Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные"
Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные"
Тема: Разносклоняемые существительные
Цели:
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Приветствие, определение формы урока
– Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, а урок-открытие. (Оставить строку для темы урока). (Приложение 4. Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний.На прошлом уроке мы повторили изученное о существительном в 5-м классе. Но ведь на карте этой замечательной страны Существительное есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать, открыть.
– Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые, род, склонение).
– А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного?– Мы будем работать в группах с условными названиями «1, 2, 3 склонения». Ведь не зря в народе говорят, «Один ум хорошо, а два лучше». В ходе урока каждый из вас будет заполнять карту открытий. (Приложение 1) Вы готовы? Тогда приступаем.– Перед вами текст с пропущенными орфограммами. (Приложение 4. Слайд 2) Что нужно знать, чтобы объяснить данные орфограммы? (Склонение и падеж существительного). Ваша задача: вставьте недостающие буквы, объяснить данные орфограммы. Представители от группы найдите свое слово и вставьте буквы, объясните написание окончаний существительных. (Работа на интерактивной доске)
III. Создание проблемной ситуации
– А к какому склонению относится слово путь! Почему?
– Что мы должны написать в окончании? (Ученики называют Я, а на экране появляется И).
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?
– Давайте решим эту лингвистическую задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово ПУТЬ. Вы работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим? (Приложение 4. Слайд 3)
Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. Может мы отнести это слово к какому-то одному склонению. Нет. Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие? Да. Мы открыли разносклоняемые существительные. Теперь мы можем записать в тетради тему нашего урока.
IV. Слово ПУТЬ не одиноко в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. Одно вы уже знаете, а ещё 10 похожи последними буквами они заканчиваются на МЯ. (Не путать с окончанием).
Но я не стану вам их просто перечислять, ведь у нас урок-открытие, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, прямо в карту открытий.
Есть история про ПЛЕМЯ Прилепив перо на ТЕМЯ, Лишь весной наступит ВРЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ,Племя мирно сеет СЕМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ.Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ. Призывает все опять У коровы полно ВЫМЯ.не работать - воевать.Папуаске нужно ИМЯ Но не хочет племя вновь.для сынишки сочинить проливать напрасно кровь. И корову подоить. Всем милее мирный ПУТЬ.Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ, Сказку нашу не забудь.
(Приложение 4. Слайд 4)
V. Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? бремя, стремя, темя.
– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Каждому склонению предоставляется словарь и одно слово, найдите их толкования (Приложение 4. Слайды 5-8).
VI. Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?Работа в парах. (Приложение 2)
– Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь! (Приложение 4. Слайды 9-10)– Определите падежную форму, выделите окончание. (Р. п.)– Выполните морфемный разбор вставленных слов и скажите, какую ещё особенность в этих словах заметили? (при склонении, к основе слов добавляется суффикс ЕН. (Он появляется не в новом слове, а в форме слова).– Мы с вами сделали очередное открытие.
VII. А теперь внимание! Многие из вас решали олимпиадные задания, встречали словесные пропорции. Давайте попробуем решить еще одни. (Приложение 3) (Слайды 11-12)
– В какой форме мы употребили наши существительные (мн. ч. Р.п.), какое открытие сделали? (эти слова любят суффикс ЯН.).
Физкультминутка
– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).
VIII. А теперь, как настоящие учёные, попробуем составить формулу правописания. (Приложение 4. Слайд 13).Поможет нам эта формула в работе?
IX. Творческая работа (Приложение 4. Слайд 14)
Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.
– Известны вам эти выражения, а как они называются?– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные.– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь») – Ваша задача вписать свою строку в историю, составив предложения с этими фразеологизмами, опираясь на информацию фразеологического словаря на слайде. (Приложение 4.Слайд 15) – Какое мы с вами сделали открытие? (Научились употреблять фразеологизмы с разносклоняемыми существительными).
X. Рефлексия
– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (Дети читают записи в карте открытий).
– Обратите внимание на то, что в списке разносклоняемых существительных слово ИМЯ выделено особенно крупно.
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.
XI. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие по русскому языку "Разносклоняемые существительные"»
Тема: Разносклоняемые существительные
Цели:
Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Приветствие, определение формы урока
– Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, а урок-открытие. (Оставить строку для темы урока). (Приложение 4. Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы повторили изученное о существительном в 5-м классе. Но ведь на карте этой замечательной страны Существительное есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать, открыть. – Назовите, какие постоянные признаки существительных Вы знаете?(Собственное или нарицательные, одушевленные или неодушевлённые, род, склонение). – А что такое склонение, сколько типов склонения в русском языке у существительного? – Мы будем работать в группах с условными названиями «1, 2, 3 склонения». Ведь не зря в народе говорят, «Один ум хорошо, а два лучше». В ходе урока каждый из вас будет заполнять карту открытий. (Приложение 1) Вы готовы? Тогда приступаем. – Перед вами текст с пропущенными орфограммами. (Приложение 4. Слайд 2) Что нужно знать, чтобы объяснить данные орфограммы? (Склонение и падеж существительного). Ваша задача: вставьте недостающие буквы, объяснить данные орфограммы. Представители от группы найдите свое слово и вставьте буквы, объясните написание окончаний существительных. (Работа на интерактивной доске)
III. Создание проблемной ситуации
– А к какому склонению относится слово путь! Почему?
– Что мы должны написать в окончании? (Ученики называют Я, а на экране появляется И).
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?
– Давайте решим эту лингвистическую задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово ПУТЬ. Вы работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим? (Приложение 4. Слайд 3)
Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл. Может мы отнести это слово к какому-то одному склонению. Нет. Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие? Да. Мы открыли разносклоняемые существительные. Теперь мы можем записать в тетради тему нашего урока.
IV. Слово ПУТЬ не одиноко в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. Одно вы уже знаете, а ещё 10 похожи последними буквами они заканчиваются на МЯ. (Не путать с окончанием).
Но я не стану вам их просто перечислять, ведь у нас урок-открытие, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, прямо в карту открытий.
Есть история про ПЛЕМЯ Прилепив перо на ТЕМЯ, Лишь весной наступит ВРЕМЯ, Над собою поднял ЗНАМЯ, Племя мирно сеет СЕМЯ, Раздувает распри ПЛАМЯ. Хоть пахать и сеять - БРЕМЯ. Призывает все опять У коровы полно ВЫМЯ.не работать - воевать. Папуаске нужно ИМЯ Но не хочет племя вновь.для сынишки сочинить проливать напрасно кровь. И корову подоить. Всем милее мирный ПУТЬ. Но вожак их - ногу в СТРЕМЯ, Сказку нашу не забудь.
(Приложение 4. Слайд 4)
V. Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? бремя, стремя, темя. – Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Каждому склонению предоставляется словарь и одно слово, найдите их толкования (Приложение 4. Слайды 5-8).
VI. Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем? Работа в парах. (Приложение 2)
– Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь! (Приложение 4. Слайды 9-10) – Определите падежную форму, выделите окончание. (Р. п.) – Выполните морфемный разбор вставленных слов и скажите, какую ещё особенность в этих словах заметили? (при склонении, к основе слов добавляется суффикс ЕН. (Он появляется не в новом слове, а в форме слова). – Мы с вами сделали очередное открытие.
VII. А теперь внимание! Многие из вас решали олимпиадные задания, встречали словесные пропорции. Давайте попробуем решить еще одни. (Приложение 3) (Слайды 11-12)
– В какой форме мы употребили наши существительные (мн. ч. Р.п.), какое открытие сделали? (эти слова любят суффикс ЯН.).
Физкультминутка
– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).
VIII. А теперь, как настоящие учёные, попробуем составить формулу правописания. (Приложение 4. Слайд 13).Поможет нам эта формула в работе?
IX. Творческая работа (Приложение 4. Слайд 14)
Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.
– Известны вам эти выражения, а как они называются? – Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные. – Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь») – Ваша задача вписать свою строку в историю, составив предложения с этими фразеологизмами, опираясь на информацию фразеологического словаря на слайде. (Приложение 4.Слайд 15) – Какое мы с вами сделали открытие? (Научились употреблять фразеологизмы с разносклоняемыми существительными).
X. Рефлексия
– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (Дети читают записи в карте открытий).
– Обратите внимание на то, что в списке разносклоняемых существительных слово ИМЯ выделено особенно крупно.
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.