Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Организационный момент | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, Хорошо проверь, дружок, Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку … «пять». Покажите, какое у вас сегодня настроение? Хорошо ли вы готовы к уроку? Прочтите эпиграф: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Аристотель).(слайд1) - Как вы понимаете эти слова? - Какую изученную недавно орфограмму вы здесь встретили? - В какой морфеме она находиться? - В каком разделе о языке мы её изучили? - Что нам нужно сегодня повторить? Какова же тема нашего урока? | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Откройте рабочие тетради и запишите дату, классная работа, тему сегодняшнего урока:"Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография."(слайд 2) |
2. Постановка учебных задач | Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе. |
3. Подготовка к восприятию материала урока. | Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней. У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными | | | |
4. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Уровень 1 «Состав слова» (слайд3) Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова» Скажите пожалуйста, что изучается в морфемике? Что такое морфема и какие морфемы вам известны? | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
5. Опрос по правилам (работа в парах) | | А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке «правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе). | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
Взаимооценка. | | 1. – окончание 2. – корень 3. – суффикс 4. – приставка 5. – окончание 6. – корень | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
6. Выполнение морфемного разбора слов | Совместное исследованиепроблемы. | На следующем этапе (слайд4) 1 уровня игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов. 1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить 2в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить. |
Взаимооценка. | Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор, опираясь на образец, записанный на доске. | Анализируют написанное | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Орфографическая диктовка (учитель диктует, 2 пишут на закрытой доске). Взаимопроверка работ | Совместное исследованиепроблемы. | Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию, которую повторим на следующих уровнях игры. Уровень 2 "Правописание приставок" (слайд6) |
Самооценка | Что необходимо знать о приставках? (слайд6,7,8) Напишите диктант, сверьте свою работу с работой на доске, поставьте соответствующее количество баллов в строку «Орфографический диктант» 2 уровня. (слайд 9)
1.в.Бе_шумный, _..давать, ра_чертить, бе_вкусный, ра_дать, 2.в.Ра_свет, ра_цвет, бе_совестный, бе_думный, _..бежать Правописание каких двух групп приставок мы повторили? Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с? _Для закрепления выполните тестовое задание№1 (Слайд10-14) | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль |
Повторение орфографического правила (работа в парах). | Уровень 3 Что необходимо знать о безударных гласных в корне слова? «Правописание корней с чередованием а//о» (слайд15) Правильно, мы переходим на 3 уровень, на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о. Назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование. Прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль |
1в. – корни –лаг-, -лож-1в. – корни –раст-, -ращ-, -рос-. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Ищут корни с чередованием | Осуществляют взаимоконтроль |
Проверять умение писать корни с чередованием мы будем с помощью кодированного диктанта |
Взаимопроверка работ | Контроль.(слайд16) | 1. предполагать, водоросли, возраст; 2. изложение, росток, расположение; 3. прилагательное, слагаемое, растущий; 4. подросла, заросли, вложить; 5. отрасль, вырос, растительный _Для закрепления выполните тестовое задание№2. (слайд17.18,19) |
Применение общего способа действия для решения частных задач | Совместное исследованиепроблемы. | Молодцы, вы успешно преодолели 3 уровня игры, и впереди у нас «Суперигра». Но, чтобы получить задания последнего уровня, нужно набрать специальный числовой код. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль |
Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры. (Слайд20) |
1. шёпот |
2. шёрох |
3. цыфра |
4. цыплёнок |
5. капюшон |
6. дистанцыя |
7. молодцы (код 2,3,6 слайд 21) |
Как вы осуществляли свой выбор? |
Какая буква о или ё пишется, как правило, в корне слова после шипящих?(слайд 22) Тестовые задания№3(слайд 23,24) В каком случае мы будем писать буквы И –Ы после Ц в различных частях слова? (слайд25) Тестовые задания №3(слайд26) |
Контроль на этапе окончания учебной темы Выполнение самостоятельной работы. | Контроль. | Уровень 4 «Суперигра». | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют дифференцированную (разноуровневую) работу |
На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов. |
Кто попробует на 5, на 4? |
Карточка для самостоятельной работы. |
Задания. |
3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы. |
4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы. 5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания.. |