Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные"
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные"
Цели: Подвести учащихся к пониманию темы "Расносклоняемые существительные", научить обосновывать выбор гласной в окончании разносклоняемых существительных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Русская грамматическая терминология была создана под влиянием латинской. Но латинские термины не прямо заимствовались, а переводились на русский язык. Так, термин существительное представляет собой перевод с латинского, родственного слову субстанция, то есть «сущность».
Имя существительное – самостоятельная часть речи (Обобщение знаний).
1 . Обозначает предметкто?Человек, рыба
что? Дерево, солнце
2 . Относится к одному из родов : мужской женский средний
3. Может бытьнарицательнымилисобственным
городЖелезноводск
4. Может бытьодушевлённымилинеодушевлённым
кошка (кто?)кустарник (что?)
5.Изменяются попадежам: (склоняются) по числам:
И.п.(кто? что?)еж,ночьедин.:река
Р.п. (кого? чего?)ежа,ночимнож.:реки
Д.п. (кому? чему?)ежу,ночи
В.п. (кого? что?)ежа,ночь
Т.п. (кем? чем?)ежом,ночью
П.п. (о ком? о чем?)обеже,о ночи
5 . Может быть любым членом предложения.
Для определения написания гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа: - определяю падеж - определяю склонение - вспоминаю, какое окончание пишется у существительных данного склонения в этом падеже .
Падеж
1-е склонение
Р.
2-е склонение
Д.
-И (-Ы)
П.
3-е склонение
____
-Е
-Е
-И
____
-И
-Е
-И
Типы склонений имен существительных
Тип склонения
Примеры
1м.р.–а, -я
ж.р.–а, -я
Дедушка, дядя
Бабушка, семья
2м.р. н/окон
ср.р.-о, -е
Класс, камыш, урок
Окно, солнце, дерево
3ж.р.на -ь
Ночь, тень,ветвь
???
Здание, лекция, санаторий
Несклоняемые
Метро, кино, пари, турне
Склоняются как прилагательные
Дежурный, столовая, больной
У существительных на –ия, -ие, -ий.Лекция-ияРастение-иеСанаторий-ийне являются окончаниями!О таких словах говорят: оканчиваетсяна-ия, -ие, -ий.У этих слов склонение не определяют, т.к. они составляют отдельную группу по склонению.
Падеж
-ий
(гербарий)
Р.
-ия
(армия)
Д.
___
П.
-ие
(удивление)
-и
___
-и
____
-и
____
-и
-и
Объясните правописание окончаний :
Потерянного времен и не воротишь.
Большого пламен и не задуешь.
Нет тяжелее бремен и , чем безделье.
Давайте посмотрим, как склоняется слововремяи сравним с изменением других существительных .
И.п. солнц- е врем- я ночь
Р.п. солнц- а врем- ен - и ноч- и
Д. п. солнц- у врем- ен - и ноч- и
-
Т. п. солнц- ем врем- ен - ем ночь- ю
П. п. о солнц- е о врем- ен - и о ноч- и
-- К какому склонению относится сущ. солнце ?
-- Что общего в склонении сущ. солнце и время ?
-- Какого склонения сущ. ночь ? -- Чем похожи сущ. ночь и время ?
-- Какой вывод можем сделать?
Давайте просклоняем ещё слова путь и имя .
И.п. пут ь им я
Р.п. пут- и им- ен - и
Д.п. пут- и им- ен - и
В.п. пут ь им- я
Тв.п. пут- ём им- ен – ем
П.п. о пут- и об им- ен - и
- Почему сущ.путь. имяотносятся к разносклоняемым?
-- Какую ещё особенность в склонении слова имя вы заметили?
Разносклоняемых имен существительных всего 11: 10-среднего рода на -мя:бремя, время,вымя,знамя,имя,пламя,племя,семя,стремя, темяи существительное мужского родаПУТЬ.
Как упомнить все слова?
Разболелась голова!
Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя .
Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя:
У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить.
Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!
Опорная схема ( Воспроизведение нового материала)
Р.п.
Д.п. + -ен + и (по 3-му скл.) Т.п. + -ен + ем (по 2-му скл.)
П.п.
-- Что нужно запомнить?
-- Что надо добавить в схему на доске?
10 сущ. на –мя + путь Р
А
З
З
Н
О
С
К
Л.
Рефлексия.
- Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?
- Назовешь точное время . - Скажешь: «Надо говорить – который час?». - Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»
1. Найдите имя существительное:
а) далеко;
б) даль;
в) далёкий.
2. Укажите имя существительное, которое обозначает действие:
а) ходить;
б) ходьба;
в) ходоки;
г) пешеход.
3. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние:
а) волнение;
б) волноваться;
в) взволнованный;
г) волна.
4.Найдите разносклоняемое уществительное
а) проспект;
б) путь
в) растение;
г) племя
5.Найдите существительное 2-го склонения:
а) цветочек;
б) хижина;
в) молодежь.
6.Найдите существительное 3-го склонения:
а) товарищ;
б) полночь;
в) солнце;
г) время.
Домашнее задание
Обязательно:
Параграф 37,
упр. 208
по выбору: проиллюстрировать разносклоняемые сущ.
или придумать рассказ, стихотворение ,используя раз. сущ.