Обобщающий урок по теме «Морфемика. Орфография».
Цель урока: систематизировать знания и умения по теме “ Морфемика. Орфография».
Задачи урока:
обучающие:
а) повторение и закрепление всех орфографических навыков
б) закрепление умение выполнять морфемный разбор, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова
развивающие:
а) умение сопоставлять и сравнивать,
б) расширение словарного запаса учащихся,
в) умение творчески работать (занимательные задачки),
г) развитие самостоятельности у учащихся.
воспитывающие:
а)воспитывать положительную мотивацию к обучению
б) способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе;
Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеоролик, структурная карта урока.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!
Записываем число, классная работа.
II. Синтаксическая пятиминутка. Анализ текста
1) Когда мы расположились около зарослей с густой растительностью, мой товарищ услышал тихий шорох в кустах. 2) Мы подошли на цыпочках, бесшумно отодвинули ветки, и я увидел гнездо синицы. 3) Потом я снял тяжёлый рюкзак, достал спички и поджёг хворост.
Задания к тексту:
1.Объясните правописание всех орфограмм, изученных на последних уроках.
2. Разберите слова расположились,зарослей по составу.
3.Подбери к слову растительностью однокоренные слова (растение, зарастать,
растущий).
4.Какая морфема указывает на форму глаголов увидеЛ, отодвинуЛи.
5.Найди существительные с нулевым окончанием (шорох, рюкзак, хворост).
6. Укажите предложение, соответствующее схеме [ О, О и О ].
III. Cлово учителя о целях и задачах урока.
Устный опрос:
1.Мы закончили изучение еще одного раздела языкознания. Как он называется?
Что изучает?
2.Что такое морфема? Перечислите их.
3.Какие морфемы участвуют в словообразовании?
4.Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?
IV. Практическая работа.
Работа в парах. Взаимопроверка.
1. Найди пару. Выдели корни. Выпиши чередование звуков.
Трещать, вяжу, корм, сидеть, ношу, любить, вязать, сижу, треск, носить, люблю, кормлю.
2. Распредели слова на две группы:
1. Формы слова 2. Однокоренные слова
К воде, водный, у воды, в воде, в воду, водичка, водник, воды, подводный, водой, водяной, вода, водопровод, подводник.
3 «Четвёртое лишнее». ( устно)
- Больница, болтун, больной, болевой
- Гореть, горный, гора, гористый
- Водитель, вода, водник, водоросли
4 Диктант-молчанка. ( ы-и после ц ).
Записать слова, называющие предметы, изображенные на рисунках, обозначить условия выбора орфограммы « ы-и после ц».
Мотоцикл, рукавицы, цыпленок,цифра, циркуль, цыганка, огурцы, птицы.
5 Проверка домашнего задания. Чтение рассказов, составленных с использованием слов-исключений « ы-и после ц».
6 Физминутка.
7. Игра «Найди ошибку». Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет? ( А-О в корне –лаг- -лож-, раст- рос- ).
Мне предлажили сходить в поход. Мы пролагали путь сквозь густые зарасли. Растения тут и там: расли осинки, подрастали березки. Зеленые растки видны везде. Мы прилажили много усилий, чтобы выйти на поляну.
Найти слова, в которых допущены ошибки. Записать их в исправленном виде, выделить орфограммы.
8. Творческий диктант. ( о-ё после шипящих).
Узнать слово по его лексическому значению, записать его. Составить предложение с одним из слов.
плод дуба - _________________________________________
цвет одуванчика - _____________________________________
предмет для чистки зубов - _____________________
разговор тихим голосом -______________________________________
лёгкая ткань - ______________________________________________________
знак для переноса слов -__________________________________________
профессиональный наездник на скачках -_________________________________
шуршание -_________________________________________
цвет, противоположный белому - ________________________________
человек, нарядно одетый, любящий нарядно одеваться ______________________
водитель машины _____________________________
место соединения сшитых кусков ткани _____________________________
9. Сигнальный диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
V. Итоги урока.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”
1 вариант
1. Найди лишнее слово:
А) горе Б) гористый В) горец Г) пригорок
2. Найди слово с нулевым окончанием
А) спросил Б) весна В) впереди Г) чистый
3. Выбери верный ответ: - ешь является окончанием:
А) сущ., женского рода, 3 скл. Б) глагола 1 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч.
В) глагола 1 спр., наст. или буд. времени, 2 л. ед. ч. Г) глагола в н/ф
4. Найди слово с О после шипящих в корне слова:
А) ж…лудь Б) печ…нка В) ч…рточка Г) ож…г руки
5. Найди слово с буквой Ы после Ц:
А) ц…ркуль Б) ц…кнуть В) ц.ферблат Г) ц…корий
6. Найди слово с приставкой без-:
А) бе…шумный Б) бе…жалостный В) бе…покойный Г) бе…цветный
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ “СЛОВООБРАЗОВАНИЕ”
2 вариант
1. Найди лишнее слово:
А) густой Б) густеть В) гусыня Г) густота
2. Найди слово с нулевым окончанием
А) берег Б) играли В) красивые Г) лето
3. Выбери верный ответ: -ишь является окончанием:
А) глагола 2 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч. Б) сущ., женского рода, 3 скл.
В) глагола в н/ф Г) глагола 2 спр., наст. или буд. времени, 2л. ед. ч.
4. Найди слово с Ё после шипящих в корне слова:
А) ож…г плечо Б) крыж…вник В) ш…колад Г) ш…рох
5. Найди слово с буквой И после Ц:
А) ц.ган Б) синиц…н В) ц…гейка Г) круглолиц…й
6. Найди слово с приставкой бес-:
А) бе…чувственный Б) бе…звучный В) бе…брежный Г) бе…действовать
VI . Рефлексия.
Ученики оценивают свою работу на уроке, подчеркнув на рабочих листах да / нет) и устно делятся впечатлениями.
- Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.
- Тебе интересны были предложенные на уроке задания? Да. Нет.
- Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.
В конце урока учащиеся сдают рабочие листы на проверку.
VII. Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мой школьный день» с использованием изученных орфограмм