Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту. (Слайд № 9) 2 мин..
(№1 Формулировка задания).
5. Этап рефлексии (слайд № 10) 3 мин..
- Мне понравилось на уроке, что я :
- Я ощущаю себя на уроке :
- После урока я задумаюсь о :
Оценка ответов учащихся – 3 мин..
Подведение итогов – 3мин..
Исходный текст
(1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература - для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2) Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга - самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности... (З) Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, - "Любите книгу, источник знаний" - не случайно. (5) Горький говорил: (6) "Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам". (7) Думаю, это может сказать любой развитой человек, даже самый великий. (8) Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?
(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами - они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12) Что лучше: [...] человек или прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14) Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.
(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16) Они существуют на Земле несколько тысячелетий - папирусы, пергаментные свитки, наборы Гуттенберга, типография Ивана Федорова... (17) Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.
(20) Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное тесно связано с физическим.
(22) С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.
(По В. Розову)