kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Подвести учащихся к пониманию темы "Расносклоняемые существительные", научить обосновывать выбор гласной в окончании разносклоняемых существительных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные"»

Этимология (происхождение) термина «имя существительное».  Русская грамматическая терминология была создана под влиянием латинской. Но латинские термины не прямо заимствовались, а переводились на русский язык. Так, термин существительное представляет собой перевод с латинского, родственного слову субстанция, то есть «сущность».

Этимология (происхождение) термина «имя существительное».

Русская грамматическая терминология была создана под влиянием латинской. Но латинские термины не прямо заимствовались, а переводились на русский язык. Так, термин существительное представляет собой перевод с латинского, родственного слову субстанция, то есть «сущность».

Имя существительное – самостоятельная часть речи (Обобщение знаний). 1 . Обозначает предмет  кто?  Человек, рыба  что? Дерево, солнце  2 . Относится к одному из родов : мужской женский средний  3. Может быть  нарицательным   или собственным   город  Железноводск 4. Может быть одушевлённым или неодушевлённым  кошка (кто?)  кустарник (что?) 5. Изменяются по  падежам : (склоняются) по числам:  И.п.(кто? что?) еж, ночь един.: река  Р.п. (кого? чего?) ежа, ночи множ.: реки  Д.п. (кому? чему?) ежу, ночи  В.п. (кого? что?) ежа, ночь  Т.п. (кем? чем?) ежом, ночью  П.п. (о ком? о чем?) о б  е же , о н очи   5 . Может быть любым членом предложения.

Имя существительное – самостоятельная часть речи (Обобщение знаний).

1 . Обозначает предмет кто? Человек, рыба

что? Дерево, солнце

2 . Относится к одному из родов : мужской женский средний

3. Может быть нарицательным или собственным

город Железноводск

4. Может быть одушевлённым или неодушевлённым

кошка (кто?) кустарник (что?)

5. Изменяются по падежам : (склоняются) по числам:

И.п.(кто? что?) еж, ночь един.: река

Р.п. (кого? чего?) ежа, ночи множ.: реки

Д.п. (кому? чему?) ежу, ночи

В.п. (кого? что?) ежа, ночь

Т.п. (кем? чем?) ежом, ночью

П.п. (о ком? о чем?) о б е же , о н очи

5 . Может быть любым членом предложения.

Для определения написания гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа:  - определяю падеж  - определяю склонение  - вспоминаю, какое окончание пишется у существительных данного склонения в этом падеже .   Падеж 1-е склонение Р. 2-е склонение Д. -И (-Ы) П. 3-е склонение  ____ -Е -Е -И  ____ -И -Е -И

Для определения написания гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа: - определяю падеж - определяю склонение - вспоминаю, какое окончание пишется у существительных данного склонения в этом падеже .

Падеж

1-е склонение

Р.

2-е склонение

Д.

-И (-Ы)

П.

3-е склонение

____

____

Типы склонений имен существительных Тип склонения Примеры 1 м.р. –а, -я  ж.р. –а, -я Дедушк а , дяд я Бабушк а , семь я 2 м.р. н/окон ср.р. -о, -е Класс, камыш, урок Окн о , солнц е , дерев о 3 ж.р. на -ь Ноч ь , тен ь, ветв ь  ??? Здани е , лекци я , санаторий  Несклоняемые Метро, кино, пари, турне  Склоняются как прилагательные Дежурный, столовая, больной

Типы склонений имен существительных

Тип склонения

Примеры

1 м.р. –а, -я

ж.р. –а, -я

Дедушк а , дяд я

Бабушк а , семь я

2 м.р. н/окон

ср.р. -о, -е

Класс, камыш, урок

Окн о , солнц е , дерев о

3 ж.р. на -ь

Ноч ь , тен ь, ветв ь

???

Здани е , лекци я , санаторий

Несклоняемые

Метро, кино, пари, турне

Склоняются как прилагательные

Дежурный, столовая, больной

У существительных на –ия, -ие, -ий.   Лекция -ия   Растение -ие   Санаторий -ий  не являются окончаниями!  О таких словах говорят: оканчивается  на -ия, -ие, -ий.  У этих слов склонение не определяют, т.к. они составляют отдельную группу по склонению.   Падеж -ий (гербарий) Р. -ия (армия) Д.  ___ П. -ие (удивление) -и  ___ -и  ____ -и  ____ -и -и

У существительных на –ия, -ие, -ий. Лекция -ия Растение -ие Санаторий -ий не являются окончаниями! О таких словах говорят: оканчивается на -ия, -ие, -ий. У этих слов склонение не определяют, т.к. они составляют отдельную группу по склонению.

Падеж

-ий

(гербарий)

Р.

-ия

(армия)

Д.

___

П.

-ие

(удивление)

___

____

____

Объясните правописание окончаний : Потерянного времен и не воротишь. Большого пламен и не задуешь. Нет тяжелее бремен и , чем безделье.

Объясните правописание окончаний :

Потерянного времен и не воротишь.

Большого пламен и не задуешь.

Нет тяжелее бремен и , чем безделье.

Давайте посмотрим, как склоняется слово время и сравним с изменением других существительных .  И.п. солнц- е врем- я ночь  Р.п. солнц- а врем- ен - и ноч- и  Д. п. солнц- у врем- ен - и ноч- и -  Т. п. солнц- ем врем- ен - ем ночь- ю  П. п. о солнц- е о  врем- ен - и о ноч- и  -- К какому склонению относится сущ. солнце ?  -- Что общего в склонении сущ. солнце и время ?  -- Какого склонения сущ. ночь ? -- Чем похожи сущ. ночь и время ? -- Какой вывод можем сделать?

Давайте посмотрим, как склоняется слово время и сравним с изменением других существительных .

И.п. солнц- е врем- я ночь

Р.п. солнц- а врем- ен - и ноч- и

Д. п. солнц- у врем- ен - и ноч- и

-

Т. п. солнц- ем врем- ен - ем ночь- ю

П. п. о солнц- е о врем- ен - и о ноч- и

-- К какому склонению относится сущ. солнце ?

-- Что общего в склонении сущ. солнце и время ?

-- Какого склонения сущ. ночь ? -- Чем похожи сущ. ночь и время ?

-- Какой вывод можем сделать?

Давайте просклоняем ещё слова путь и имя . И.п. пут ь им я Р.п. пут- и им- ен - и Д.п. пут- и им- ен - и В.п. пут ь им- я Тв.п. пут- ём им- ен – ем П.п. о пут- и об им- ен - и  - Почему сущ. путь. имя относятся к разносклоняемым?  -- Какую ещё особенность в склонении слова имя вы заметили?

Давайте просклоняем ещё слова путь и имя .

И.п. пут ь им я

Р.п. пут- и им- ен - и

Д.п. пут- и им- ен - и

В.п. пут ь им- я

Тв.п. пут- ём им- ен – ем

П.п. о пут- и об им- ен - и

  • - Почему сущ. путь. имя относятся к разносклоняемым?
  • -- Какую ещё особенность в склонении слова имя вы заметили?

Разносклоняемых имен существительных всего 11: 10-среднего рода на -мя:   бремя, время,вымя,знамя,имя,  пламя,племя,  семя,стремя, темя и существительное мужского рода ПУТЬ .

Разносклоняемых имен существительных всего 11: 10-среднего рода на -мя: бремя, время,вымя,знамя,имя, пламя,племя, семя,стремя, темя и существительное мужского рода ПУТЬ .

Как упомнить все слова?  Разболелась голова! Есть история про племя.   Лишь весной наступит время,   Племя мирно сеет семя,   Хоть пахать и сеять – бремя . Но вожак их – ногу в стремя,  Прилепив перо на темя,  Над собою поднял знамя,  Раздувает распри пламя: У коровы полно вымя.   Папуаске нужно имя  Для сынишки сочинить  И корову подоить. Призывает всех опять  Не работать – воевать.  Но не хочет племя вновь  Проливать напрасно кровь. Всем милее мирный путь…   Сказку нашу не забудь!

Как упомнить все слова?

Разболелась голова!

Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя .

Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя:

У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить.

Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь!

Опорная схема   ( Воспроизведение нового материала)  Р.п.  Д.п. + -ен + и (по 3-му скл.) Т.п. + -ен + ем (по 2-му скл.)  П.п.  -- Что нужно запомнить?  -- Что надо добавить в схему на доске? 10 сущ. на –мя + путь Р  А  З  З  Н  О  С  К  Л.

Опорная схема ( Воспроизведение нового материала)

Р.п.

Д.п. + -ен + и (по 3-му скл.) Т.п. + -ен + ем (по 2-му скл.)

П.п.

-- Что нужно запомнить?

-- Что надо добавить в схему на доске?

10 сущ. на –мя + путь Р

А

З

  • З

Н

О

С

К

Л.

Рефлексия.     - Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь? - Назовешь точное время .  - Скажешь: «Надо говорить – который час?».  - Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»

Рефлексия.  

- Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?

- Назовешь точное время . - Скажешь: «Надо говорить – который час?». - Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»

1. Найдите имя существительное: а) далеко; б) даль; в) далёкий. 2. Укажите имя существительное, которое обозначает действие: а) ходить; б) ходьба; в) ходоки; г) пешеход. 3. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние: а) волнение; б) волноваться; в) взволнованный; г) волна.   4. Найдите разносклоняемое уществительное а) проспект; б) путь в) растение; г) племя  5. Найдите существительное 2-го склонения: а) цветочек; б) хижина; в) молодежь. 6. Найдите существительное 3-го склонения: а) товарищ; б) полночь; в) солнце; г) время.

1. Найдите имя существительное:

а) далеко;

б) даль;

в) далёкий.

2. Укажите имя существительное, которое обозначает действие:

а) ходить;

б) ходьба;

в) ходоки;

г) пешеход.

3. Укажите имя существительное, которое обозначает состояние:

а) волнение;

б) волноваться;

в) взволнованный;

г) волна.

4. Найдите разносклоняемое уществительное

а) проспект;

б) путь

в) растение;

г) племя

5. Найдите существительное 2-го склонения:

а) цветочек;

б) хижина;

в) молодежь.

6. Найдите существительное 3-го склонения:

а) товарищ;

б) полночь;

в) солнце;

г) время.

Домашнее задание Обязательно:  Параграф 37,  упр. 208 по выбору : проиллюстрировать разносклоняемые сущ. или придумать рассказ, стихотворение ,используя раз. сущ.

Домашнее задание

Обязательно:

Параграф 37,

упр. 208

по выбору : проиллюстрировать разносклоняемые сущ.

или придумать рассказ, стихотворение ,используя раз. сущ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые существительные"

Автор: Морозова Ольга Михайловна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Космическое путешествие по Галактике Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(71) "kosmichieskoie-putieshiestviie-po-galaktikie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "102228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402488905"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разносклоняемые существительные"
    ["seo_title"] => string(40) "raznoskloniaiemyie_sushchiestvitiel_nyie"
    ["file_id"] => string(6) "469729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1526398451"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока по русскому языку на тему " Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "382316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства