Идти по алле…, шагать к станции.., бежать по дорог.., идти по насып.., быть на лекци..,
отметить в доклад.., писать в объяснени.., говорить о создани.., отдыхал в санатори..,
3. Синтаксическая «пятиминутка»
Время от времени в камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей кувшинок
медленно проплывал карась.
III. Повторение
1. Чтение учителем весёлого стихотворения
Есть история про ПЛЕМЯ.
Лишь весной настанет ВРЕМЯ,
Племя мирно сеет СЕМЯ,
Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ.
У коровы полно ВЫМЯ.
Папуаске нужно ИМЯ
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в СТРЕМЯ,
Прилепив перо на ТЕМЯ,
Над собою поднял ЗНАМЯ,
Раздувая распри ПЛАМЯ:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный ПУТЬ. Сказку нашу не забудь.
- В чем особенности склонения существительных на -мя?
1.Просклоняйте существительные: поле, степь, время.
Падеж
Склонение
Разносклоняемые
2-е
3-е
Род.п.
поля
степи
времени
Дат.п.
полю
степи
времени
Твор.п.
полем
степью
временем
Предл.п.
о поле
о степи
о времени
Единственное число
Множественное число
и.
Племя
Стрем-я
Плем-ен-а
Стрем-ен-а
р.
Плем-ен-и
Стрем-ен-и
Плем-ён[ ]
Стрем-ян [ ]
д.
Плем-ен-и
Стрем-ен-и
Плем-ен-ам
Стрем-ен-ам
в.
Плем-я
Стрем-я
Плем-ен-а
Стрем-ен-а
т.
Плем-ен-ем
Стрем-ен-ем
Плем-ен-ами
Стрем-ен-ами
п.
(О) плем-ен-и
(О)стрем-ен-и
(О)плем-ен-ах
(О) стрем-ен-ах
Постановка проблемы.
- По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное путь?
Демонстрируется таблица склонений
Падеж
Склонение
1-е
2-е
3-е
Р.п.
-и (-ы)
-
-и
Д.п.
-е
-
-и
П.п.
-е
-е
-и
IY. Закрепление
1. Тренировочное упражнение.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определить склонение и падеж существительного.
Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости мастер.., напр..вляться по дорог.. к станции.., разв..вать способности в ребёнк.., появляться в распол..жении лагеря, посадить сем..на.
2. Тест
1. Найдите группу, в которой все существительные разносклоняемые:
А) пламя, путь, темя;
Б) время, стремя, семья;
В) племя, огонь, знамя.
2. Разносклоняемые имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах
единственного числа имеют окончание:
А) –и;
Б) –е;
В) –я.
3. Разносклоняемые имена существительные в творительном падеже единственного числа имеют
окончание:
А) –им (-ым)
Б) –ем (-ём);
В) –ям.
4. Вставьте нужную букву в слове на знамен…
А) е
Б) и
В) я
5. Какой суффикс в слове под брем…ем:
А) –ен-
Б) –ин-
В) – ян-
6. Какой суффикс в слове в Род.п. мн.ч. стрем…
А) –ен-
Б) –ин-
В) – ян-
7. Вставьте нужную букву в слове им…на
А) е
Б) и
В) я
8. Какой суффикс в слове плем…на
А) –ен-
Б) –ан-
В) – ян-
3. Работа с учебником.
Упражнение № 527
Стрела пролетела у самого темени, не задела даже волоса на голове. Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. К боевому знамени подходили солдаты и, встав на колено, целовали его край. Языки пламени костра поднимались, чуть ли не до самых верхушек молодых сосен. Он привстал на стремя коня и что-то крикнул командиру. Вождь племени закурил трубку мира.
Упражнение № 531 (устно)
Y. Заключительный этап урока
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Упражнение № 529
- Оценивание учащихся
Одну из пословиц я могу вам назвать: «От доброго семени – добрые всходы». От того как вы работали на уроке будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!