Цели: познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Разносклоняемые существительные"»
6 класс Тема: Разносклоняемые существительные
Цели:
Обучающая:познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях.
Развивающая: совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать, обогащать и развивать речь учащихся.
Воспитывающая:воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-открытие.
1. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы повторили изученное о существительном в 5-м классе. Но ведь на карте этой замечательной страны Существительное есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать, открыть.
– Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые, род, склонение).
– А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного?
– Мы будем работать в группах с условными названиями «1, 2, 3 склонения». Ведь не зря в народе говорят, «Один ум хорошо, а два лучше». В ходе урока каждый из вас будет заполнять карту открытий. Вы готовы? Тогда приступаем.
2.Создание проблемной ситуации
– А к какому склонению относится слово путь! Почему? – Что мы должны написать в окончании?
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу? – Давайте решим эту лингвистическую задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово ПУТЬ. Вы работаете в тетради. – Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим?
Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. Может мы отнести это слово к какому-то одному склонению. Нет. Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие? Да. Мы открыли разносклоняемые существительные. Теперь мы можем записать в тетради тему нашего урока.
II. Объяснение нового материала
1. Слово ПУТЬ не одиноко в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. Одно вы уже знаете, а ещё 10 похожи последними буквами они заканчиваются на МЯ. (Не путать с окончанием).
Но я не стану вам их просто перечислять, ведь у нас урок-открытие, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, прямо в карту открытий.
Есть история про ПЛЕМЯ Прилепив перо на ТЕМЯ, Лишь весной наступит ВРЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ, Племя мирно сеет СЕМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ: Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ. Призывает все опять У коровы полно ВЫМЯ. не работать - воевать. Папуаске нужно ИМЯ Но не хочет племя вновь. для сынишки сочинить проливать напрасно кровь. И корову подоить. Всем милее мирный ПУТЬ. Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ, Сказку нашу не забудь.
2.Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? бремя, стремя, темя. – Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Каждому склонению предоставляется словарь и одно слово, найдите их толкования.
3. Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?
Физкультминутка
– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).
III. Закрепление нового материала
1. Просклонять по вариантам существительные племя и знамя.
2. Запись на доске и в тетрадях словосочетаний, выделение суффиксов и окончаний у разносклоняемых существительных.
Нет времени для прогулок, гори синим пламенем, семена раздора, называть вещи своими именами, время от времени.
Как называются записанные выражения? (Фразеологизмы)
Понятны ли вам их значения?
3. Самостоятельная работа по карточкам.
1 вариант
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад_. 2. Мальчик пот_рял всякое представление о (время). 3. Татьяна тр_п_тала при одном (имя) барыни. 3. И пусть под (знамя) науки союз наш крепнет и р_стёт. 4. Синим (пламя) пылают стаи туч_ над бе_дной моря. 5. С тех пор прошло немало (время).
2 вариант
Спишите. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.
1. До поры до (время) не сеют (семя). 2. Одинцова (не) теряла (время) в уединени_. 3. В отбл_сках (пламя) м_тались птиц_. 4. Выр_сли мы в (племя). 5. Мечтайте, чтобы стать героями своего (время). 6. В_ются флаги у ворот, (пламя) пылают. 7. Нет т_желее (бремя), чем бе_делье. 8. Он (не)знал своего (имя)
Проверка (Чтение предложений по цепочке.)
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (Дети читают записи в карте открытий).
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока? – Понравилось вам делать открытия? – Что вам в этом помогло? – Что было трудно выполнять? – Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.