Конспект урока на тему" Повторение изученного по теме " Морфемика. Орфография. Культура речи"
Конспект урока на тему" Повторение изученного по теме " Морфемика. Орфография. Культура речи"
Урок "Повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи" имеет следующие цели :
1.повторение материала по теме ( названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и суффиксов, умение проводить морфемный разбор, подбирать слова по схемам);
2. развитие творческих способностей обучающихся, развитие умения обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания.
3.формирование интереса к русскому языку, воспитание у учащихся чувства прозитивной оценки и самооценки.
На данном уроке используется следующее оборудование : кроссворд, сигнальные карточки, карточки со словами, тест.
Форма урока: урок-соревнование.
В начале урока ставится проблема, решать которую обучающиеся будут самостоятельно. Помогать им в этом будут и эпиграфы. Дети отвечают на вопросы учителя, работают у доски по вариантам, работают по карточкам. делают выводы. На уроке применяются игровые технологии. Закончив работу, они делают вывод: окочаниея вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов, в каком роде стоит прилагательное, в каком лице- глагол. Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове.Игра " Приставкины смыслиночки" помогает составить целый дорожный рассказ( вышли, пошли, прошли, обошли, дошли, зашли). Игра " Не ошибись" развивает память, внимание. Сначала ученики дают определение, вспоминают, когда пишется З, а когда пишется -С. ( сигнальные карточки : Буква З - желтый цвет, а буква С - красный цвет). Если кто- то из детей ошибается, он посторается объяснить правописание приставок. Обучающиеся называют четыре секрета корня (1. Общая часть родственных слов. 2. Общее лексическое значение. 3. Нужно искать слова без приставок, с другими приставками. 4. Может быть чередование, выпадение гласных).
Игра " Третий лишний". Ученики находят слово - не родственное для других. Подбирают "родственников", от которых "убежала " беглая гласная. вспоминают, что такое беглая гласная. Читать- чтение, окошко- окна, пень- пни,темнота- тьма, огонь-огня, сон- сна, день-дня. Выполняя задания игры " Кто больше", ученики записывают однокоренные слова к словам : ДРУГ и ХЛЕБ. На данном уроке соблюдена здоровьесберегающая технология ( Переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутка). Физкультминутка подчеркивала тему урока.
С при- приставкою присесть,
С по - приставкою подняться и т.д. Детям очень нравится игра " Создай слово"( Морфемы "Рассыпаны" и их нужно собрать) 1. -ух, под-, -солн-, подсолнух. После завершения они обмениваются своими работами и проверяют работу своего товарища. Интересен ученикам и кроссворд, и викторина. В конце урока они отвечают на вопрос " Зачем же нужно изучать строение слова", получают оценки, и домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему" Повторение изученного по теме " Морфемика. Орфография. Культура речи"»
Тема: Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Цели:
Повторить материал по теме (названия морфем, правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок и суффиксов; умение проводить морфемный разбор, подбирать слова к схемам);
Способствовать развитию творческих способностей обучающихся; Учить обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания;
Способствовать формированию интереса к русскому языку, воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки.
Оборудование: кроссворд, сигнальные карточки, карточки со словами, тест.
Форма урока: урок-соревнование
Эпиграф:
Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.
К.Д. Ушинский.
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
ХОД УРОКА
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас бодрыми и веселыми. Прежде чем начнем урок, проверьте, все ли приготовлено к нему. Улыбнитесь друг другу, чтобы было у вас хорошее настроение. Располагайтесь поудобнее, не забывайте следить за осанкой. С чего начнем урок?
-С записи даты и темы. « Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Наш сегодняшний урок не совсем обычный- урок- соревнование.
Посмотрите на тему нашего урока, какова же проблема, над которой мы будем работать? Что же именно мы будем повторять?
-Послушайте 1-й эпиграф к нашему уроку.(Чтение эпиграфа учителем)
-Как называется раздел русского языка, в котором изучаются части слова, т.е. морфемы?
-Обратите внимание на следующее высказывание (Чтение эпиграфа).
-Сегодня мы повторим все, что узнали о морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием. Работы будет много, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными.
II.Повторение изученного.
1.Вопросы к классу.
-Назовите известные вам морфемы.
-Что такое окончание?
-Как найти окончание в слове?
-Назовите формы слов: МОРОЗ СНЕЖИНКА( у доски)
На местах по вариантам-
1.ВЕСНА 2.МЕТЕЛЬ
Как образуются формы слова и однокоренные слова.
Какие слова называются однокоренными.
2.Работа по карточкам( у доски)
СОЛНЫШКО МАЛЕНЬКИЙ
СУГРОБИК МОРОЗНЫЙ
На местах по вариантам
1.МИР 2.ТРУД
-Подберите как можно больше однокоренных слов.
Вывод: Окончания вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов, в каком роде стоит прилагательное, в каком лице- глагол. Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове.
3.Вопросы к классу
-Какие морфемы могут входить в основу слова?
- Докажите, что приставка и суффикс являются значимыми частями слова.
-Что такое суффикс?
-Что такое приставка?
Каковы общие и отличительные черты суффикса и приставки?
4.ИГРА « ПРИСТАВКИНЫ СМЫСЛИНОЧКИ».
Перед вами две собачки, им нужно пройти из одного домика в другой. А еще в игре будут участвовать морфемы. Корень-Ш-, суффикс-Л-окончание –И. И разные приставки, которые вы вспомните сами. Задача: описать действия человечков, образуя от глагола ШЛИ слова с разными приставками.
Вывод. Как видите, приставки помогли нам составить целый дорожный рассказ.(вышли, пошли, прошли, обошли, дошли, зашли)
5.Игра «Не ошибись!» Сигнальные карточки.
-Давайте вспомним, когда пишется на конце приставки пишется З, а когда –С.
(Сигнальные карточки: буква з – желтая карточка, с – красная). – Кто ошибется – объясняет правописание приставок. З или С? Безвредный, безвкусный, вскрикнуть, взглянуть, искоса, изгиб, чрезмерный, бесхарактерный, размер, рассмешить, испортить.
6.Вопросы к классу
-Что такое корень?
-Как убедиться, что корень найден правильно?
-В чем отличие корня от приставок, суффиксов?
-В чем отличие корня от основы?
- Назовите четыре секрета корня.
(1.Общая часть родственных слов.2.Общее лексическое значение.3.Нужно искать слова без приставок, с другими приставками.4.Может быть чередование, выпадение гласных).
7.Игра « Третий лишний».
- В каждой тройке одно слово - не родственное для других . Найдите его.
1.Лес, лестница, лесничий.
2.Честный, чесночный, чеснок.
3.Седло, седловина, седина.
4.Смешной, смешать, смешить.
8. Задание «Подберите родственников»
Подберите «родственников» от которых «убежала» беглая гласная. Напомните, что такое беглые гласные.
Читать, окошко, пень, темнота, огонь, лев, сон, день.
(Чтение, окна, пни, тьма, огня, льва, сна ,дня).
9.Задание.Игра « Кто больше?» Запишите однокоренные слова к словам:
1. Специалист по разведению садов. 2. Локомотив с паровым движением. 3. Канал для выхода дыма из трубы. 4. Русская народная игра-пляска. 5. Лес, поваленный бурей. 6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы. 7. Огнестрельное оружие.
Задание 13: Вспомните корни с чередованием. Выписать слова с чередующимися гласными в корне.
Ложился туман на поля. Мы предложили провести слет туристов на берегу реки. Ребята расположились у костра и с наслаждением ели печеную картошку. Три гордые пальмы высоко росли. Рис растет на болотистых местах.
13.Викторина.
1. Угадайте слово с приставкой с- по его значению, запишите это слово:
а) Написать, позаимствовав у другого и выдав за свое (списать). б) Прибавить одно к другому (сложить).
2. Выразите одним приставочным глаголом или прилагательным следующие понятия:
а) Лишить возможности причинять вред – (обезвредить). б) Покрыть сплошными царапинами – (исцарапать). в) На некоторое время задуматься – (призадуматься). г) Не имеющий определенной формы – (бесформенный).
1II. Итог урока. Зачем же нужно изучать морфемику, морфемный состав слова?(Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) -Подумайте, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока. Оценки
IV. Домашнее задание. Создать словообразовательное дерево слова ЛЕС.